Краеведение в начальной школе
«Моя малая родина»
Программа внеурочной деятельности по краеведению
Таборская Надежда Алексеевна, учитель начальных классов МБОУ «Кушкопальская средняя школа №4», д. Кушкопала, Пинежский район, Архангельская область
Краеведение – это радость подробного узнавания жизни, прирастание сердцем ко всему, что постоянно формирует у человека понятие «Отечество»
В. Песков
Пояснительная записка
Малая родина ребенка – это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это памятные места родного села, его исторические и культурные центры, предприятия, работающие на территории сельской администрации и, конечно, это люди — гордость и слава родного села. Краеведение – благодатная почва, позволяющая воспитывать у детей любовь к родным местам и Отечеству в целом.
Краеведение способствует:
— становлению гражданской позиции по отношению к окружающему миру и общественным явлениям;
— формированию толерантного поведения;
— укреплению семейных связей (заинтересованность содержанием работы кружка не только учащимися, но и родителями; изучение истории села через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников; изучение жизни края в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии);
— формированию экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности;
— развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей через тематические акции, конкурсы; ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы;
— формированию готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни, видению своего места в решении проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.
Изучение родного края необходимо уже на начальной ступени образования, так как именно в этом возрасте закладываются основные качества личности. «Мира не узнаешь, не зная края своего!»
Актуальность данного курса заключается в необходимости формирования патриотических чувств учащихся в современных условиях расширяющегося информационного пространства, в создании предпосылок исследовательской деятельности младших школьников.
Цель: приобщить младших школьников к истокам народного северного творчества, к вековым традициям северян и прививать любовь к духовным сокровищам прошлого.
Эта цель осуществляется через определённые задачи, которые показывают, что нужно сделать, чтобы достичь высокого звания КУШКОПАЛЕЦ.
Задачи:
Образовательные
- Включение учащихся в практическую исследовательскую деятельность.
- Развитие мотивации к сбору краеведческого материала.
- Изучение истории и природы (флоры и фауны) своего родного края.
Воспитательные
- Формирование потребности в саморазвитии.
- Формирование активной жизненной позиции.
- Развитие культуры общения.
- Воспитание любви к малой родине.
Развивающие
- Развитие деловых качеств, таких как самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность.
- Развитие вкуса к родному слову.
Занятия строятся в соответствии с возрастными особенностями. Каждая деятельность включает в себя элементы теории, практику, демонстрацию результатов деятельности.
Преимущественная форма занятий – активная работа ребят: индивидуальные задания, организация выставок и конкурсов, привлечение родителей, бабушек и дедушек учащихся.
Участники внеурочной деятельности: учитель, ученики, родители.
Возраст учащихся: 6–10 лет. В кружок принимаются все желающие, без специального отбора.
Режим занятия. Программа «Моя малая родина» рассчитана на 33 часа в год (1 час в неделю) для 1 класса и 34 часа для учеников 2-4 классов. Продолжительность занятий 30-35 минут, как правило, во второй половине дня.
Формы проведения занятий:
— экскурсии (по деревне, в музей);
— викторины, конкурсы;
— конференции, литературные гостиные;
— уроки-лекции; уроки-встречи;
— работа с документами, СМИ;
— мастер-классы;
— поездки;
— проекты, доклады, сообщения, исследовательская деятельность.
Краеведческий материал можно использовать фрагментарно на различных уроках: в текстах, предложениях по русскому языку, задачах по математике, беседах по литературному чтению, окружающему миру.
Важная составляющая краеведения – элементарная поисково-исследовательская деятельность учащихся по заданию или инструкции учителя.
Ожидаемые результаты
В основе реализации программы «Моя малая родина» лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие таких качеств личности, как: патриотизм, гражданственность, уважение к прошлому и настоящему родного края. В результате занятий у младших школьников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.
Предполагается, что в результате формирования личностных УУД к окончанию начальной школы у ребенка будут сформированы:
Личностные действия
Выпускник научится и приобретет:
а) научится ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее;
б) приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
в) научится ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;
г) приобретет способность развить в себе этические чувства – стыда, вины, совести – как регуляторов морального поведения.
