«Многие думают, что ЕГЭ сделано специально, чтобы усложнить детям жизнь, но это не так». Как сдать экзамены без страха
В 2020 году из-за пандемии коронавируса сдачу ЕГЭ перенесли на месяц: первые экзамены прошли 3 июля. Пошло ли на пользу школьниками дополнительное время подготовки, что их ждет при поступлении и как настроиться на успешную сдачу экзаменов, рассказывают ректор МГПУ Игорь Реморенко, учитель физики Георгий Никулин и психолог Наталья Паршина.
Георгий Никулин, учитель физики школы №57, эксперт ГИА-11 по физике
Тем ученикам, которые готовились к поступлению ответственно, ситуация этого года, скорее, пошла на пользу. В школе, по крайней мере в Москве, занятия закончились к 20 мая, у старшеклассников было больше месяца на подготовку непосредственно к экзаменам. Те, кто правильно распорядился этим временем, скорее выиграют, чем проиграют. Сужу по ребятам из своей школы — никто не расслаблялся.
Мне кажется, что перенос сроков ЕГЭ — больший стресс для родителей, чем для учеников. Ученики спокойнее воспринимали карантинные меры и в целом проще отнеслись к ситуации. За последний месяц перед экзаменом, когда большинство учителей стараются решать с ребятами варианты, максимально приближенные к экзаменационным, страх у учеников пропадает.
Родителям, которые волнуются, я скажу, что к организации ЕГЭ в последние годы подходят очень серьезно, стараются сделать проведение экзамена максимально комфортным для детей. Ключевое изменение было несколько лет назад, когда классы оснастили камерами видеонаблюдения.
В этом году организаторы сделали все, чтобы избежать скопления людей на входе, в коридорах и холлах — участники экзамена проходят в пункт сдачи по графику. В школе места достаточно, рассаживают всех просторно, можно открыть окна, если будет жарко. Дальше все, как обычно бывает на экзамене: учащиеся получают материалы, выполняют задания. С правилами проведения экзамена дети знакомы — в этом году они писали пробные ЕГЭ, так что это не будет для них стрессом. После ознакомления с результатами экзамена есть возможность подать апелляцию — в этом году они будут происходить в режиме онлайн.
Многие думают, что ЕГЭ сделано специально, чтобы усложнить детям жизнь. Это не так. Основная тестовая часть ЕГЭ — задания базового уровня. Если человек изучал предмет в школе и тем более целенаправленно готовился к экзамену, то базовую часть он напишет очень хорошо. Там нет сложных заданий, а оценка за эту часть около 70 баллов. Если учащийся по всем выбранным предметам на ЕГЭ получает по 70 баллов, то есть в сумме 210, то на бюджет в вуз он поступит. Может быть, не пройдет на популярную специальность, но когда начнет учится в вузе, при желании и успехах в учебе сможет на нее перейти. Поэтому каждый, кто действительно готовился и хотя бы раз-два в неделю решал варианты ЕГЭ, покажет хороший результат. Могу сказать от лица тех экспертов, которых я знаю и с которыми вместе работаю, что мы всегда стараемся трактовать работу в пользу учащегося и совершенно не заинтересованы в том, чтобы кого-то завалить. Уверен, что все, кто готовился, ЕГЭ сдадут в этом году хорошо, и дополнительный месяц пошел им только на пользу.
Игорь Реморенко, ректор МГПУ
Дополнительное время на подготовку для абитуриентов — подарок судьбы.
В МГПУ с 15 июня прием документов открыт для всех. На программы бакалавриата и специалитета традиционно больше поступает выпускников текущего года, на программы магистратуры на данный момент — выпускники прошлых лет. Основной поток заявлений еще не начался. Мы ожидаем увеличение количества заявлений после сдачи ЕГЭ и выдачи дипломов в колледжах. Чтобы упростить этот процесс для абитуриентов, мы сделали на сайте вуза возможность не только текстовой и телефонной консультации, но и по видеосвязи. У нас запланированы разные вебинары, рассказывающие об университете, о событиях, которые в нем происходят.
