95 лет на страже: история и вехи развития органов Государственного пожарного надзора в России
18 июля 2022 года по всей стране отмечают свой юбилей органы Государственного пожарного надзора — 95 лет со дня создания! Вспомним вместе, как все начиналось и основные вехи развития органов Государственного пожарного надзора в России.
Любой из нас слышал фразу, что пожар легче предупредить, чем потушить. Однако понимание того, что профилактика является важной составляющей борьбы с пожарами пришло не сразу. Созданию Государственного пожарного надзора предшествовал многовековой период накопления опыта в области обеспечения пожарной безопасности.
В XV веке начинают издаваться не только строгие законы, карающие за поджог, но принимаются и некоторые предупредительные меры. Так, в 1434 году в царствование Василия II Темного издаются указы о правилах пользования открытым огнем. На том этапе развития общества эти меры — несомненный прогресс. И, несмотря на некоторую их ограниченность, важно отметить, что проблема пожарной безопасности как социальное явление — одна из первых, на которую обратили внимание власть имущие. Попытки предупредительной борьбы с пожарами в Москве, а затем и в других русских городах относятся к концу XV — началу XVI веков. К тому времени Москва представляла собой крупный по тем временам город с населением около 20000 жителей, проживающих в 8-10 тыс. дворах.
Попытки регламентировать меры пожарной безопасности наблюдались и в более древние времена, однако следует выделить указы Ивана III как первые нормативные документы в этой области.
Следующий период развития пожарно-профилактических мероприятий в Российском государстве начинается с середины XVI века или со времени царствования Ивана Васильевича Грозного (1533-1584). В 1533 году он издал указ, обязывающий московских жителей иметь во дворах и на крышах домов бочки с водой и запрещающий топить летом печи, а пищу разрешалось готовить только вдали от жилищ. Позднее, в 1583 году, требования его распространились на все поселения Московского государства.
Важной вехой в становлении Российского государства стало правление Алексея Михайловича (1645-1676). Одним из самых главных событий этого времени следует считать принятое на Земском Соборе в 1649 году Соборного Уложения — сборника российских законов, окончательно оформившего крепостное право и укрепившего власть. Помимо этого, в Уложении были помещены четыре статьи, касающиеся пожарного дела. В них говорилось, что хозяин дома может требовать с нанимателя осторожного обращения с огнем, а в случае возникновения пожара по его вине — взыскивать причиненный ущерб. Устанавливались меры наказания за несоблюдение правил пожарной безопасности и за поджог.
В целях сбережения от уничтожающих пожаров 30 апреля 1649 года издается, а в 1667 и 1675 годах дополняется «Наказ о градском благочинии», который распространился по всей Руси. Он содержал правила предупреждения пожаров, обязательных для всех. В наказе в очередной раз регламентировались меры безопасного обращения с огнем. За нарушение этих правил налагался штраф в размере пяти рублей, а виновник пожара, возникшего из-за нарушений указа, подвергался ссылке. Жителям городов указывалось на необходимость держать в домах пожарный инструмент: кадки с водой, топоры, крючья, веники. На каждые десять домов надлежало сооружать колодец для пожарных нужд.
Дальнейшее активное и поступательное развитие пожарной профилактики относится к периоду правления Петра I. В 1701 году выходит указ о строительстве в городах каменных зданий. В 1704 году этот указ повторяется для Москвы.
Благодаря противопожарным мерам, а так же жесткому контролю за их соблюдением, за 20 лет существования Санкт-Петербурга при Петре I произошло лишь 9 крупных пожаров.
Важным, ознаменовавшим новый шаг в развитии пожарной охраны, явился Указ императрицы Екатерины II (1762-1796) от 15 декабря 1763 года об учреждении штата главной Санкт-Петербургской полиции, при которой определено иметь число чинов при пожарных инструментах с брандмайором во главе. Штату пожарных предписывалось вести наблюдение за соблюдением правил пожарной безопасности и обслуживать пожарное имущество.
