Краеведение в начальной школе

«Моя малая родина»
Программа внеурочной деятельности по краеведению

Таборская Надежда Алексеевна, учитель начальных классов МБОУ «Кушкопальская средняя школа №4», д. Кушкопала, Пинежский район, Архангельская область


Краеведение – это радость подробного узнавания жизни, прирастание сердцем ко всему, что постоянно формирует у человека понятие «Отечество»
В. Песков

Пояснительная записка
Малая родина ребенка – это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это памятные места родного села, его исторические и культурные центры, предприятия, работающие на территории сельской администрации и, конечно, это люди — гордость и слава родного села. Краеведение – благодатная почва, позволяющая воспитывать у детей любовь к родным местам и Отечеству в целом.
Краеведение способствует:
— становлению гражданской позиции по отношению к окружающему миру и общественным явлениям;
— формированию толерантного поведения;
— укреплению семейных связей (заинтересованность содержанием работы кружка не только учащимися, но и родителями; изучение истории села через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников; изучение жизни края в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии);
— формированию экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности;
— развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей через тематические акции, конкурсы; ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы;
— формированию готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни, видению своего места в решении проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.
Изучение родного края необходимо уже на начальной ступени образования, так как именно в этом возрасте закладываются основные качества личности. «Мира не узнаешь, не зная края своего!»
Актуальность данного курса заключается в необходимости формирования патриотических чувств учащихся в современных условиях расширяющегося информационного пространства, в создании предпосылок исследовательской деятельности младших школьников.
Цель: приобщить младших школьников к истокам народного северного творчества, к вековым традициям северян и прививать любовь к духовным сокровищам прошлого.
Эта цель осуществляется через определённые задачи, которые показывают, что нужно сделать, чтобы достичь высокого звания КУШКОПАЛЕЦ.
Задачи:
Образовательные

  1. Включение учащихся в практическую исследовательскую деятельность.
  2. Развитие мотивации к сбору краеведческого материала.
  3. Изучение истории и природы (флоры и фауны) своего родного края.

Воспитательные

  1. Формирование потребности в саморазвитии.
  2. Формирование активной жизненной позиции.
  3. Развитие культуры общения.
  4. Воспитание любви к малой родине.

Развивающие

  1. Развитие деловых качеств, таких как самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность.
  2. Развитие вкуса к родному слову.