Выпускник получит возможность для формирования:
а) основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина Архангельской области, чувства сопричастности и гордости за свой край;
б) мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные, внешние и внутренние мотивы;
в) эстетических чувств на основе знакомства с национальной культурой Архангельской области;
г) чувства гордости за свой край, за успехи своих земляков;
д) эмпатии как понимания и сопереживания чувствам других людей.
Регулятивные действия:
Выпускник научится:
а) планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
б) самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации, конференции;
в) использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.
Выпускник получит возможность:
а) научиться анализировать и синтезировать необходимую информацию;
б) в сотрудничестве с учителем ставить новые задачи, цели;
в) самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом, исследованием, конференцией;
г) вносить необходимые изменения в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные действия:
Выпускник научится:
а) используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;
б) на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
в) узнавать символику Архангельской области и Пинежского края;
г) описывать достопримечательности родного края;
д) использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о нашем крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации;
е) осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек;
ж) работать с атласом, глобусом и картой;
з) находить на карте Архангельскую область, Пинежский район, деревню Кушкопала.
Выпускник получит возможность:
а) самостоятельно подбирать литературу по теме;
б) осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек города, архивов и Интернета;
в) работать в семейных архивах.
Коммуникативные действия:
Выпускник научится:
а) понимать различные позиции других людей, отличные от его собственной;
б) ориентироваться на позицию партнера в общении;
в) учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.
Выпускник получит возможность:
а) готовить и выступать с сообщениями;
б) формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;
в) наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества края;
г) аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.
Принципы организации деятельности:
— гуманизация;
— личностно-ориентированный подход;
— научность;
— доступность;
— дифференцированный подход;
— практическая направленность.
Формы организации деятельности:
— групповые;
— коллективные;
— индивидуальные.
Формы отслеживания результатов:
— презентации;
— заметки в школьную газету «Наша школьная страна», районную газету «Пинежье»;
— проектные карты;
— «родословная» книга класса;
— создания книг «А на Пинежье-то так говорят», «Мои земляки в Великой Отечественной войне», «Красная книга Кушкопалы».
Работа с родителями:
– анкетирование для родителей учащихся 1 класса в начале года о необходимости работы внеурочной деятельности для их детей и в конце учебного года с целью проверки удовлетворенности достигнутыми результатами;
– организация экскурсий в музей Кушкопалы и экскурсий на природу;
– подготовка и проведение совместного мероприятия «Мои земляки в Великой Отечественной войне».
Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы «Моя малая родина»
Каждый раздел поделен на темы, которые ежегодно будут расширяться и конкретизироваться в соответствии с возрастными особенностями учащихся начальной школы. Материал от года к году углубляется, формы работы усложняются.
Программа первого года обучения предполагает формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, городу, в котором живешь. Важнейшая задача: познакомить детей с их окружением (школой, селом и деревней, достопримечательностями областного центра, городом Архангельском). Содержание раздела содействует формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире (умение определить и найти нужный адрес); этики поведения, взаимоотношений детей и взрослых. Программа предполагает формирование первичных понятий об истории, достопримечательностях Архангельской области, богатстве растительного и животного мира. На первом году обучения ребята изучают историю своей семьи, семейные традиции, семейные реликвии. Важно начать процесс патриотического воспитания с семьи. Не секрет, что чем старше становятся дети, тем больше они отдаляются от семьи, тем больше их притягивает улица. Необходимо не пропустить момент, когда ребята еще готовы обращаться за помощью к своим близким людям, родителям, бабушкам и дедушкам. Взрослые члены семьи всегда готовы прийти на помощь малышам. Происходит укрепление семейных отношений, укрепляется связь поколений, бабушки и дедушки чувствуют свою необходимость. Растет уровень нравственности в семье. Появляется чувство общей гордости за членов своего рода. Родители, бабушки и дедушки – активные участники всех итоговых мероприятий, помощники педагога.
