5 современных фильмов о конфликте поколений

Тема отцов и детей — одна из «вечных» в литературе и кино. Мы подготовили подборку современных киноработ, в которых показаны типичные заблуждения родителей. Эти ленты помогут взрослым посмотреть на себя со стороны, лучше понять своих родных, и, возможно, предотвратить потенциальные проблемы в отношениях.

«Близкие» (2017)


Дочь и мать постоянно жалуются друг на друга отцу.

Мама: «Я понимаю, что вашему поколению чужды какие-либо чувства, вам важнее сделать селфи».

Душераздирающая социальная драма Ксении Зуевой о том, как близкие друг другу люди становятся чужими. Старшеклассница Аня (Надежда Иванова) — девушка со стандартным набором подростковых проблем. Она ненавидит себя и свое тело из-за лишнего веса, ей очень сложно общаться со сверстниками, в школе ей неинтересно, поэтому она часто прогуливает уроки.

Ее мама Екатерина (Елена Чекмазова) — преподаватель вокала, при этом скупая на эмоции женщина. Помимо работы ей приходится заниматься домом: готовить, убирать и ухаживать за престарелой бабушкой. Усталость и напряжение Екатерины сказываются на отношениях в семье — особенно с Аней.

Мать и дочь не умеют коммуницировать друг с другом, в разговоре постоянно переходят на крик. Не научившись слышать и слушать друг друга, они предъявляют претензии через посредников — папу (Андрей Стоянов) и бабушку (Лариса Морозова), которые стремятся их помирить, при этом желая сохранить нейтралитет.

Ане не хочется возвращаться домой, потому что там ее постоянно отчитывают. В итоге девочка попадает в плохую компанию, влюбляется в «мутного» парня и радуется, услышав от него даже такой сомнительный комплимент, как: «Ты не жирная, ты — аппетитная».

Мать и дочь ждут понимания и любви друг от друга, но при этом ни одна из них не готова отбросить свой эгоизм и попытаться вникнуть в проблемы и переживания «противника». Из-за их конфликта страдает вся семья, но героинь это не волнует: они продолжают требовать, обвинять и критиковать. Лишь общая трагедия помогает им найти общий язык и прекратить войну. Но неужели нужно все доводить до крайности?

«Капитан Фантастик» (2016)


Бен воспитал своих детей по своим собственным правилам, не принятым в обществе.

Сын: «Я знаю жизнь по книгам, но ничего не знаю о настоящей жизни».

Если известный философ Генри Торо, написавший трактат «Жизнь в лесу», провел там всего два года, в течение которых все-таки общался с другими людьми, то Бен (Вигго Мортенсен) вместе с супругой (Трин Миллер) умудрился вырастить в орегонских дебрях шестерых детей — троих сыновей и троих дочерей.

Всю свою жизнь дети были полностью отрезаны от внешнего мира. Они на 100 процентов приспособлены к жизни в диких условиях: могут распознавать съедобные растения, находить дорогу по звездам, шить одежду из шкур животных, умеют сами себя лечить, но при этом понятия не имеют о правилах жизни в социуме, ведь их единственное общество — это семья.

Первая встреча детей с другими людьми происходит, когда после смерти матери они с отцом отправляются в город на похороны. Несмотря на то, что все дети прекрасно образованы — хорошо знают анатомию, физику, химию, философию, экономику, политику, мировую литературу и шесть языков, а также владеют боевыми искусствами — они с удивлением и негодованием открывают для себя новую истину: всего этого недостаточно для того, чтобы быть счастливыми.

Дети начинают восставать против папы и его принципов воспитания. Так, старший сын — Бодеван, пытаясь завязать отношения с понравившейся ему девушкой, предлагает ей выйти за него замуж после первого же поцелуя, а она в ответ над ним смеется. Оскорбленный парень срывается на отца и обвиняет его в том, что он вырастил его уродом, над которым насмехаются ровесники.

Отцу, который полагал, что жизнь в лесу убережет его детей от проблем, приходится признать, что таким образом он создал еще большие трудности в их жизни. Бен понимает, что ему придется отпустить от себя сыновей и дочерей, чтобы они сами проложили свой жизненный маршрут, ведь сепарация — это важная часть взросления.

«Одаренная» (2017)


7-летняя Мэри оказывается в центре конфликта между бабушкой и ее сыном.

Фрэнк: «У ребенка должно быть детство и нормальная жизнь, друзья и веселье».

Главная героиня картины Марка Уэбба — 7-летняя Мэри (Маккенна Грейс). Она сирота, поэтому девочку воспитывает дядя, брат матери Фрэнк (Крис Эванс).
Ради девочки он бросает профессорскую карьеру и переезжает во Флориду, где зарабатывает на жизнь тем, что чинит яхты в прибрежном городке.