Занятия строятся в соответствии с возрастными особенностями. Каждая деятельность включает в себя элементы теории, практику, демонстрацию результатов деятельности.
Преимущественная форма занятий – активная работа ребят: индивидуальные задания, организация выставок и конкурсов, привлечение родителей, бабушек и дедушек учащихся.
Участники внеурочной деятельности: учитель, ученики, родители.
Возраст учащихся: 6–10 лет. В кружок принимаются все желающие, без специального отбора.
Режим занятия. Программа «Моя малая родина» рассчитана на 33 часа в год (1 час в неделю) для 1 класса и 34 часа для учеников 2-4 классов. Продолжительность занятий 30-35 минут, как правило, во второй половине дня.
Формы проведения занятий:
— экскурсии (по деревне, в музей);
— викторины, конкурсы;
— конференции, литературные гостиные;
— уроки-лекции; уроки-встречи;
— работа с документами, СМИ;
— мастер-классы;
— поездки;
— проекты, доклады, сообщения, исследовательская деятельность.
Краеведческий материал можно использовать фрагментарно на различных уроках: в текстах, предложениях по русскому языку, задачах по математике, беседах по литературному чтению, окружающему миру.
Важная составляющая краеведения – элементарная поисково-исследовательская деятельность учащихся по заданию или инструкции учителя.
Ожидаемые результаты
В основе реализации программы «Моя малая родина» лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие таких качеств личности, как: патриотизм, гражданственность, уважение к прошлому и настоящему родного края. В результате занятий у младших школьников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.
Предполагается, что в результате формирования личностных УУД к окончанию начальной школы у ребенка будут сформированы:
Личностные действия
Выпускник научится и приобретет:
а) научится ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее;
б) приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
в) научится ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;
г) приобретет способность развить в себе этические чувства – стыда, вины, совести – как регуляторов морального поведения.
Выпускник получит возможность для формирования:
а) основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина Архангельской области, чувства сопричастности и гордости за свой край;
б) мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные, внешние и внутренние мотивы;
в) эстетических чувств на основе знакомства с национальной культурой Архангельской области;
г) чувства гордости за свой край, за успехи своих земляков;
д) эмпатии как понимания и сопереживания чувствам других людей.
Регулятивные действия:
Выпускник научится:
а) планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
б) самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации, конференции;
в) использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.
Выпускник получит возможность:
а) научиться анализировать и синтезировать необходимую информацию;
б) в сотрудничестве с учителем ставить новые задачи, цели;
в) самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом, исследованием, конференцией;
г) вносить необходимые изменения в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные действия:
Выпускник научится:
а) используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;
б) на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
в) узнавать символику Архангельской области и Пинежского края;
г) описывать достопримечательности родного края;
д) использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о нашем крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации;
е) осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек;
ж) работать с атласом, глобусом и картой;
з) находить на карте Архангельскую область, Пинежский район, деревню Кушкопала.
Выпускник получит возможность:
а) самостоятельно подбирать литературу по теме;
б) осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек города, архивов и Интернета;
в) работать в семейных архивах.
Коммуникативные действия:
Выпускник научится:
а) понимать различные позиции других людей, отличные от его собственной;
б) ориентироваться на позицию партнера в общении;
в) учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.
Выпускник получит возможность:
а) готовить и выступать с сообщениями;
б) формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;
в) наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества края;
г) аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.
Принципы организации деятельности:
— гуманизация;
— личностно-ориентированный подход;
— научность;
— доступность;
— дифференцированный подход;
— практическая направленность.
Формы организации деятельности:
— групповые;
— коллективные;
— индивидуальные.
Формы отслеживания результатов:
— презентации;
— заметки в школьную газету «Наша школьная страна», районную газету «Пинежье»;
— проектные карты;
— «родословная» книга класса;
— создания книг «А на Пинежье-то так говорят», «Мои земляки в Великой Отечественной войне», «Красная книга Кушкопалы».
Работа с родителями:
– анкетирование для родителей учащихся 1 класса в начале года о необходимости работы внеурочной деятельности для их детей и в конце учебного года с целью проверки удовлетворенности достигнутыми результатами;
– организация экскурсий в музей Кушкопалы и экскурсий на природу;
– подготовка и проведение совместного мероприятия «Мои земляки в Великой Отечественной войне».
 
Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы «Моя малая родина»
Каждый раздел поделен на темы, которые ежегодно будут расширяться и конкретизироваться в соответствии с возрастными особенностями учащихся начальной школы. Материал от года к году углубляется, формы работы усложняются.
 
Программа первого года обучения предполагает формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, городу, в котором живешь. Важнейшая задача: познакомить детей с их окружением (школой, селом и деревней, достопримечательностями областного центра, городом Архангельском). Содержание раздела содействует формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире (умение определить и найти нужный адрес); этики поведения, взаимоотношений детей и взрослых. Программа предполагает формирование первичных понятий об истории, достопримечательностях Архангельской области, богатстве растительного и животного мира. На первом году обучения ребята изучают историю своей семьи, семейные традиции, семейные реликвии. Важно начать процесс патриотического воспитания с семьи. Не секрет, что чем старше становятся дети, тем больше они отдаляются от семьи, тем больше их притягивает улица. Необходимо не пропустить момент, когда ребята еще готовы обращаться за помощью к своим близким людям, родителям, бабушкам и дедушкам. Взрослые члены семьи всегда готовы прийти на помощь малышам. Происходит укрепление семейных отношений, укрепляется связь поколений, бабушки и дедушки чувствуют свою необходимость. Растет уровень нравственности в семье. Появляется чувство общей гордости за членов своего рода. Родители, бабушки и дедушки – активные участники всех итоговых мероприятий, помощники педагога.
 