Учебно-тематический план для 1 класса
Тема | Общее кол-во часов | Теоретич. часы | Практич. часы |
Раздел 1. Вводное занятие. История заселения и освоения земли Архангельской |
1 2 |
2 |
— |
Раздел 2. Природные условия и ресурсы Архангельской области | 6 | 2 | 4 |
Раздел 3. Пинежье – живая сказка русского Севера | 9 | 9 | — |
Раздел 4. «Командировка в семью» | 5 | 3 | 2 |
Раздел 5. Мы наблюдаем | 6 | 1 | 5 |
Раздел 6. Историческое наследие | 4 | 3 | 1 |
Итого | 33 | 21 | 12 |
Программа второго года обучения имеет историческое направление и нацелена на расширение знаний детей об Архангельской области ее столице. Дети продолжают знакомиться с символикой города области, с этапами становления Кушкопальской школы, с историческими событиями, повлиявшими на становление нашего края.
Учебно-тематический план для 2 класса
Тема | Общее кол-во часов | Теоретич. часы | Практич. часы |
Раздел 1. Вводное занятие.
История заселения и освоения земли Архангельской |
1
2 |
2 |
— |
Раздел 2. Природные условия и ресурсы Архангельской области | 6 | 2 | 4 |
Раздел 3. Пинежье – живая сказка русского Севера | 9 | 9 | — |
Раздел 4. «Командировка в семью» | 5 | 3 | 2 |
Раздел 5. Мы наблюдаем. | 6 | 1 | 5 |
Раздел 6. Историческое наследие | 5 | 3 | 2 |
итого | 34 | 21 | 13 |
Программа третьего класса содержит четыре раздела: «Наши сёла и деревни», «Наша область», «Путешествие в глубь веков», «Люди нашего края». Основное направление внеурочных занятий по краеведению в третьем классе — развитие интеллектуальных и поисково-информационных умений в ходе изучения местного материала. Школьники знакомятся с творчеством выдающихся людей нашего края – поэтов, писателей, художников. Главная цель – расширение кругозора учащихся, пополнение знаний об истории нашего края, его людях. Продолжается и конкретизируется работа по изучению природных особенностей нашей области.
Учебно-тематический план для 3 класса
№ п/п | Наименование раздела | Кол-во часов | Теорет. часы | Практич. часы |
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | |
2 | Наши сёла и деревни | 6 | 4 | 2 |
3 | Путешествие в глубь веков | 6 | 6 | |
4 | Наша область (история, рельеф, полезные ископаемые, водные ресурсы, растительность, животный мир) | 10 | 5 | 5 |
5 | Люди нашего края | 10 | 6 | 4 |
6 | Итоговое занятие. Проект | 1 | 1 | |
Всего часов: | 34 | 23 | 11 |
Программа четвертого класса содержит разделы: «Наши сёла и деревни», «Наша область», «Устное народное творчество Пинежского края», «Люди нашего края», «Путешествие в глубь веков».
Некоторые темы внеурочных занятий четвертого года обучения повторяются, но углубляется материал, усложняются формы работы. Дополнительно вводится новый раздел «Устное народное творчество Пинежского края». Широко используются местные ресурсы: музей деревни Кушкопала, Верколы, культурные учреждения, предприятия Пинежского района и памятные места. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в деятельности, развивать интеллектуальные и поисково-информационные умения в ходе изучения местного материала.
Учебно-тематический план для 4 класса
№ п/п | Наименование раздела | Кол-во часов | Теорет. часы | Практич. часы |
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | |
2 | Наши сёла и деревни | 6 | 4 | 2 |
3 | Путешествие в глубь веков | 8 | 6 | 2 |
4 | Наша область (история, рельеф, полезные ископаемые, водные ресурсы, растительность, животный мир) | 6 | 1 | 5 |
5 | Устное народное творчество Пинежского края | 6 | 2 | 4 |
6 | Я и моё имя | 6 | 1 | 5 |
7 | Итоговое занятие. Проект | 1 | 1 | |
Всего часов: | 34 | 15 | 19 |
Содержание программы:
1 класс
Раздел 1.
- Вводное занятие (1 час). Цели, задачи и содержание программы «Моя малая Родина». Особенности работы. Организация занятий. Значение работы.
