Наше время начинается с нашим рождением. Детям часто кажется, что мир вертится вокруг них. Им трудно бывает осознать, что родители существовали ещё задолго до того, как появились они сами. Да не просто существовали — а работали, любили друг друга, путешествовали и сами взрослели.
Начинается все года в три. Ребёнок слышит, как родители или старшие дети делятся воспоминаниями, и спрашивает: «А я тогда был?». И ему отвечают: «Нет, тебя ещё не было». Дальше продвинутый ребёнок может уточнить: «Я был ещё у мамы в животике, да?». И слышит в ответ: «Нет, тебя тогда ещё вообще нигде не было». И это, конечно, трудно осознать: как это — нигде? Как это — меня не было? Как это — дедушка, да вдруг был маленьким? Но постепенно время выстраивается в линию, папа-школьник уже не удивляет, и ребёнок начинает собирать в мысленный семейный альбом факты о жизни родителей до себя.
1. У вас тоже были двойки (и вас забирали в полицию, которая тогда была ещё милицией)
Соседский мальчик свалился с велосипеда и сломал ногу. «Это ничего, — утешает папа. — Я вот в детстве тоже два раза ногу ломал и один раз руку. Правда, с велика я не падал, а в школе с лестницы. А однажды вообще в голове дырку пробил. Вот, пощупай, тут у меня бугорок под волосами». И дальше рассказывает ребёнку историю про свои буквально детские травмы. Сын с большим интересом слушает, вписывая себя в контекст семейных приключений, неудач, шалостей и глупостей. Он понимает, что не уникален, родители тоже попадали в досадные ситуации и как-то из них выбирались. Мама однажды тоже застряла в лифте, папе не давалось пение, а бабушку в семь лет отвели в милицию за сорванные цветы у памятника Ленину.
2. Раньше все жили без мобильных. И без интернета!
Детям бывает интересно послушать, как была устроена жизнь до них. Интернета и навигатора в машине не было, и, чтобы куда-то добраться, приходилось покупать бумажную карту. Бабушка в детстве носила чулки, которые пристёгивались к белью, а мама собирала наклейки от жвачек. Но кое-что было устроено точно так же. Например, в отпуск тоже можно было ездить на машине, и дети точно так же ныли. Только теперь я за рулём, а раньше сидела на заднем сиденье, правда, без всякого автокресла.
3. До папы (или мамы) вы влюблялись в других
Лет с семи-восьми ребёнка обычно начинает интересовать мир эмоций и чувств и отношения с людьми. Тут открывается простор для рассказов о ситуациях, в которых мы испытали то или иное чувство и повели себя так или иначе. Это очень полезно, потому что мы обогащаем опыт ребёнка, дополняя его своим. Конечно, собственных впечатлений ничто не заменит, но так родители и развивают воображение ребёнка (предлагают ему свои аналогии к его ситуации), и сопереживают друг другу. Чего делать не стоит, так это внушать ребёнку, что именно он должен чувствовать в том или ином случае. Лучше спросить: «А ты бы как поступил? А ты бы как повёл себя на моем месте?»
4. Как вы встретили вашу маму (или вашего папу)
Ещё один тип историй — про маму и папу. История знакомства, любви, путешествий, рождения старших братьев и сестёр, а может быть, и история развода, расставания или смерти отца — всё это должно быть обязательно рассказано, как только ребёнок начнёт понимать, что к чему. И чем проблематичнее история, тем важнее как можно раньше сложить у ребёнка целостную картину происходящего. В ней не должно быть мифов и умолчаний, но ребёнку очень важно, чтобы мама и папа хотя бы какое-то время любили друг друга. Не надо врать, но надо обязательно рассказать сначала лучшую часть правды. В любом случае это история со счастливым концом, ведь в итоге на свет появился тот самый, кому это все рассказывают!
Кстати, очень важно рассказывать о тех предках ребёнка, которые умерли до его появления на свет или когда ему был год-два. Характер, привычки, словечки — всё это живёт, пока мы это помним. И это втройне важно, если речь идёт о рано умершем родителе.
5. Да, у вас тоже было тяжёлое похмелье
Самая неоднозначная категория рассказов — истории про ошибки молодости. Многие родители прямо-таки рвутся поведать подростку, как отвратительно похмелье после бурной попойки, как малоприятен первый ранний секс и как они однажды покурили что-то не то и словили паническую атаку. Может, это и нормально — в плане того, что родители не совершенство и не чопорные хмыри, которые никогда не ошибались. Но не рассчитывайте на воспитательный эффект от таких рассказов. У сына или дочери всё будет иначе — веселее, страшнее, скучнее, сложнее или проще. Они — не вы. Не пытайтесь обобщить или навязать свой опыт. А если пойти чуть дальше — зачем вообще эти рассказы? Ваш первый негативный опыт у другого человека может таким не быть.
Исключение составляют, по моему убеждению, рассказы о ситуациях редких и опасных для жизни. Например, я навсегда запомнила папину историю про укус гадюки и отсасывание яда, а также про то, что заблудиться можно буквально в трёх соснах. Но такие вещи и рассказываются обычно не в назидание — а как продолжение передачи опыта от взрослого к ребёнку. На 150 км/ч пешехода на обочине вообще не видно, цветочный принт на пасеке неуместен и так далее. Если вовремя рассказать такие истории, они могут действительно помочь ребёнку во взрослой жизни.
6. В жизни бывает трудно, но всегда интересно
В какой-то момент мы добираемся до историй, которые вообще не имеют к нашему ребёнку никакого отношения. Это не истории про детство и не о том, «откуда я взялся и как это было». Это истории про взрослую жизнь и её устройство. Но тут важно соблюдать некоторые правила:
- Ребёнок (подросток) должен быть готов эту историю усвоить. Детям до какого-то возраста очень важно, чтобы родитель был незыблем, не был слабым, не находился в уязвимой позиции. Поэтому поостережёмся рассказывать детям до 12-13 лет о ситуациях, в которых мы были беспомощны. А вот потом говорить об этом можно и нужно. Люди не супермены, они нуждаются в помощи других, и передать опыт такой ситуации ребёнку очень полезно.
- Для нас самих эта история должна остаться в прошлом. Если что-то волнует нас до сих пор, лучше не делиться этим с детьми. Признак того, что история не прошла — волна гнева, горечи или стыда, которая вскипает в груди при воспоминании. Если так — тогда лучше не надо. Если родитель пытается рассказать ребёнку, какие сволочи люди на самом деле — ребёнок может не поверить и отдалиться или получит искажённые представления о действительности.
7. А ещё вы просто были счастливы (часто)
Самый нужный, как мне кажется, вид историй. Это истории про то, как мы были счастливы без детей. Конечно, не в том смысле, что «а потом родился ты, и счастье кончилось». Скорее, о том, что родитель — отдельный интересный человек со своим смыслом жизни, историей и воспоминаниями. Впечатления, путешествия, вкусы, люди, победы — всё, что было испробовано нами задолго до того, как ребёнок появился на свет. Пусть ребёнок почувствует, сколько в жизни интересного и разнообразного. Пусть он понимает, что взрослым быть приятно. Ну и, конечно, что мир вертится не только вокруг детей и родителей, а сам по себе.
Фото: iStockphoto (hipokrat, Tomsmith585, kevinruss, marlenka, karenfoleyphotography)