Учебно-тематический план для 1 класса

Тема Общее кол-во часов Теоретич. часы Практич. часы
Раздел 1. Вводное занятие.
История заселения и освоения земли Архангельской
1
2
 

2

Раздел 2. Природные условия и ресурсы Архангельской области 6 2 4
Раздел 3. Пинежье – живая сказка русского Севера 9 9
Раздел 4. «Командировка в семью» 5 3 2
Раздел 5. Мы наблюдаем 6 1 5
Раздел 6. Историческое наследие 4 3 1
Итого 33 21 12

 

Программа второго года обучения имеет историческое направление и нацелена на расширение знаний детей об Архангельской области ее столице. Дети продолжают знакомиться с символикой города области, с этапами становления Кушкопальской школы, с историческими событиями, повлиявшими на становление нашего края.

Учебно-тематический план для 2 класса

Тема Общее кол-во часов Теоретич. часы Практич. часы
Раздел 1. Вводное занятие.

История заселения и освоения земли Архангельской

1

2

 

2

Раздел 2. Природные условия и ресурсы Архангельской области 6 2 4
Раздел 3. Пинежье – живая сказка русского Севера 9 9
Раздел 4. «Командировка в семью» 5 3 2
Раздел 5. Мы наблюдаем. 6 1 5
Раздел 6. Историческое наследие 5 3 2
итого 34 21 13

 

Программа третьего класса содержит четыре раздела: «Наши сёла и деревни», «Наша область», «Путешествие в глубь веков», «Люди нашего края». Основное направление внеурочных занятий по краеведению в третьем классе — развитие интеллектуальных и поисково-информационных умений в ходе изучения местного материала. Школьники знакомятся с творчеством выдающихся людей нашего края – поэтов, писателей, художников. Главная цель – расширение кругозора учащихся, пополнение знаний об истории нашего края, его людях. Продолжается и конкретизируется работа по изучению природных особенностей нашей области.

 

Учебно-тематический план для 3 класса

№ п/п Наименование раздела Кол-во часов Теорет. часы Практич. часы
1 Вводное занятие 1 1
2 Наши сёла и деревни 6 4 2
3 Путешествие в глубь веков 6 6
4 Наша область (история, рельеф, полезные ископаемые, водные ресурсы, растительность, животный мир) 10 5 5
5 Люди нашего края 10 6 4
6 Итоговое занятие. Проект 1 1
Всего часов: 34 23 11

 

Программа четвертого класса содержит разделы: «Наши сёла и деревни», «Наша область», «Устное народное творчество Пинежского края», «Люди нашего края», «Путешествие в глубь веков».
Некоторые темы внеурочных занятий четвертого года обучения повторяются, но углубляется материал, усложняются формы работы. Дополнительно вводится новый раздел «Устное народное творчество Пинежского края». Широко используются местные ресурсы: музей деревни Кушкопала, Верколы, культурные учреждения, предприятия Пинежского района и памятные места. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в деятельности, развивать интеллектуальные и поисково-информационные умения в ходе изучения местного материала.

 Учебно-тематический план для 4 класса

№ п/п Наименование раздела Кол-во часов Теорет. часы Практич. часы
1 Вводное занятие 1 1
2 Наши сёла и деревни 6 4 2
3 Путешествие в глубь веков 8 6 2
4 Наша область (история, рельеф, полезные ископаемые, водные ресурсы, растительность, животный мир) 6 1 5
5 Устное народное творчество Пинежского края 6 2 4
6 Я и моё имя 6 1 5
7 Итоговое занятие. Проект 1 1
Всего часов: 34 15 19

 

Содержание программы:

1 класс

Раздел 1.

  1. Вводное занятие (1 час). Цели, задачи и содержание программы «Моя малая Родина». Особенности работы. Организация занятий. Значение работы.
  2.  История заселения и освоения земли Архангельской (2 часа).