- История заселения и освоения земли Архангельской (2 часа).
Раздел 2. Природные условия и ресурсы Архангельской области (6 часов)
- Вводное занятие. Понятие «родной край», краеведение, экология (1 час).
- Растительный мир. Растительный мир (общие понятия). Характерные признаки растений. Дикорастущие и культурные растения. Плоды растения. Сорняки. Растения, влияющие на здоровье человека. Комнатные растения. Растения своей области. Лекарственные растения (1 час).
- Животный мир (1 час).
Насекомые. Виды, места обитания. Насекомые-вредители. Ядовитые насекомые. Где и как зимуют насекомые. Насекомые своего села.
Общие признаки позвоночных животных. Рыбы, обитающие в реках своего края. Как рыбы ориентируются в воде? Спят ли рыбы? Промысловые рыбы. Рациональное их использование. Аквариумное рыбоводство, разведение рыб.
Птицы. Дикие и домашние птицы. Как зимуют птицы?
Птицы своей области. Кочующие, оседлые, перелётные птицы.
Хищники. Водоплавающие птицы. Птицы леса и открытых пространств.
Животный мир (общее понятие). Звери, обитающие на территории своего села. Дикие и домашние животные. Жизнь зверей зимой. Враги моего жилья. Борьба с грызунами. Роль животных в жизни человека. - Красная книга нашего села. Закон об охране природы в России. Красная книга России. Составление Красной книги деревни Кушкопала (1 час).
- Формируется бережное отношение к окружающей среде. Первая доврачебная помощь. Защита сообщений (2 часа)
Раздел 3. Пинежье – живая сказка русского Севера (9 часов)
- Вводное занятие. Понятие сказительницы (1 час).
- Наша северная земля испокон веков славилась своими одарёнными людьми, творившими яркое самобытное народное искусство, в котором отражались их чаяния и мечты, добро и справедливость, высокие нравственные начала (3 часа).
- Дети узнают о пинежских людях, прославивших наш край (Ломоносов, Абрамов), о диалектных словах, пинежских сказительницах (Кривополенова и др.). Составляем книгу диалектных слов «А на Пинежье-то так говорят…» (к 4 классу), презентации, выставка рисунков, конкурс сказок, разыгрывание сказок (5 часов)
Раздел 4. Командировка в семью (5 часов)
- Вводное занятие. Понятия «род», «семья», «родословная» (1 час).
- Моя родословная. Первичное знакомство c генеалогией. Виды родословий, формы сбора и отображения генеалогической информации. Проектная деятельность. Составление генеалогического древа. Составление семейного альбома, устное описание родственников. Выделение общих моментов в родословных различных семей (2 часа).
- Презентация результатов проекта. Семейные традиции. Беседа о народном календаре как особой энциклопедии народной жизни. Ознакомление с народными обычаями и праздниками, элементы которых сохранились в деревне Кушкопала до сих пор, с целью их обогащения.
Подготовка выступления и участие в традиционном мероприятии ДК. Подготовка и выступление на традиционном празднике деревни «23 февраля».
Семейные реликвии. Объяснение понятия «семейная реликвия»,индивидуальная исследовательская работа. Выступление перед одноклассниками.
Роль семьи в истории села. Изучение истории своей семьи в истории развития села.
Итоговое занятие. Выставка детских работ по темам «Моя родословная», «Семейные традиции», «Семейная реликвия», «Моя семья в истории села» (2 часа).
Раздел 5. Мы наблюдаем (6 часов)
- Вводное занятие (1 час).
- Место родной деревни на карте Архангельской области. Ближайшие соседи (1 час).
- Особенности природы края: водоёмы, рельеф, растительный и животный мир. Красота природы края. Достопримечательности и культурные ценности родного края. Народные обычаи. Пробуждение эмоционально-ценностного отношения к культурному и природному наследию родного края, гордость за своих соотечественников, создавших и оберегающих это наследие (4 часа).
Раздел 6. Историческое наследие (4 часа)
История образования села, происхождение названия. Первые жители и строители поселка.
2 класс
Раздел 1.
