«Инструкция» к ребенку? Почему воспитание по правилам не оправдывает ожиданий
В рубрике «Вопрос — ответ» разбираем проблемы, волнующие наших читателей.
Вопрос:
«До определенного возраста все инструкции из книжек работают, а потом вдруг перестают. И родитель теряется. Вроде все делал правильно, давал свободу самовыражения, восемь раз в день обнимал, а в итоге вырос избалованный ребенок, который грубит, помогать по дому не хочет, других взрослых не уважает, а от родителей требует постоянного всеобъемлющего внимания. В чем причина?» (Наталья, г. Королев)
Отвечает психолог Ирина Лебедева:
Сейчас в моде психологическое здоровье, эмоциональный интеллект и осознанность. Об этом выпущены десятки книг, в том числе описывающих правила воспитания детей с акцентом на их чувства, потребности, свободу.
Как хвалить? Сколько раз в день и как именно обнимать детей? Что делать, если ребенок расстроен, разозлился или боится? Как при этом не подавить и свои собственные чувства? Кажется, все ответы есть в соответствующей литературе и остается самая малость — прочитать и применить их на практике. Однако в реальности часто родители сталкиваются с тем, что воспитание «по инструкции» не приносит ожидаемые плоды.
Почему так происходит?
- Вы беретесь за воспитание ребенка, не решив собственные психологические проблемы.
Помните «правило самолета»? Сначала надеваем маску на себя, потом — на детей! Дети учатся, в первую очередь, на личном примере родителей. Если мама пытается научить ребенка выражать свои чувства, будучи сама встревожена или расстроена, то он почувствует ее отчужденность и тревогу. Если мама безэмоциональна и действует по «алгоритму» из книги или напряжена и обнимает детей потому, что «надо», ребенок уловит напряжение вместо любви и тепла. Дети очень хорошо видят фальшь и не верят наигранному поведению взрослых.
Что делать? Сначала разбираемся со своими эмоциями, учимся быть (а не казаться) действительно искренними, заботливыми, любящими. В противном случае результат воспитания может оказаться совсем не тем, к которому вы стремитесь.
- Вы не можете смириться с тем, что перестали быть для ребенка единственным и непререкаемым авторитетом.
Для дошкольников главный авторитет — родители. В начальных классах более важными фигурами становятся учителя, в подростковом возрасте — и вовсе одноклассники и другие сверстники. Ребенок узнает, что, кроме правил, которые он усвоил дома, есть другие точки зрения и варианты поведения, и может начать примерять их на себя. Так он вырабатывает стратегию адаптации к жизни, и не все его решения и поступки могут нравиться родителям.
Что делать? Изучайте детскую психологию. Ищите информацию о психических процессах, характерных для каждого возраста. Уважайте выбор ребенка и при необходимости разъясняйте ему последствия такого выбора.
- Вы спроецировали на ребенка «дефициты» из собственного детства. Но не уточнили, нужно ли ему то, что вы так стараетесь дать.
Когда вы были ребенком, вам не хватало тепла и любви от мамы, и теперь вы компенсируете это, постоянно обнимая свое чадо и уделяя чрезмерное внимание его эмоциям? Во всем надо знать меру. Подростку, например, может не понравиться, что мама все время нарушает личные границы и требует рассказать том, что он чувствует.
Бывает, родители навязывают детям собственные нереализованные желания. Допустим, мама, которая мечтала в детстве стать балериной или играть на пианино, может отдать маленькую дочку в школу искусств, не спрашивая мнения ребенка. Малышке занятия могут совершенно не нравиться, и она будет ходить на них только для того, чтобы угодить родителю. Радости такое мучение-обучение в итоге не доставит никому.
Что делать? Присматривайтесь к индивидуальным особенностям ребенка, отделите от него свои проекции и постарайтесь закрыть свою потребность в эмоциональной близости через общение с другими членами семьи или близкими людьми (с мужем/женой, мамой, друзьями), но не с ребенком. Собственные детские мечты никогда не поздно реализовать самостоятельно: сами начните заниматься танцами или музыкой и не принуждайте к этому ребенка, если он не хочет.
- Ребенку всё достается слишком легко.
Игрушки, развивающие пособия, планшет, новейший мобильник, модная одежда и обувь — современные родители, у которых не было в детстве всего этого изобилия, стремятся купить ребенку самое лучшее, чтобы он ни в чем не нуждался.
А у него создается впечатление, что для получения желаемого и удовлетворения потребностей трудиться и стараться не нужно. Что бы он ни сделал, мама все равно его любит и купит новую модель телефона — ребенок быстро к этому привыкает. Как итог — инфантилизм, безответственность и чувство безнаказанности, которые проявляются в позиции «Я главный, и мне все должны».
Что делать? Гиперопекаемые дети часто вырастают потребителями, не способными справляться самостоятельно с кризисами взрослой жизни. Приучайте ребенка к труду, развивайте не только интеллектуальные и эмоциональные качества, но и бытовые навыки.
- Вы боитесь стать недостаточно хорошим родителем и стремитесь к идеалу.
Поэтому читаете все книги с советами по «правильному» воспитанию и стараетесь четко им следовать. Чрезмерная увлеченность своим статусом родителя так же плоха, как и полный отказ от себя в пользу чувств и желаний ребенка. Ошибаться — это нормально, и вы тоже имеете право на промахи в воспитании.
Что делать? Ваш ребенок — уникальная личность со своими индивидуальными особенностями. Ни в одной книге вы не найдете стопроцентно работающих методов. Рекомендации из книг можно использовать как ориентир, пропуская их сквозь собственный внутренний фильтр и выбирая, что именно подходит вашей семье.