Раздел 2. Природные условия и ресурсы Архангельской области (6 часов)

      1. Вводное занятие. Понятие «родной край», краеведение, экология (1 час).
      2. Растительный мир. Растительный мир (общие понятия). Характерные признаки растений. Дикорастущие и культурные растения. Плоды растения. Сорняки. Растения, влияющие на здоровье человека. Комнатные растения. Растения своей области. Лекарственные растения (1 час).
      3. Животный мир (1 час).
        Насекомые. Виды, места обитания. Насекомые-вредители. Ядовитые насекомые. Где и как зимуют насекомые. Насекомые своего села.
        Общие признаки позвоночных животных. Рыбы, обитающие в реках своего края. Как рыбы ориентируются в воде? Спят ли рыбы? Промысловые рыбы. Рациональное их использование. Аквариумное рыбоводство, разведение рыб.
        Птицы. Дикие и домашние птицы. Как зимуют птицы?
        Птицы своей области. Кочующие, оседлые, перелётные птицы.
        Хищники. Водоплавающие птицы. Птицы леса и открытых пространств.
        Животный мир (общее понятие). Звери, обитающие на территории своего села. Дикие и домашние животные. Жизнь зверей зимой. Враги моего жилья. Борьба с грызунами. Роль животных в жизни человека.
      4. Красная книга нашего села. Закон об охране природы в России. Красная книга России. Составление Красной книги деревни Кушкопала (1 час).
      5. Формируется бережное отношение к окружающей среде. Первая доврачебная помощь. Защита сообщений (2 часа)

Раздел 3. Пинежье – живая сказка русского Севера (9 часов)

  1. Вводное занятие. Понятие сказительницы (1 час).
  2. Наша северная земля испокон веков славилась своими одарёнными людьми, творившими яркое самобытное народное искусство, в котором отражались их чаяния и мечты, добро и справедливость, высокие нравственные начала (3 часа).
  3. Дети узнают о пинежских людях, прославивших наш край (Ломоносов, Абрамов), о диалектных словах, пинежских сказительницах (Кривополенова и др.). Составляем книгу диалектных слов «А на Пинежье-то так говорят…» (к 4 классу), презентации, выставка рисунков, конкурс сказок, разыгрывание сказок (5 часов)

Раздел 4. Командировка в семью (5 часов)

  1. Вводное занятие. Понятия «род», «семья», «родословная» (1 час).
  2. Моя родословная. Первичное знакомство c генеалогией. Виды родословий, формы сбора и отображения генеалогической информации. Проектная деятельность. Составление генеалогического древа. Составление семейного альбома, устное описание родственников. Выделение общих моментов в родословных различных семей (2 часа).
  3. Презентация результатов проекта. Семейные традиции. Беседа о народном календаре как особой энциклопедии народной жизни. Ознакомление с народными обычаями и праздниками, элементы которых сохранились в деревне Кушкопала до сих пор, с целью их обогащения.

Подготовка выступления и участие в традиционном мероприятии ДК. Подготовка и выступление на традиционном празднике деревни «23 февраля».
Семейные реликвии. Объяснение понятия «семейная реликвия»,индивидуальная исследовательская работа. Выступление перед одноклассниками.
Роль семьи в истории села. Изучение истории своей семьи в истории развития села.
Итоговое занятие. Выставка детских работ по темам «Моя родословная», «Семейные традиции», «Семейная реликвия», «Моя семья в истории села» (2 часа).

Раздел 5. Мы наблюдаем (6 часов)

  1. Вводное занятие (1 час).
  2. Место родной деревни на карте Архангельской области. Ближайшие соседи (1 час).
  3. Особенности природы края: водоёмы, рельеф, растительный и животный мир. Красота природы края. Достопримечательности и культурные ценности родного края. Народные обычаи. Пробуждение эмоционально-ценностного отношения к культурному и природному наследию родного края, гордость за своих соотечественников, создавших и оберегающих это наследие (4 часа).

Раздел 6. Историческое наследие (4 часа)
История образования села, происхождение названия. Первые жители и строители поселка.

