«Дорогою войны»

Устный журнал для обучающихся 1-5 классов с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)


Иванна Александровна ИРИСКИНА, учитель начальных классов ГКОУ «Ненецкая специальная (коррекционная) школа-интернат, г.Нарьян-Мар, Ненецкий автономный округ


Целью методической разработки является воспитание гражданско-патриотических чувств у младших школьников с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Реализация цели осуществляется решением следующих задач:

Образовательные: 
-формировать у обучающихся представлений о Великой Отечественной войне, о празднике «День Победы»;
-активизировать словарный запас детей;
-расширять кругозор детей и способность сопереживать другим людям;
-формировать умение вслушиваться в речь, давать ответные звуковые и двигательные реакции.
Развивающие
-способствовать развитию артикуляционного аппарата, речевого дыхания, мелкой моторики, зрительно-моторной координации;
-активизация мыслительной деятельности, зрительного внимания, восприятия, зрительной памяти и умения ориентировки в пространстве;
-развивать у детей воображение, наблюдательность, любознательность, стремление узнать больше нового, полезного, интересного.
Воспитательные:
-воспитывать любовь к Родине, гордость за победу советского народа в Великой Отечественной войне;
-воспитывать чувство патриотизма, любви к своей Родине, уважения к ветеранам ВОВ.
-воспитание у обучающихся чувства толерантности;
-воспитание дружелюбного отношения друг к другу.

Виды детской деятельности: игровая; познавательная; продуктивная; социально-коммуникативная; двигательная.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; физическое развитие.

Методы и приёмы, применяемые на мероприятии:

  • словесный метод;
  • наглядный метод;
  • игровой метод.

Оборудование и дидактические материалы: мультимедийная аппаратура; презентация «Дорогою войны»; мешочек и предметы для дидактической игры «Волшебный мешочек» (деревянная ложка, алюминиевая кружка, кусок хозяйственного мыла, карандаш, игрушечная машинка, мячик, блокнот); кубики для эстафеты «Построй башню»; загадки ; мячи, корзины для игры «Снайперы»; кастрюля с готовой гречневой кашей, ржаной хлеб для угощения; влажные салфетки; аудиозаписи военной тематики; искусственные цветы для дидактической игры «Парад Победы».

Дорогою войны

 

 

Рекомендации для подготовки мероприятия: учёт индивидуально-возрастных и психофизиологических особенностей детей младшего школьного возраста с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Конспект мероприятия

Педагог: Добрый день, дорогие ребята! Приближается Великий праздник – День Победы!
СЛАЙД 1
Чтит Великий день Победы
Наша славная страна.
В день Победы наши деды
Надевают ордена.

Вы сражались за Победу
Чтоб весной цвели сады
Чтобы наши деды, внуки
Жили в мире без войны!

— Ребята, вот уже больше 70 лет благодаря нашим дедам мы живём в мире. Но во время войны в те страшные годы было не легко всем, и старым и малым. Путь к Великой Победе был трудным, долгим и героическим. Вот и мы с вами совершим с вами путешествие по страницам нашего устного журнала и пройдём «Дорогою войны», чтобы посмотреть, как люди защищали свою Родину.

Страница 1. «Страшное слово «Война»

СЛАЙД 2

Звучит аудиозапись «Объявление Левитана о начале войны»

 

Педагог:
Летней ночью на рассвете
Гитлер дал войскам приказ
И послал солдат немецких против всех людей советских
Это значит против нас.

— Война! Какое страшное слово! Война! Это горе и страх. Война! Это разруха и смерть. Фашисты напали на нашу Родину без объявления войны. Горели дома, взрывались бомбы. На фронт шли все – и мужчины, и женщины, и дети.

Страница 2. «Всё для фронта, все для Победы!»

СЛАЙД 3

Педагог: Вся страна встала на защиту нашей Родины! Много трудностей выпала на долю наших защитников – бойцов. Мирные жители помогали всем, чем могли, собирали посылку с необходимыми вещами.

Игра «Собери посылку на фронт» (дидактическое упражнение «Волшебный мешочек».)

СЛАЙД 4

Педагог объясняет правила игры, показывает на слайде изображение предмета, дети по очереди находят данный предмет с помощью тактильного восприятия в мешочке и кладёт в посылку.

Страница 3. «Солдат – наш герой!»

СЛАЙД 5

Педагог: Наши солдаты были очень смелыми. У них было огромное желание победить врага, и они все сделали, чтобы наступил мир.

Он готов в огонь и бой,
Защищая нас с тобой.
Он в дозор идёт и в град,
Не покинет пост.
(Солдат)

— Встречаем нашего героя!

Входит педагог в образе солдата:

— Здравствуйте, мои братья и сестры родные!
Завтра снова я в бой иду
За отчизну свою, за Россию,
Что попала в лихую беду.
Соберу свое мужество, силу
«Буду немцев без жалости бить.
Чтобы вам ничего не грозило
Чтоб могли вы учится и жить!

Педагог:
Солдат! Он защитил тебя на поле боя
Упал, ни шагу не ступив назад,
И имя есть у этого героя:
Российской армии простой солдат.

