«Дети вместо цветов»: благо или обязаловка?
Акция «Дети вместо цветов» проводится в России с 2014 года. Ее суть в том, что 1 сентября родители покупают не 30 букетов для учителей, а один. Сэкономленные деньги идут в благотворительные фонды. Вроде бы неплохое дело, но за семь лет в обществе по-прежнему не сложилось единого мнения на этот счет. Журналист Ирина Кислина провела опрос и выяснила, как в 2021 к акции относятся учителя и родители.
С чего всё начиналось
В 2014 году в конце августа учительница из Москвы, написала пост в «Фейсбуке», предложив своим коллегам-учителям поговорить с учениками и родителями, чтобы те не дарили много цветов, а направили деньги на благотворительность. Автор идеи не предлагала перечислить деньги в определенный фонд, а дала небольшой список благотворительных организаций, которым доверяет. По итогам поста разгорелась бурная дискуссия между теми, кто выступал за, и кто был категорически против.
Аргументы за понятны. Учителя действительно зачастую не знают, что делать с тридцатью букетами, а благотворительность — дело нужное. Аргументы против были обоснованы тем, что нельзя лишать детей и педагогов праздника, а цветы всегда были частью традиции и его неотъемлемым атрибутом.
Что сейчас
Первоначальная идея со временем изменилась. Теперь чаще всего родители, а не сами учителя, предлагают участвовать в акции. Активно подключаются и фонды — можно собрать деньги, а за это получить сувениры и благодарственные грамоты. Кроме того, они организуют специальные уроки, на которые приходит представитель благотворительной организации и рассказывает школьникам о больных детях, их жизни, и о том, как им помогать.
В Москве эта акция почему-то стойко ассоциируется с фондом «Вера» и Детским хосписом «Дом с маяком», хотя никакой монополии на нее у этих двух организаций нет.
Судя по опросу родителей в «Фейсбуке», чаще всего сейчас это происходит так: кто-то один предлагает, а остальные одобряют идею или нет. Нередки случаи, когда родители выступают против. Если все согласны, деньги собирают на карточку ответственного. Он же покупает общий букет или одинаковые цветы учителю, а оставшиеся средства переводит в фонд. Чаще всего, благотворительные взносы — абсолютно добровольное дело, и нет никакого минимального пожертвования. Но есть и другие варианты. В одной из школ Москвы существует минимальная сумма пожертвования — 500 рублей.
Акция проводится по всей стране, но всё же в провинции не имеет такого масштаба, как в столице. По крайней мере в опросе почти не участвовали пользователи из регионов.
Слово родителям
Большая часть опрошенных семей высказалась за акцию. Кто-то даже давал оценку атмосфере в школе по тому, как на предложение принять в ней участие реагировали другие родители.
«Первый раз, когда акцию попыталась продвинуть, это вызвало очень негативную реакцию. Второй раз, в другой школе, родители поддержали — и это было для меня плюсом в смысле оценки школы и атмосферы там. Каждый сдает деньги на одну розу, подсолнух, что угодно, и получается один большой и классный букет учителю, потому что детей, так-то, 33. Остальное без ограничений и норм на благотворительность — каждый год выбираем новый фонд и обсуждаем это, в том числе и с детьми. Минусов не вижу вообще. Учительница говорит, что ей отлично», — пишет Анастасия Лотарева из Москвы.
Упоминали и о том, что цветы — недолговечная радость.
«Как внучка учителя считаю, что один большой букет порадует учителя так же, как и 30. Даже больше. Потому что цветы в ведре — так себе удовольствие», — заключает москвичка Светлана Борок.
Но и других мнений немало. Чаще всего встречается точка зрения, что акция — это некая «обязаловка», которая может расколоть класс.