 

2 класс
 
Раздел 1.
1. Вводное занятие. Цели, задачи и содержание программы «Моя малая Родина» (1 час).
2. История заселения и освоения земли Архангельской (2 часа)

Раздел 2. Природные условия и ресурсы Архангельской области (6 часов)

      1. Вводное занятие. Понятие «родной край», краеведение, экология (1 час).
      2. Растительный мир (общие понятия). Характерные признаки растений. Дикорастущие и культурные растения. Плоды растения. Сорняки. Растения, влияющие на здоровье человека. Комнатные растения. Растения своей области. Лекарственные растения (1 час).
      3. Животный мир (1 час)
        Насекомые.
        Виды, места обитания. Насекомые-вредители. Ядовитые насекомые. Где и как зимуют насекомые. Насекомые своего села.
        Общие признаки позвоночных животных. Рыбы, обитающие в реках своего края. Как рыбы ориентируются в воде? Спят ли рыбы? Промысловые рыбы. Рациональное их использование. Аквариумное рыбоводство, разведение рыб.
        Птицы. Птицы своей области. Кочующие, оседлые, перелётные птицы. Хищники. Водоплавающие птицы. Птицы леса и открытых пространств. Дикие и домашние птицы. Как зимуют птицы?
        Животный мир (общее понятие). Звери, обитающие на территории своего села. Дикие и домашние животные. Жизнь зверей зимой. Враги моего жилья. Борьба с грызунами. Роль животных в жизни человека.
      4. Красная книга нашего села. Закон об охране природы в России. Красная книга России. Составление Красной книги деревни Кушкопала (1 час).
      5. Формируется бережное отношение к окружающей среде. Первая доврачебная помощь. Защита сообщений (2 часа)

Раздел 3. Пинежье – живая сказка русского Севера (9 часов)

    1. Вводное занятие. Понятие сказительницы (1 час).
    2. Наша северная земля испокон веков славилась своими одарёнными людьми, творившими яркое самобытное народное искусство, в котором отражались их чаяния и мечты, добро и справедливость, высокие нравственные начала (4 часа).
    3. Дети узнают о пинежских людях, прославивших наш край (Ломоносов, Абрамов), о диалектных словах, пинежских сказительницах (Кривополенова и др.). Составляем книгу диалектных слов «А на Пинежье-то так говорят…» (к 4 классу), презентации, выставка рисунков, конкурс сказок, разыгрывание сказок (4 часа).

Раздел 4. Командировка в семью (5 часов)

  1. Вводное занятие. Понятия «род», «семья», «родословная» (1 час).
  2. Моя родословная. Первичное знакомство c генеалогией. Виды родословий, формы сбора и отображения генеалогической информации. Проектная деятельность. Составление генеалогического древа. Составление семейного альбома, устное описание родственников. Выделение общих моментов в родословных различных семей (2 часа).
  3. Презентация результатов проекта (2 часа).

Раздел 5. Мы наблюдаем (6 часов)

  1. Вводное занятие (1 час).
  2. Место родной деревни на карте Архангельской области. Ближайшие соседи (1 час).
  3. Особенности природы края: водоёмы, рельеф, растительный и животный мир. Красота природы края. Достопримечательности и культурные ценности родного края. Народные обычаи. Пробуждение эмоционально ценностного отношения к культурному и природному наследию родного края, гордость за своих соотечественников, создавших и оберегающих это наследие (4 часа).

Раздел 6. Историческое наследие (5 часов)
История образования села, происхождение названия. Первые жители и строители поселка. Родная школа, ее история, традиции, выпускники, которыми школа гордится.

 

3 класс

Раздел 1. Вводное занятие (1 час)
Особенности работы. Организация занятий. Значение работы.

Раздел 2. Наши сёла и деревни (6 часов)

  1. Вводное занятие. Понятие село и деревня (1 час).
  2. Заочное знакомство с нашими деревнями и селами (Карпогоры, Ваймуша, Пачиха, Ёркино и др.) (3 часа).
  3. Поездки, экскурсии в близлежащие деревни и села (2 часа).

Раздел 3. Путешествие в глубь веков (6 часов)

  1. Вводное занятие. Понятие век, волость (1 час).
  2. Три легенды о Кушкопале. Первые поселенцы в нашей деревни (2 часа).
  3. Первые дома-исполины. Просмотр фильма и экскурсия в волость (3 часа).

Раздел 4. Наша область (10 часов)

  1. Вводное занятие. Общее понятие о нашей области (1 час).
  2. История, рельеф, полезные ископаемые, водные ресурсы (4 часа).
  3. Практические работы с картой, карточками (5 часов).

