«Спрашивали? Отвечаем»: воспитание близнецов

Детки-близнецы на прогулке всегда вызывают невероятное умиление у всех вокруг. Ведь они похожи друг на друга как две капли воды. И только родители знают, какими разными могут быть характеры у их малышей. Как лучше вести себя родителям: подчеркивать сходства или различия? Нужно ли покупать одинаковые игрушки и одежду? Что делать, если возникает ссора?

Наши читатели задали вопросы о воспитании близнецов дефектологу, клиническому психологу, заведующей отделением специальной психологии и коррекционного обучения Центра психолого-педагогической помощи в педиатрии ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России кандидату педагогических наук Наталье Павловой. А доктор подробно ответила на каждый из них.

Расскажите, пожалуйста, возможен ли разный режим у близнецов? Если один хочет спать, а второй нет, обязательно ли укладывать? (Юлия)

К режиму дня необходимо приучать детей, так как самостоятельно этот навык не формируется. Если мы говорим о близнецах, то родителям лучше с первых дней жизни приобщать обоих детей к определенной последовательности сна, кормления, периода активности, так же как это делают в детском саду.

Существуют психофизические нормы, на основании которых определяется режим дня ребенка. Индивидуальный подход в этом случае может быть применен в отношении организации детской деятельности (сна, питания, бодрствования), но не в продолжительности и смене структуры дня, изменения ритма жизни семьи. При соблюдении определенной последовательности событий дети быстро запоминают ее, что ведет за собой формирование привычки придерживаться оптимального ритма, который соблюдают оба ребенка, что принесет пользу каждому из них и позволит родителям выделить свободное время для себя.

Правда ли, что близнецы чувствуют друг друга? Буквально, если одному больно, другому тоже? (Ангелина)

Многие исследователи отмечают наличие между близнецами незримой душевной или эмоциональной связи, которую фактически доказать или опровергнуть нельзя. Она проявляется высокой чувствительностью к настроению друг друга. Капризы одного могут вызывать такие же эмоциональные реакции у второго. Дети болезненно реагируют на разлуку с близнецом, сопереживая брату или сестре, полностью разделяют с ним эмоциональное состояние, очень глубоко включаются в это, как бы разделяя на двоих боль и радость, воспринимая переживание другого, как свое. Этот феномен известен как особая эмоциональная чувствительность в сиблинговых парах.

Вопрос не про воспитание, но про близнецов. Если ребенок идет на день рождения к одному из близнецов, то как быть с подарками? Общается только с одним (Татьяна)

Подарить положительные эмоции, хорошее настроение – вот главный смысл подарка. Если день рождения у обоих детей, то подарок может быть один на двоих или для каждого именинника. Причем, выбирая их, желательно учесть интересы и предпочтения каждого. В случае раздельного празднования дня рождения (чаще в подростковом возрасте) подарок дарится пригласившему вас на праздник, то есть виновнику торжества.

Обязательно ли одевать детей одинаково, покупать одинаковые игрушки, подарки? Не испортит ли это индивидуальность? И, с другой стороны, не рассорят ли их разные подарки? (Руслан)

О воспитании близнецов написано немало статей и книг. В самом слове «близнецы» подчеркнута особенность этих детей — близость, тесно связывающая и превращающая их в маленький коллектив. И многие родители стремятся подчеркивать одинаковость детей во всем: одежде, игрушках, содержании и методах воспитания.

Внешнее сходство детей и единообразие в одежде подкрепляет эту связь и стремление быть одинаковыми, что может привести к формированию схожих привычек и убеждений, в том числе торможению процесса становления индивидуальности. Родителям следует предупреждать формирование у близнецов чрезмерной зависимости от мнения другого и уделять внимание становлению индивидуального самосознания. Ведь у каждого ребенка есть индивидуальные особенности и черты характера, поэтому с рождения нужно учитывать личностные характеристики и предпочтения, а по мере взросления позволять детям самостоятельно выбирать одежду по их вкусу.

Необходимо поощрять игры близнецов с разными детьми, обращать внимание на индивидуальные потребности, желания. Нередко различия темперамента и интересов заметны с рождения, не нужно стараться их нивелировать.