Когда Мэри идет в школу, выясняется, что у нее невероятные способности к математике — малышке удается решать университетские задачи. Ей предлагают стипендию в частной школе для одаренных детей, однако Фрэнк отказывается: он хочет, чтобы у девочки было нормальное детство.

Об этом узнает бабушка Мэри и мама Фрэнка, Эвелин (Линдси Дункан). Она сама была математиком и мечтала решить одну из задач тысячелетия — уравнение Навье-Стокса, но не смогла. Как и ее дочь, мама Мэри, которая после многих лет безуспешных попыток решить это уравнение совершила самоубийство. Эвелин уверена, что ее внучка унаследовала математические способности своей матери, и считает, что та должна получить хорошее образование. Фрэнк, наоборот, боится, что Мэри повторит судьбу его сестры, и родственники начинают судиться за опеку над малышкой.

Так девочка оказывается между двух огней. Она не понимает, почему она должна выбирать между бабушкой и Фрэнком, которого она считает папой. Удастся ли матери и сыну побороть свои страхи, эгоизм и найти компромисс ради счастья человека, который дорог им обоим?

«Хороший мальчик» (2016)


Сын хочет, чтобы его отец, который кажется ему нелепым, был крутым.

Папа: «Себя понять сложно, а ты других хочешь».

Фарсовая комедия Оксаны Карас об умном мальчике (Семен Трескунов), который стыдится своего отца. Отец (Константин Хабенский) у Коли и вправду странный — он работает дома, торгует по телефону БАДамии надоедает семье советами по здоровому питанию. Коля и его отец постоянно спорят, пытаясь доказать, кто из них умнее.

Однажды папа, начитавшись различных исследований, объявляет о переходе семьи на космический режим — теперь 36 часов они бодрствуют, а 12 — спят. Он уверен, что это единственный здоровой режим для человека и в первую же ночь заставляет семью делать ремонт, чтобы не уснуть. Коле все это не нравится. Он считает отца безумным чудиком, пытается его переубедить, но безуспешно.

Из разговора с директором своей школы Дроновым (Михаил Ефремов), который учился с его отцом, Коля узнает, что папа всегда был «с приветом». Директор потешается над ним и вспоминает, как его дразнили Бзданагогой. Коле нравится директор — он хочет, чтобы тот был его отцом. На папу же мальчик злится, стыдится его и тоже обзывает Бзданагогой.

Это задевает отца, который всего лишь хочет, чтобы сын вырос хорошим человеком. В конце концов, Коля понимает, что это и сложнее всего, и важнее всего остального. И что его папа именно такой — хороший, и он всегда будет на стороне сына. Коля начинает к нему прислушиваться, а папа осознает, что сын вырос и с ним нужно разговаривать на равных, без нравоучений — просто по душам.

«Женщины ХХ века» (2016)

Mike Mills's Too-Sweet “20th Century Women” | The New Yorker

Мама: «Нет лучшего способа узнать этот мир, чем разбить свое сердце».

Этот американский комедийно-драматический фильм режиссёра Майка Миллса — отчасти его автобиография, основанная на воспоминаниях о собственном подростковом периоде.

55-летняя Доротея Филдс (Аннетт Бенинг) — мать-одиночка — живет в старом доме в Санта-Барбаре и воспитывает 15-летнего сына-подростка Джейми (Лукас Джейд Зуманн). Чтобы подзаработать, она сдает комнаты в доме бунтарке-фотографу Эбби (Грета Гервиг) и бывшему хиппи Уильяму (Билли Крудап). Еще один частый гость в доме — 17-летняя Джули (Эль Фаннинг), подруга Джейми.

Мама пытается быть современной, но ей сложно понять сына. А Джейми не нравится осознавать, что его личность формируется под влиянием 55-летней женщины. Сам он считает Доротею старой, ведь у них такая большая разница в возрасте — 40 лет. Если внешне у нее получается быть модной и современной, то внутренне — не очень. Подросток слушает панк-рок, а мама на это реагирует так: «Они ведь знают, что не умеют играть, верно?»

Доротея не пытается подмять сына под себя: она понимает, что ему не хватает отца и общения с теми, кто знает о жизни молодежи больше, чем она. Ей кажется, что она не способна дать ему правильное представление о том, что значит быть настоящим мужчиной, и обращается за советами к Эбби и Джули.

Поначалу Джейми злится на мать за то, что она ищет посторонней помощи в его воспитании, но в итоге он превращается в того мужчину, которого Доротея всегда хотела в нем видеть, — в примерного отца, мужа и сына, который с теплотой вспоминает о своей матери.


Источник