Раздел 5. Люди нашего края (10 часов)

  1. Трудовые династии, земляки – участники войны, труженики тыла, дети войны, участники современных конфликтов. Встречи с умельцами нашей деревни (6 часов).
  2. Защита проектов, исследовательских работ, сообщений (4 часа).

 

4 класс

Раздел 1. Вводное занятие (1 час)
Вводное занятие. Особенности работы. Организация занятий. Значение работы.

Раздел 2. Наши сёла и деревни (6 часов)

  1. Вводное занятие. Понятие село и деревня (1 час).
  2. Заочное знакомство с нашими деревнями и селами (Карпогоры, Ваймуша, Пачиха, Ёркино и др.) (3 часа).
  3. Поездки, экскурсии в близлежащие деревни и села (2 часа).

Раздел 3. Путешествие в глубь веков (8 часов)

  1. Вводное занятие. Понятие век, волость (1 час).
  2. Три легенды о Кушкопале. Первые поселенцы в нашей деревни (2 часа).
  3. Первые дома-исполины. Просмотр фильма и экскурсия в волость (3 часа).
  4. Защита проектов, сообщений (2 часа).

Раздел 4. Наша область (6 часов)

  1. Вводное занятие. Общее понятие о нашей области (1 час).
  2. История, рельеф, полезные ископаемые, водные ресурсы, животный и растительный мир (4 часа).
  3. Практическая работа с картой, индивидуальными карточками (1 час).

Раздел 5. Устное народное творчество Пинежского края (6 часов)

  1. Вводное занятие. Понятие сказы, сказители (1 час).
  2. Знакомство с пинежскими сказителями (1 час).
  3. Встреча со сказительницей Пономарёвой Д.Ф. (1 час).
  4. Составляем свои сказки (1 час).
  5. Представление своих работ (2 часа).

Раздел 6. Я и моё имя (6 часов)

  1. Вводное занятие. Понятия «род», «семья», «родословная».
  2. Моя Родословная. Первичное знакомство c генеалогией. Виды родословий, формы сбора и отображения генеалогической информации. Проектная деятельность. Составление генеалогического древа. Составление семейного альбома, устное описание родственников. Выделение общих моментов в родословных различных семей. Презентация результатов проекта.
  3. Семейные традиции. Беседа о народном календаре как особой энциклопедии народной жизни. Ознакомление с народными обычаями и праздниками, элементы которых сохранились в селе Фёдоровском до сих пор, с целью их обогащения. Подготовка выступления и участие в традиционном мероприятии СДК. Подготовка и проведение Святочных гаданий, колядования. Подготовка и выступление на традиционном празднике села «Масленица».
  4. Семейные реликвии. Объяснение понятия «семейная реликвия», индивидуальная исследовательская работа. Выступление перед одноклассниками.
  5. Роль семьи в истории села. Изучение истории своей семьи в истории развития села.
  6. Итоговое занятие. Выставка детских работ по темам «Моя родословная», «Семейные традиции», «Семейная реликвия», «Моя семья в истории села».

Раздел 7. Итоговое занятие. Проект (1 час)
Дети сами выбирают, что больше всего им понравилось, запомнилось, и представляют проекты.

 Методическое обеспечение программы
Основные способы работы: групповые, индивидуальные, практические, теоретические.
Оборудование: компьютер, сканер, принтер, стеллажи, стенды, шкаф для методических пособий, рабочие альбомы, канцелярские принадлежности, клей ПВА, кисть 2 шт., опросники.

Раздел Формы занятий Необходимый дидактический материал Формы подведения итогов по каждой теме или разделу
Природные условия и ресурсы Архангельской области. Беседа, игра, экскурсия, практикум, викторина Карточки-задания для самостоятельных наблюдений в природе; карточки-задания для усвоения нового материала;  карточки-правила (исправить допущенные ошибки или добавить недостающие правила); викторины, кроссворды, загадки, метаграммы, анаграммы;

экологические игры, сказки, ситуации.