У сыновей (4 года) большая конкуренция — кто первый. Утром кто зубы первый почистит, шкаф откроет, причешется. Проигравший — плачет до истерики, до самого сада не успокоить. Вечером то же самое. Если их по очереди утром будить, тогда без проблем. Но если встали вдвоем, то это постоянно — кто первый! Как решить эту проблему? (Наталья)

В паре близнецов нередко выделяется лидер. Это хорошее качество, которое, с одной стороны, надо поддерживать, с другой – не зафиксировать внимание одного из близнецов на ведомой позиции. При этом следует оказывать помощь и эмоциональную поддержку тому, кто опоздал, замешкался, не успел что-то сделать.

Никогда не надо сравнивать детей, вы тем самым формируете у одного ребенка неуверенность, которая будет накапливаться и может преобразоваться в личностную особенность. Наоборот, желательно воспитывать в каждом ребенке лидерские качества. В силах родителей показать свою заботу о каждом из близнецов и попытаться развить в них самостоятельность и ответственность, научить принимать решения, справляться с трудностями.

Внимание и забота со стороны родителей, четкое осознание того, что каждый близнец — отдельная личность, должны позволить детям преодолеть возникающие межличностные конфликты и в полной мере развить свои индивидуальные способности.

А для первенства в бытовых делах можно установить очередность: кто сегодня первым открывает шкаф, берет расческу и др.; установить новое правило: первый помогает опаздывающему.

У подруги двойня, сейчас им по 6 месяцев, это первые дети, беременность долгожданная, ЭКО. Состоит подруга в одной группе про близнецов и чем больше читает ее, тем больше впадает в истерику: неужели все близняшки такие «сложные»? Пишут, что они хуже приспосабливаются, позже начинают ходить, говорить, не обладают, социальными навыками, больше вредничают, не слушаются, спят ужасно. В общем, она себя накручивает или это действительно так? (Виктория)

Воспитание одного малыша — непростая работа. А когда младенцев двое, крайне сложно справиться с нагрузкой и объем обязанностей кажется непосильным. Близнецы в этом не виноваты, просто родителям нужно постараться более тщательно планировать свое время, но даже в этом случае на отдых времени не остается. Это одна из причин мифа об особых проблемах, которые возникают при воспитании близнецов.

На самом деле это не так, все очень индивидуально. Не существует никаких данных о том, что близнецы хуже развиваются, хуже социализируются или в целом более капризные или «сложные». Так что здесь вы можете вашу подругу успокоить.

К тому же нельзя сбрасывать со счетов недостаточную педагогическую ценность мнения пользователей социальных сетей (интернет-сообществ). При наличии воспитательских трудностей лучше обратиться к профессионалу, установить причину их возникновения и пути устранения.

Наиболее правильная тактика — это «индивидуализация» каждого ребенка, основанная на максимальном внимании родителей к его развитию и потребностям. Важно формирование у близнецов режима дня с учетом существующих психофизических норм, использование индивидуального подхода при организации игровой деятельности, выделение времени для общения с каждым ребенком, обучение игре.

Подскажите, как происходит адаптация к детскому саду у близнецов, будет ли им сложнее социализироваться, ведь они привыкли всегда быть вдвоем (Людмила)

Тема адаптации ребенка к детскому саду очень актуальна. Не только родители, воспитывающие близнецов, сталкиваются с трудностями привыкания сына или дочери к новым социальным условиям, но и те, кто воспитывает одного ребенка. Любой ребенок может длительно адаптироваться к изменившимся социальным условиям и негативно воспринимать отсутствие мамы рядом, и присутствие брата или сестры в этом случае отчасти сгладит эту ситуацию и поможет облегчить процесс привыкания.

Важно постепенно увеличивать время нахождения в детском саду и коллективе сверстников, развивать навыки общения с детьми и самостоятельность в быту, менять привычную обстановку, ходить в гости и оставлять ребенка у родственников на некоторое время. Все эти приемы позволят малышу приобрести необходимый социальный опыт.

Мягкое последовательное привыкание к новому ритму жизни облегчит процесс адаптации к детскому учреждению, и через некоторое время дети спокойно начнут оставаться там. Привыкнув к детскому коллективу, каждый из близнецов может найти себе нового друга, больше по времени общаться с ним, чем с братом или сестрой, но это не должно пугать родителей. Неправильно, когда близнецы общаются только друг с другом, хотя им хорошо вместе и не скучно.

Родители не должны ограничивать общение и с другими детьми-одногодками или немного постарше. В компании других детей близнецы будут учиться общаться по-другому, говорить не так, как это делает сверстник, иначе вступать в игру, предлагать свой вариант или способ, тем самым взаимообогащать опыт друг друга, играя в паре в домашних условиях.


Источник