«С одной стороны — идея хорошая. С другой — ее, как и многие инициативы, несколько портит элемент обязаловки, и ударить это может не по условным людям среднего достатка, а по тем, кто беднее. Условно говоря: есть семья, где 500 рублей — это не букет цветов и не кофе с пирожным, а запас долгоиграющих продуктов на неделю, и есть у семьи дача с садом и огородом, где они астры на первое сентября бесплатно растят (а заодно и овощи себе на зимние закрутки). И если они подарят этот свой домашний букет, он может быть лучше покупного (ну или не хуже), а вот если они не сдадут 500 рублей больным детям, потому что у них каждая копейка на счету — станут изгоями в школьном коллективе», — приводит пример Яна Крупина, Санкт-Петербург.
Писали и о манипуляции, которые чувствуют в посыле акции.
«Когда-то, лет 6 назад я наивно поддержала эту идею и сподвигла класс сына поучаствовать. Потом пожалела. Нельзя смешивать праздник для детей и благотворительность за счет отъема у них радости. Есть сотни дней в году, когда можно и нужно рассказывать детям об их сверстниках, которые тяжело больны. Но не 1 сентября. Психологически это — навязывание вины: ага, вот ты-то жив и здоров, а кто-то сегодня в школу не идёт, а кому-то плохо, как тебе не стыдно веселиться на линейке…
Акция в Москве давно превратилась в обязаловку и манипуляцию», — пишет Ольга Киц-Ковязина из Москвы.
Слово учителям
Опрошенные учителя просили сохранить анонимность. В большинстве своем они тоже высказывались за:
«Часто цветы на 1 сентября — это формальность. Куплены формально, преподнесены формально. Это не нужно ни родителям, ни ребёнку, ни учителю. И рано или поздно пойдут в помойку. Тем более что к 1 сентября торговцы цветами взвинчивают цены, а их кормить мне совсем не хочется. А фондам эти деньги пригодятся. Даже лишний памперс или коробка спецпитания — уже польза».
Кроме того, педагоги отмечали, что не будут делить учеников на сдавших и не сдавших на благотворительность.
«Разумеется, как и у любого нормального человека, отношение к ребенку от присутствия букета или флажка из фонда не может измениться. Если кто-то придёт с букетом — буду любоваться букетом (и не заподозрю, что родитель не отправил деньги в хоспис — он не обязан делать это вместо цветов, может и вместе, может и вообще никак — это его личное дело)».
Но были и другие ответы. Например, не всегда учителям удобно говорить с родителями об акции.
«Мне трудно говорить родителям об акции «Дети вместо цветов». Потому что наиболее удобная для меня позиция: «Ничего не надо, приводите детей, будем их учить». Тем более, что я вообще мужчина. А объявив об акции, я становлюсь в ту самую позицию просителя, которую сильно не люблю».
Не всем учителям нравится шумиха и размах.
«Мне не нравится, когда людей принуждают ходить строем, даже если строй идет в правильную сторону. Дела милосердия должны делаться тихо, без шума и публичности. Хотя, я знаю, многие со мной не согласятся: акция позволяет фондам собирать крупные суммы. И это — хорошо».
Вместо вывода
Как видно из комментариев родителей и учителей, никакого единства насчет акции в обществе по-прежнему нет. И дело не в первоначальной идее, а в том, как эта она сейчас воплощается «на местах». В родительских чатах обсуждение часто происходит на повышенных тонах. Кто-то не хочет жертвовать на благотворительность, но сдает деньги, чтобы ребенок не чувствовал себя изгоем. Учителя, с одной стороны, не знают, что делать с 30-ю букетами, а с другой, не хотят шумихи и квитанций о благотворительных платежах от учеников.
Выходит, правильного подхода к празднованию 1 сентября нет. Для одного класса это будет один большой букет и благотворительный сбор. Для другого — 30 букетов на одного учителя. И то, и другое имеет право на существование. Решение об участии, как точно подметила в личном сообщении одна учительница, должно приниматься «только в открытом диалоге «учителя-ученики» или «учителя-родители», где слышат и бережно относятся к позиции друг друга».