5 фраз, которые вызывают зависть у детей
Что говорить вместо них
Эти фразы часто вылетают «на автомате». Они отлично учат ребенка завидовать и жить с этим багажом всю жизнь Зависть — гнетущее тяжелое чувство. Опасна любая: и белая, и черная. Она разрушает человека изнутри. Не дает идти своим путем, жить своей жизнью. Поэтому старайтесь не использовать фразы «Ты самый лучший», «Ты самый красивый», «Самый умный», «самый-самый…», или рассуждения типа «Везет Петровым: дом, дача, 2 машины, 3 собаки! А у нас….»
Есть разница между фразами «Самый лучший на свете» и «Самый лучший для мамы и папы». В первом случае мы развиваем в ребенке гордыню, тщеславие, «звездную болезнь». Держать планку «Я лучше всех» — это тяжелый «крест». Тебя так и штормит по жизни: то на плаву, то в яму свалился. Постоянно оглядываешься на конкурентов. Тем более, что, начиная со школьной скамьи, ребенка будут оценивать. Будут оценивать в вузе и на работе. Далеко не все будут считать его самым-самым лучшим, незаменимым, уникальным.
Самый лучший, красивый, талантливый — ведет к сравнению, к соперничеству. Если я самый лучший, значит есть тот, кто не самый лучший. Гораздо важнее концентрироваться на своих сильных сторонах, иметь свои цели и идти своим путем — что бы там ни говорили и как бы ни обзывали! И это не высокомерное «Я самый лучший, молчите, козявки!». Это принятие себя, адекватное отношение к своим способностям и достижениям.
Что говорить? Хвалите/благодарите по формуле. За конкретные дела.
*Вместо «Ты самый талантливый» можно сказать «У тебя отлично работает логика, ты только что решил 2 сложнейшие задачи!»
*Вместо «Ты самая красивая» скажите «У тебя густые красивые, блестящие, волосы, глаза, словно изумруды!»
*Вместо «Ты самый лучший» скажите «Ты легко находишь контакт с людьми, это самый настоящий талант, как тебе это удается?»
В первом случае ребенок не получает информации о себе. Во втором случае, он получает конкретные знания о себе: я хорошо соображаю, умею выступать, у меня красивые волосы и глаза. В первом случае это, как пустой мешок с названием «самый лучший». А что там? Непонятно. Вот и штормит. И места не могу себе найти.
Во втором случае — аккуратно сложены драгоценные камни с названиями талантов вашего ребенка. Самооценка во втором случае будет адекватнее у ребенка. Как думаете, почему?
Приведу несколько примеров, как можно и нужно говорить о том же самом, но другими словами?
НЕТ. Как Петя написал диктант? А какая оценка у Пети? Петя молодец! А ты…
ДА. У тебя четверка (тройка, двойка, кол)? Что ты чувствуешь? Как так получилось?
Дети переживают всегда, когда отметка ниже той, на которую они рассчитывали. Важно принять их чувства, помочь прожить. Возможно, школьник будет плакать. Дальше анализируйте, как так получилось? Что я такое сделал, что написал на 4,3,2 или 1? И затем найти 3-5 способов выхода из этой ситуации. Таким образом вы поддерживаете ребенка и учите его справляться с трудностями, а не бояться их.
НЕТ. У тебя пятерка? А как другие написали? Ты один написал на «5»? Ура! Пойдем пиццу есть!
ДА. У тебя пятерка? Как тебе удалось написать без ошибок? Выполнить все задания, справиться с волнением? Расскажи мне о своих секретах!
В этом случае ребенок «включает голову», начинает анализировать свой успех и переносить этот опыт на другие сферы.
НЕТ. Бери пример с Пети! Вон как у него хорошо получается.
ДА. Давай подумаем, что помогло Пете написать диктант на «5». Что он такое делает, какие у него есть качества, которые позволяют ему писать сильные работы?
Обращаться к чужому опыту крайне важно. Вы учите ребенка анализировать, исследовать, работать над желаемыми качествами.
НЕТ. Рассуждения типа: «Везет Петровым: дом, дача, 2 машины, 3 собаки! А у нас….»
ДА. Как хорошо мы живем! У нас есть квартира! Обои, шкаф, 3 прекрасных книги, колбаса в холодильнике, вода горячая и холодная, спокойные соседи, руки, ноги, волосы… Продолжать можно долго.
В общем, если хотите сказать «Для меня ты самый лучший!», скажите. Но пусть это будет не единственная фраза в вашем арсенале…
Наталья Козырева,
руководитель Академии успешного школьника