1. Вводное занятие. Цели, задачи и содержание программы «Моя малая Родина» (1 час).
2. История заселения и освоения земли Архангельской (2 часа)
Раздел 2. Природные условия и ресурсы Архангельской области (6 часов)
- Вводное занятие. Понятие «родной край», краеведение, экология (1 час).
- Растительный мир (общие понятия). Характерные признаки растений. Дикорастущие и культурные растения. Плоды растения. Сорняки. Растения, влияющие на здоровье человека. Комнатные растения. Растения своей области. Лекарственные растения (1 час).
- Животный мир (1 час)
Насекомые. Виды, места обитания. Насекомые-вредители. Ядовитые насекомые. Где и как зимуют насекомые. Насекомые своего села.
Общие признаки позвоночных животных. Рыбы, обитающие в реках своего края. Как рыбы ориентируются в воде? Спят ли рыбы? Промысловые рыбы. Рациональное их использование. Аквариумное рыбоводство, разведение рыб.
Птицы. Птицы своей области. Кочующие, оседлые, перелётные птицы. Хищники. Водоплавающие птицы. Птицы леса и открытых пространств. Дикие и домашние птицы. Как зимуют птицы?
Животный мир (общее понятие). Звери, обитающие на территории своего села. Дикие и домашние животные. Жизнь зверей зимой. Враги моего жилья. Борьба с грызунами. Роль животных в жизни человека. - Красная книга нашего села. Закон об охране природы в России. Красная книга России. Составление Красной книги деревни Кушкопала (1 час).
- Формируется бережное отношение к окружающей среде. Первая доврачебная помощь. Защита сообщений (2 часа)
Раздел 3. Пинежье – живая сказка русского Севера (9 часов)
- Вводное занятие. Понятие сказительницы (1 час).
- Наша северная земля испокон веков славилась своими одарёнными людьми, творившими яркое самобытное народное искусство, в котором отражались их чаяния и мечты, добро и справедливость, высокие нравственные начала (4 часа).
- Дети узнают о пинежских людях, прославивших наш край (Ломоносов, Абрамов), о диалектных словах, пинежских сказительницах (Кривополенова и др.). Составляем книгу диалектных слов «А на Пинежье-то так говорят…» (к 4 классу), презентации, выставка рисунков, конкурс сказок, разыгрывание сказок (4 часа).
Раздел 4. Командировка в семью (5 часов)
- Вводное занятие. Понятия «род», «семья», «родословная» (1 час).
- Моя родословная. Первичное знакомство c генеалогией. Виды родословий, формы сбора и отображения генеалогической информации. Проектная деятельность. Составление генеалогического древа. Составление семейного альбома, устное описание родственников. Выделение общих моментов в родословных различных семей (2 часа).
- Презентация результатов проекта (2 часа).
Раздел 5. Мы наблюдаем (6 часов)
- Вводное занятие (1 час).
- Место родной деревни на карте Архангельской области. Ближайшие соседи (1 час).
- Особенности природы края: водоёмы, рельеф, растительный и животный мир. Красота природы края. Достопримечательности и культурные ценности родного края. Народные обычаи. Пробуждение эмоционально ценностного отношения к культурному и природному наследию родного края, гордость за своих соотечественников, создавших и оберегающих это наследие (4 часа).
Раздел 6. Историческое наследие (5 часов)
История образования села, происхождение названия. Первые жители и строители поселка. Родная школа, ее история, традиции, выпускники, которыми школа гордится.
3 класс
Раздел 1. Вводное занятие (1 час)
Особенности работы. Организация занятий. Значение работы.
Раздел 2. Наши сёла и деревни (6 часов)
- Вводное занятие. Понятие село и деревня (1 час).
- Заочное знакомство с нашими деревнями и селами (Карпогоры, Ваймуша, Пачиха, Ёркино и др.) (3 часа).
- Поездки, экскурсии в близлежащие деревни и села (2 часа).
Раздел 3. Путешествие в глубь веков (6 часов)
- Вводное занятие. Понятие век, волость (1 час).
- Три легенды о Кушкопале. Первые поселенцы в нашей деревни (2 часа).