Сейчас в МГПУ накопился гигантский опыт различной дистанционной работы. Например, для защиты дипломов в дистанционном режиме пришлось отладить массу нюансов: это и идентификация личности, и запись защиты диплома заранее, чтобы члены комиссии могли ее посмотреть, и обсуждение между членами комиссии в отдельной закрытой виртуальной группе, и объявление результатов. Масса технологических уловок, которые мы использовали и отработали. Надеемся, что так же пройдет приемная кампания. Для этого в университете была разработана информационная среда, которая позволяет абитуриенту через личный кабинет подать документы для поступления. Основной этап зачисления завершится до 1 сентября. Зачисления в этом году будут проходить, как и прежде, в две волны. Несмотря на то что сроки приемной кампании несколько сжались, уверены, что все абитуриенты успеют подать документы.
Перед тем как Министерство просвещения и и Рособрнадзор принимали решение о ЕГЭ этого года, ходили слухи, что школьники будут сдавать всего один экзамен по выбору, однако в итоге все осталось как раньше. В этом году олимпиадников, имеющих льготы, и тех, кто может заработать дополнительные баллы, будет больше, потому что финальный тур некоторых олимпиад провести не смогли и статус победителей и призеров присваивался всем, кто прошел первичные отборочные этапы. МГПУ поддерживает талантливую молодежь, поэтому в нашем университете победители и призеры Всероссийской олимпиады школьников, а также олимпиад из перечня Министерства науки и высшего образования наряду с остальными стипендиями будут получать дополнительную стипендию — 20 000 рублей.
Наталья Паршина, психолог
Многие школьники испытывают тревогу перед экзаменами, это абсолютно нормально. Тревога помогает сконцентрироваться, мобилизовать силы, правильно спланировать время. Но если тревога зашкаливает и родители замечают изменения в состоянии ребенка, здесь нужна поддержка семьи и, возможно, психолога. Вести ребенка на консультацию стоит, если родители замечают нетипичное для своего ребенка настроение — чрезмерную плаксивость, пассивность или, наоборот, эйфорию и неуемную и бесцельную активность. В большинстве случаев, я думаю, достаточно поддержки родителей.
Для снижения тревожности можно порекомендовать серию упражнений, например, дыхательную гимнастику: сделать несколько глубоких вдохов и выдохов, почувствовать, как с дыханием движется холодный воздух на вдохе и теплый на выдохе. Концентрация внимания на дыхании позволяет очень быстро привести себя в норму перед важными событиями — экзаменом, встречей, собеседованием. Еще можно сделать такое упражнение: представить, что в руках лимон, и ты его сжимаешь, попытаться крепко сжать кулак, «почувствовать», как из лимона капает сок, а потом расслабить руку. Фиксация внимания на реальных ощущениях помогает быстро нормализовать состояние и привести себя в рабочую форму. Если ребенок склонен к тревоге, пригодятся любые методы самопомощи, в которые он верит: мы в свое время клали перед экзаменом учебник или конспекты под подушку, возможно, кому-то «помогает» талисман или особая «удачливая» вещь.
При подготовке к экзаменам очень важен настрой. Уже много сил вложено в подготовку — теоретическую, учебную, — и родителям важно сделать на этом акцент. Какой бы результат в итоге ни был получен, подросток должен чувствовать, что он — самое ценное, самое важное для родителей, родных и близких, что оценка за экзамен никак не отразится на оценке его личности. Нельзя готовиться к экзамену как к последней черте. Мотивация должна быть разумной: да, все сделано, да, мне важно успешно сдать экзамен, но если что-то пойдет не так, как ожидаешь, конец света не наступит. Чрезмерная мотивация не приводит к максимальным результатам, наоборот, она оттягивает на себя усилия и внимание. Подготовка должна быть размеренная и планомерная. Нельзя забывать о режиме дня — его соблюдение тоже способствует успешной сдаче экзаменов.
Мы решили узнать, боятся ли дети инфекции, что они думают о карантине, и опросили учеников некоторых школ. Единственное, что отметили специалисты: дети скучали по живому общению. Карантин для них был временем иной активности, но переживаний в широком смысле мы не заметили. Наоборот, у ребят, готовившихся к экзаменам, было больше возможностей. Насколько я знаю, многие активно пользовались этим временем, занимались дистанционно на разных курсах, консультировались у педагогов, то есть дети были постоянно заняты.
При любом результате важно помнить, что жизнь не всегда течет так, как нам хочется. Сейчас образовательная траектория выстраивается очень гибко, например, в Москве можно получить рабочую профессию еще во время обучения в школе, и многие ребята такую программу прошли. И если не поступили в этом году, поступят в следующем. Я бы советовала на все катаклизмы смотреть оптимистично и учиться видеть пользу даже в неожиданных событиях.