Проект или творческая работа
Командировка в семью Беседа, игра, экскурсия, практикум Творческие работы учащихся, методические разработки, образец исследовательской работы, викторина Викторина, проект
Пинежье – живая сказка русского Севера

 

Беседа, экскурсия

практикум,

викторина, сообщения учащихся

 

Методические разработки, творческие работы учащихся, исследовательская работа

 

Проект, участие в конкурсах (например, «Конкурс сказителей»)
История заселения и освоения земли Архангельской Беседа, игра Творческие работы учащихся Защита творческих работ учащихся
Мы наблюдаем Беседа, экскурсия,

практикум,

викторина, сообщения учащихся

Творческие работы учащихся, методические разработки,

образец исследовательской работы

 

Викторина
Историческое наследие Беседа, экскурсия,

практикум,

викторина

Творческие работы учащихся, исследовательские работы

 

Сообщения учащихся
Я и моё имя Беседа, экскурсия,

практикум,

викторина,

сообщения учащихся

Творческие работы учащихся, исследовательские работы

 

Проект «Я и моё имя»

 

 Список литературы для педагога:

  1. Л.В.Егорова. Пинежские зарисовки. – Архангельск, 1995, — 448 с., ил.
  2. А.А.Иванова и др. Светлое Пинежье: путешествие по краю: справочник-путеводитель. – Архангельск: с. Карпогоры. – 2008. – 168 с., вкл. ил., ил. карты.
  3. Б.А.Кузнецов. У Норьи на Пинежье. – Архангельск, 1998, — 82 с.
  4. О.И.Ларин. В ритме Пинеги. М., «Мысль», 1975, 143с, ил.
  5. А.С.Миловский. Песнь жар-птицы: Рассказы о народных праздниках. – М.: дет.лит., 1987. – 190 с., фотоил.
  6. Фотоальбом «Архангельский музей деревянного зодчества», 1983.
  7. Работа со школьниками в краеведческом музее. Изд. Владос, 2001 год.
  8. Музей и дети. Изд. Академия, М. 2000 год.
  9. Музей воспитывает юных, изд. Просвещение, 1988 год.
  10. Методика историко-краеведческой работы в школе. Изд. Просвещение, М. 1982г.
  11. В.И. Даль Сборник пословиц и поговорок в 2-х томах, М., Художественная литература», 1984г.
  12. В.И. Даль Толковый словарь живого великорусского языка, М., «Русский язык», 1989г.
  13. Н.М. Пожарицкая, Путешествие к домашним животным, М., «Детская литература», 1984г.
  14. Энциклопедический словарь юного географа-краеведа, М., «Педагогика», 1981г.
  15. Словарь иностранных слов, М., Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1949г.
  16. В.А. Никонов. Краткий топонимический словарь. М., «Мысль», 1996г.
  17. О.С. Газман. В школу с игрой, М., Просвещение, 1991.
  18. В.И.Даль Пословицы русского народа,- М., 1957.
  19. Т.Кедрина. Большая книга игр и развлечений. — М., 1992г
  20. Сказания русского народа, собранные И. Сахаровым, — М.,1990.
  21. Б.А.Кузнецов. У Норьи на Пинежье. – Соломбальская типография, с.82,1998
  22. Работа над словами краеведческой тематики на уроках русского языка в начальных классах методические рекомендации. / авт. сост. Е.В.Михайленко; науч. ред. Э.И.Николаева.–2-еизд., перераб.-Архангельск:АО ИППК РО,2011.-112с.
  23. Альбом, составленный самостоятельно учителем о земляках, участвовавших в ВОВ.

Список литературы для детей и родителей:

  1. В.И. Даль Сборник пословиц и поговорок в 2-х томах, М., «Художественная литература», 1984г.
  2. В.И. Даль Толковый словарь живого великорусского языка, М., «Русский язык», 1989г.
  3. Н.М. Пожарицкая, Путешествие к домашним животным, М., «Детская литература», 1984г
  4. Энциклопедический словарь юного географа-краеведа, М., «Педагогика», 1981г.
  5. Контурные карты Архангельской области и Кушкопалы.
  6. Красная книга Архангельской области.