- Первые дома-исполины. Просмотр фильма и экскурсия в волость (3 часа).
Раздел 4. Наша область (10 часов)
- Вводное занятие. Общее понятие о нашей области (1 час).
- История, рельеф, полезные ископаемые, водные ресурсы (4 часа).
- Практические работы с картой, карточками (5 часов).
Раздел 5. Люди нашего края (10 часов)
- Трудовые династии, земляки – участники войны, труженики тыла, дети войны, участники современных конфликтов. Встречи с умельцами нашей деревни (6 часов).
- Защита проектов, исследовательских работ, сообщений (4 часа).
4 класс
Раздел 1. Вводное занятие (1 час)
Вводное занятие. Особенности работы. Организация занятий. Значение работы.
Раздел 2. Наши сёла и деревни (6 часов)
- Вводное занятие. Понятие село и деревня (1 час).
- Заочное знакомство с нашими деревнями и селами (Карпогоры, Ваймуша, Пачиха, Ёркино и др.) (3 часа).
- Поездки, экскурсии в близлежащие деревни и села (2 часа).
Раздел 3. Путешествие в глубь веков (8 часов)
- Вводное занятие. Понятие век, волость (1 час).
- Три легенды о Кушкопале. Первые поселенцы в нашей деревни (2 часа).
- Первые дома-исполины. Просмотр фильма и экскурсия в волость (3 часа).
- Защита проектов, сообщений (2 часа).
Раздел 4. Наша область (6 часов)
- Вводное занятие. Общее понятие о нашей области (1 час).
- История, рельеф, полезные ископаемые, водные ресурсы, животный и растительный мир (4 часа).
- Практическая работа с картой, индивидуальными карточками (1 час).
Раздел 5. Устное народное творчество Пинежского края (6 часов)
- Вводное занятие. Понятие сказы, сказители (1 час).
- Знакомство с пинежскими сказителями (1 час).
- Встреча со сказительницей Пономарёвой Д.Ф. (1 час).
- Составляем свои сказки (1 час).
- Представление своих работ (2 часа).
Раздел 6. Я и моё имя (6 часов)
- Вводное занятие. Понятия «род», «семья», «родословная».
- Моя Родословная. Первичное знакомство c генеалогией. Виды родословий, формы сбора и отображения генеалогической информации. Проектная деятельность. Составление генеалогического древа. Составление семейного альбома, устное описание родственников. Выделение общих моментов в родословных различных семей. Презентация результатов проекта.
- Семейные традиции. Беседа о народном календаре как особой энциклопедии народной жизни. Ознакомление с народными обычаями и праздниками, элементы которых сохранились в селе Фёдоровском до сих пор, с целью их обогащения. Подготовка выступления и участие в традиционном мероприятии СДК. Подготовка и проведение Святочных гаданий, колядования. Подготовка и выступление на традиционном празднике села «Масленица».
- Семейные реликвии. Объяснение понятия «семейная реликвия», индивидуальная исследовательская работа. Выступление перед одноклассниками.
- Роль семьи в истории села. Изучение истории своей семьи в истории развития села.
- Итоговое занятие. Выставка детских работ по темам «Моя родословная», «Семейные традиции», «Семейная реликвия», «Моя семья в истории села».
Раздел 7. Итоговое занятие. Проект (1 час)
Дети сами выбирают, что больше всего им понравилось, запомнилось, и представляют проекты.
Методическое обеспечение программы
Основные способы работы: групповые, индивидуальные, практические, теоретические.
Оборудование: компьютер, сканер, принтер, стеллажи, стенды, шкаф для методических пособий, рабочие альбомы, канцелярские принадлежности, клей ПВА, кисть 2 шт., опросники.