Важной вехой в развитии противопожарной службы России стал манифест императора Александра I о создании Комитета министров, в состав которого вошел министр внутренних дел. Тем самым в 1802 году было образовано Министерство внутренних дел, на которое, кроме правоохранительных функций, было возложено управление пожарными командами. С этого момента профилактика пожаров принимает более масштабный и планомерный характер. Несмотря на то, что в 1832 году появляются «Строительный устав» и «Пожарный устав»; в 1834 году — противопожарные правила на судах и плотах; в 1838 — положение о Петербургской полиции с прилагаемой инструкцией по содержанию в пожарной безопасности жилых домов, приведенные в документах правила, предусматривающие вопросы пожарной безопасности, никем не контролировались и поэтому не имели должного эффекта.
Начало советского периода развития пожарного дела определил декрет СНК «Об организации государственных мер борьбы с огнем» от 1918 года, которым была создана Государственная пожарная охрана Советской России. составной частью которой стала созданная служба Государственного пожарного надзора.
Впервые в 1918 году на базе пожарно-страховых отделов были созданы первые контролирующие органы — местные пожарные комитеты на основании «Положения о местных органах пожарного надзора». На эти комитеты возлагался контроль деятельности пожарной охраны, составление правил, инструкций пожарной безопасности, надзор за соблюдением требований законов и других распоряжений, привлечение к ответственности лиц, виновных в нарушениях, ведение пожарной статистики, устройство школ и курсов пожарной охраны, работа с населением. Официальной же датой создания государственного пожарного надзора, считается 18 июля 1927 года. В эту дату ВЦИК и СНК РСФСР утвердили «Положение о государственном пожарном надзоре».Появилось понятие осуществление надзора за пожарной безопасностью со стороны государства.
Практически до начала 21 столетия сотрудники пожарного надзора входили в состав органов внутренних дел страны. В течение всего периода своей деятельности в ряды государственных инспекторов пожарного надзора набирались технически образованные сотрудники, имеющие навыки не только при тушении пожаров, но и способные осуществлять технический контроль, проводить работу с населением. Защита объектов от пожаров являлась всенародной задачей. Становление пожарного надзора происходило по всей стране, в каждом ее уголке.
С тех пор прошло много лет. Неизменной задачей государственного пожарного надзора является защита жизни граждан, материальных ценностей от пожаров.
Сегодня федеральный пожарный надзор претерпел массу изменений. Одной из важных вех его развития, является вхождение пожарной охраны в состав МЧС России в 2002 году. Стали меняться нормативные документы, порядок проведения надзорных и профилактических мероприятий. Сотрудники государственного пожарного надзора были выведены из состава государственной противопожарной службы в отдельное подразделение, выполняющее задачи по предупреждению пожаров. В результате экономического роста в стране стали появляться всё более сложные и современные, с технологической точки зрения объекты. Возросли и требования к сотрудникам, осуществляющим контрольно-надзорные функции в области пожарной безопасности. В органы Федерального государственного пожарного надзора перешли функции по надзору в области гражданской обороны и предупреждения чрезвычайных ситуаций. Специфика Министерства требовала проводить работу по недопущению любых чрезвычайных ситуаций, связанных не только с пожарами.
2021 год внес кардинальные изменения в государственный подход к осуществлению надзора. Большая часть проводимых мероприятий перешла из надзорной области в профилактическую. Основной акцент сместился на знания и умение граждан соблюдать требования пожарной безопасности. Появилось разделение объектов на категории рисков, что позволило уйти от тотальных ежегодных проверок одних и тех же предприятий. Всё это сопровождается бурным развитием и использованием в повседневной деятельности инспекторов автоматизированных аналитических систем, работы в специализированном программном обеспечении. Это требует от сотрудников постоянной самоподготовки, развития своего профессионального уровня.
Александр Андреевич ШАТАЛИН, инженер ООСПиП 3 ПСО ФПС ГПС ГУ МЧС России,
преподаватель-организатор ОБЖ МБОУ СШ №2 г. Димитровграда Ульяновской области