«Мокрое дело»: отпускать ли ребенка в туалет во время урока? (разбираемся вместе с юристами и педагогами)
«Можно выйти?» — эту фразу учителя слышат, наверное, на каждом занятии. Имеет ли педагог право отказать ученику, которому «приспичило», или должен обязательно разрешить «культпоход», даже если он случается в третий раз за 45 минут? Разбираемся вместе с юристами и педагогами.
28 сентября учительница биологии в одной из школ Приморья не отпустила в туалет ученика пятого класса. У ребенка была диарея, и он был вынужден справить нужду в штаны на глазах у одноклассников. Но даже после этого школьнику не разрешили покинуть класс. Свою позицию в этом инциденте педагог объяснила тем, что директор школы запретил учителям отпускать детей во время уроков. После того, как ситуация получила огласку, расследованием происшествия занялось местное министерство образования, где уже пообещали назначить «дисциплинарное наказание» и для учителя, и для директора.
Что говорит закон
Ни в одном законе прямо не прописано, что учитель обязан отпускать ребенка с урока по естественной надобности. Но и нигде не говорится, что отпускать ребенка нельзя.
Юрист, автор канала «Юрист Евгений Шупиков» в Telegram, считает, что учителя не имеют права отказывать детям, когда они просятся «выйти».
«Учитель, который не отпускает школьника в туалет, безусловно, нарушает законодательство», — говорит Евгений.
Юрист перечислил, каким именно законодательным положениям противоречит такая позиция:
- Статьи 21 и 41 Конституции РФ, в которых закреплено право на здоровье и право на достоинство;
- Статью 9 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», в которой сказано, что при осуществлении деятельности в области образования ребенка в организации, осуществляющей образовательную деятельность, не могут ущемляться права ребенка;
- Статью 34 Федерального закона «Об образовании в РФ», в которой сказано, что обучающимся предоставляется право на предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, а также право на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья.
Юрист и директор частной школы «Феникс» Татьяна Зверева не так категорична. Она полагает, что этот вопрос лежит не в правовом поле, а в моральном.
«Смотря как подойти к вопросу. С одной стороны, если говорить о человеческом достоинстве ученика, которое в данном случае, естественно, унижено, то по Конституции, по Закону «Об образовании» учитель не имел права этого делать. Но, с другой стороны, по должностной инструкции учитель отвечает на уроке за безопасность всех детей класса», — считает Татьяна.
Опыт коллег
Большинство российских учителей предпочитают отпускать учеников по нужде во время уроков. Таков результат опроса, который провел «Педсовет» в соцсетях.
Ситуации во время уроков бывают разные. Школьные учителя поделились своими историями, в которых реальные нужды детей вступают в противоречие с указами директоров и внутренними правилами школ. Многие просили оставить комментарии анонимными.
«Когда я работала в школе, наша администрация настоятельно рекомендовала не отпускать детей на уроках, потому что они, мол, гуляют и портят имущество, а не ходят по делу. Но у нас большинство учителей (особенно не старой закалки) отпускали, потому что никто не хотел казусов в виде писающихся на уроках детей. Должны быть какие-то другие меры контроля за поведением вне класса (в идеале — дежурные в коридорах и туалетах). Это не зона ответственности учителя», — говорит Елена.
«У нас нет правил. Хочет — пусть идёт. Потому что, конечно же, бывают и«поносы, и золотухи»… Понятно, что могут нашкодить. Но ведь мы по себе знаем, что могут быть всякие внезапные, нестандартные ситуации. Да и мы детей слишком хорошо знаем: кто просто увильнуть хочет от ответа, кому просто не нравится находиться на уроках. У них на лице всё написано. Лично я говорю, что отпускать во время урока разрешено только тех, у кого есть проблемы со здоровьем, и, конечно, на это имеется справка. У хитрецов справки нет — они сразу начинают улыбаться и забывают про туалет. Пока за 29 лет не ошибалась. Это, конечно, про старшие классы, малышей всех отпускаю», — поделилась опытом Наталья.
«Я работаю с начальной школой, веду занятия по технологии и кружки. Дети часто прибегают чуть раньше. В этот момент, до начала занятия, напоминаю, что есть несколько минут, можно сделать «дела перемены», если забыли. Особенно для первоклашек это напоминание обычно не лишнее, работает. В остальном есть договоренность, что отчитываться не стоит, дверь открыта, выйти можно в любой момент. Однако занятие прерываться не будет, выходящий пропускает что-то важное», — так поступает Ольга Полякова, учитель технологии и педагог дополнительного образования в «Новой школе», Москва.
«Иногда, у детей бывает такая игра — выйти в туалет. Отпускаю по очереди, двоих не отпускаю сразу. Телефон прошу оставить в классе», — поделилась Елена Яковлева, учитель английского языка в школе в Петербурге.
«Я считаю, что надо отпускать. Это потребность физиологическая, а иногда ребёнку нужно выйти и выдохнуть. Почему нет? Можно выглянуть в коридор и посмотреть, куда пошёл ребенок. Контролируем старших», — поделилась Надежда.
Взять на вооружение
В школах в других странах тоже есть такая проблема. И, например, в закрытых учебных заведениях Великобритании придумали интеллигентное решение. У каждого учителя есть пропуск в туалет, но только один. Его выдают, если ученик отпрашивается в уборную.
С опытом зарубежных коллег знаком Сергей Минденко, учитель физической культуры, классный советник физико-математической школы СФУ.
«Если без пропуска застукали в коридоре, то следует наказание. Первое — отстранение от уроков. При этом ученик должен выучить все, что прошли за это время и сделать все задания. Второе наказание — отстранение от физкультуры: у них, там, за морем, считается, что не посещать уроки физкультуры стыдно. Самое жесткое наказание для учеников — это исключение из школы».
К сожалению, однозначного ответа на вопрос «отпускать или нет» не существует. Так что действовать учителям приходится по ситуации.