Раздел | Формы занятий | Необходимый дидактический материал | Формы подведения итогов по каждой теме или разделу |
Природные условия и ресурсы Архангельской области. | Беседа, игра, экскурсия, практикум, викторина | Карточки-задания для самостоятельных наблюдений в природе; карточки-задания для усвоения нового материала; карточки-правила (исправить допущенные ошибки или добавить недостающие правила); викторины, кроссворды, загадки, метаграммы, анаграммы;
экологические игры, сказки, ситуации. |
Проект или творческая работа |
Командировка в семью | Беседа, игра, экскурсия, практикум | Творческие работы учащихся, методические разработки, образец исследовательской работы, викторина | Викторина, проект |
Пинежье – живая сказка русского Севера
|
Беседа, экскурсия
практикум, викторина, сообщения учащихся
|
Методические разработки, творческие работы учащихся, исследовательская работа
|
Проект, участие в конкурсах (например, «Конкурс сказителей») |
История заселения и освоения земли Архангельской | Беседа, игра | Творческие работы учащихся | Защита творческих работ учащихся |
Мы наблюдаем | Беседа, экскурсия,
практикум, викторина, сообщения учащихся |
Творческие работы учащихся, методические разработки,
образец исследовательской работы
|
Викторина |
Историческое наследие | Беседа, экскурсия,
практикум, викторина |
Творческие работы учащихся, исследовательские работы
|
Сообщения учащихся |
Я и моё имя | Беседа, экскурсия,
практикум, викторина, сообщения учащихся |
Творческие работы учащихся, исследовательские работы
|
Проект «Я и моё имя» |
Список литературы для педагога:
- Л.В.Егорова. Пинежские зарисовки. – Архангельск, 1995, — 448 с., ил.
- А.А.Иванова и др. Светлое Пинежье: путешествие по краю: справочник-путеводитель. – Архангельск: с. Карпогоры. – 2008. – 168 с., вкл. ил., ил. карты.
- Б.А.Кузнецов. У Норьи на Пинежье. – Архангельск, 1998, — 82 с.
- О.И.Ларин. В ритме Пинеги. М., «Мысль», 1975, 143с, ил.
- А.С.Миловский. Песнь жар-птицы: Рассказы о народных праздниках. – М.: дет.лит., 1987. – 190 с., фотоил.
- Фотоальбом «Архангельский музей деревянного зодчества», 1983.
- Работа со школьниками в краеведческом музее. Изд. Владос, 2001 год.
- Музей и дети. Изд. Академия, М. 2000 год.
- Музей воспитывает юных, изд. Просвещение, 1988 год.
- Методика историко-краеведческой работы в школе. Изд. Просвещение, М. 1982г.
- В.И. Даль Сборник пословиц и поговорок в 2-х томах, М., Художественная литература», 1984г.
- В.И. Даль Толковый словарь живого великорусского языка, М., «Русский язык», 1989г.
- Н.М. Пожарицкая, Путешествие к домашним животным, М., «Детская литература», 1984г.
- Энциклопедический словарь юного географа-краеведа, М., «Педагогика», 1981г.
- Словарь иностранных слов, М., Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1949г.
- В.А. Никонов. Краткий топонимический словарь. М., «Мысль», 1996г.
- О.С. Газман. В школу с игрой, М., Просвещение, 1991.
- В.И.Даль Пословицы русского народа,- М., 1957.
- Т.Кедрина. Большая книга игр и развлечений. — М., 1992г
- Сказания русского народа, собранные И. Сахаровым, — М.,1990.
- Б.А.Кузнецов. У Норьи на Пинежье. – Соломбальская типография, с.82,1998
- Работа над словами краеведческой тематики на уроках русского языка в начальных классах методические рекомендации. / авт. сост. Е.В.Михайленко; науч. ред. Э.И.Николаева.–2-еизд., перераб.-Архангельск:АО ИППК РО,2011.-112с.
- Альбом, составленный самостоятельно учителем о земляках, участвовавших в ВОВ.
Список литературы для детей и родителей:
- В.И. Даль Сборник пословиц и поговорок в 2-х томах, М., «Художественная литература», 1984г.
- В.И. Даль Толковый словарь живого великорусского языка, М., «Русский язык», 1989г.
- Н.М. Пожарицкая, Путешествие к домашним животным, М., «Детская литература», 1984г
- Энциклопедический словарь юного географа-краеведа, М., «Педагогика», 1981г.
- Контурные карты Архангельской области и Кушкопалы.
- Красная книга Архангельской области.