Педагог:
Солдатом чтобы стать
Нужно многое познать
Быть проворным и умелым
Очень ловким, сильным, смелым.

Эстафета «Построй крепость» (построить башню из кубиков.)

СЛАЙД 6

Педагог показывает на слайде образец постройки башни, дети строят из кубиков, работая в парах.

Солдат: Солдат должен быть не только сильным и умелым, но и умным. Отгадаем загадки.

СЛАЙД 7-12
Подрасту и вслед за братом
Тоже буду я солдатом,
Буду помогать ему
Охранять свою … (страну).

Брат сказал: «Не торопись!
Лучше в школе ты учись!
Будешь ты отличником –
Станешь … (пограничником).

Моряком ты можешь стать,
Чтоб границу охранять
И служить не на земле,
А на военном … (корабле).

Самолет парит, как птица,
Там – воздушная граница.
На посту и днем, и ночью
Наш солдат – военный … (летчик).

Снова в бой машина мчится,
Режут землю гусеницы,
Та машина в поле чистом
Управляется … (танкистом).

Любой профессии военной
Учиться нужно непременно,
Чтоб быть опорой для страны,
Чтоб в мире не было … (войны).

Педагог:
Меткий глаз – залог успеха
Скажет нам солдат любой
Чтоб желанная Победа
Завершила правый бой!

Игра «Снайперы» (закидывание мячей в корзину.)

Дети по очереди закидывают по 3 мяча в корзину.

Страница 4. «Пора подкрепиться!»

СЛАЙД 13

Педагог:
Чтобы Родине служить,
Нужно очень сильным быть.
Чтобы силы накопить,
Нужно с ложкою дружить.
Только мамы рядом нет…
Кто ж состряпает обед?
(Повар)

— Встречаем нашего фронтового повара.

Входит педагог в образе повара с кастрюлей каши:
— На войне в быту суровом
В труде жизни боевой
Лучше нет простой здоровой,
Доброй пищи фронтовой.
Лишь была б она с наваром.
Да была бы с пылу-жару!
— На фронте, во время войны ели, что придётся. Но самым вкусным лакомством для солдат была фронтовая каша и кусочек хлеба.

Дети протирают руки влажной салфеткой, повар угощает детей кашей.

Страница 5. «Неизвестному солдату посвящается…»

СЛАЙД 14

Педагог: Ну вот, друзья, мы подкрепились, пора отправляться дальше.

Ярко звёзды горят
И в кремлёвском саду
Неизвестный солдат
Спит у всех на виду.
Свет зажгли мы ему
Под стеною Кремля
А могила ему –
Вся земля, вся земля!
— Это памятник Неизвестному солдату. Он посвящён всем кто погиб в годы ВОВ. И возле него всегда горит «Вечный огонь». Сегодня, кто приходит на Красную площадь, обязательно подходят к памятнику и склоняют голову. И мы почтим память минутой молчания.

Объявляется минута молчания под звуки метронома.

Страница 6. «Долгожданная Победа!»

СЛАЙД 15

Педагог: Вот она долгожданная Победа! 9 мая 1945 года закончилась ВОВ.
Пусть не будет войны никогда!
Пусть спокойные спят города!
Ни один пусть не рвётся снаряд,
Ни один не строчит автомат!
Оглашают пусть наши леса
Только птиц и детей голоса!
И пусть мирно проходят года…
Пусть не будет войны никогда!

Что такое День Победы?
Это утренний парад:
Едут танки и ракеты,
Марширует строй солдат.

Что такое День Победы?
Это праздничный салют:
Фейерверк взлетает в небо,
Рассыпаясь там и тут.

Что такое День Победы?
Это песни за столом,
Это речи и беседы,
Это дедушкин альбом.

Это фрукты и конфеты,
Это запахи весны…
Что такое День Победы –
Это значит – нет войны.

Игра «Парад Победы». Дети совместно с педагогом поют песню «День Победы», маршируют с цветами. После парада «возлагают» эти цветы к иллюстрации памятника воину — победителю. (Иллюстрация на мольберте.) 

Педагог: Ребята! Через пару дней будет великий праздник – День Победы! Кто-то проведёт его в кругу семьи, вспоминая своих родных и близких, которым довелось встретиться с войной. Многие из вас вместе с родителями пойдут на парад. Если вы 9 мая увидите человека с орденами, то подойдите и поздравьте его с праздником, скажите ему «Спасибо!» за то, что он защитил нашу страну, нашу Родину от врагов. Ветеранам будет приятно, что мы все помним о той трудной замечательной победе.

Спасибо за участие в мероприятии. До новых встреч!

Список используемой литературы:

  • Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Издание 2 – е, исправленное и дополненное. Москва «Москва – Синтез», 2011.
  • Ветохина А.Я., Дмитренко З.С., Жингаль Е.Н., Краснощёкова Г.В., Подопригора С.П., Полынова В.К., Савельева О.В. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов.- СПб.: «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО « ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2010.
  • Интернет-источник: сборник «Лучшие детские стихи о войне для детского сада и начальной школы». Ссылка: http://dochkiisinochki.ru/detskie-stixi-o-vojne-dlya-detskogo-sada.html