10 мировых трендов образования в российском контексте – 2022
Ежегодно группа ученых Института образовательных технологий (Великобритания) совместно с исследователями Лаборатории ИИ и человеческих языков Института онлайн-образования (Пекин) готовит публичный доклад Innovative Pedagogy. В нем собраны образовательные тренды, которые еще не получили широкого распространения. В 2021 году в доклад вошли 10 ключевых трендов, которые значительно повлияют на мировую образовательную среду.
Тренд 1. Ученик – соавтор процессов обучения и преподавания
Сотворчество в преподавании и обучении повышает вовлеченность учащихся, их профессиональные знания и включенность в профильные сообщества. В ближайшие годы появится больше возможностей для учащиеся стать соавторами образовательного процесса на волонтерских основаниях, в роли консультанта или со-исследователя, а также в роли педагогического дизайнера.
Тренд 2. Работа с настроением ученика для более эффективного обучения
Образовательный опыт, построенный на создании позитивных впечатлений расширяет личное развитие учащихся, помогает им быстрее закрепить новые знания благодаря приобретению положительных эмоций в образовательном процессе. Педагоги и образовательные дизайнеры на основе анализа данных о «лучших моментах обучения» могут создавать эффективные подходы к изучению различных дисциплин для отдельных лиц или групп людей.
Тренд 3. Благодарность как педагогический подход
Помогает учащимся улучшить отношения с учителями и сверстниками, глубже осознать свою роль в учебной среде и повысить свою сосредоточенность на учебе. Применение подхода в классе может улучшить психическое здоровье и благополучие учащихся и учителей.
Тренд 4. Расширенная реальность
AR и VR создают среду для обучения, которую практически невозможно организовать другими способами. Данные технологии создают возможности: дистанционного взаимодействия с объектами, которые недоступны в других условиях, путешествий во времени, возможность одновременного взаимодействия с физическими и виртуальными объектами, дистанционного общения с другими людьми.
Тренд 5. Использование чат-ботов для обучения
Чат-боты – один из новых инструментов в обучении. В будущем их можно будет использовать для анализа потребностей учащихся, моделирования процесса персонального обучения, для диагностики их способностей.
Тренд 6. Педагогика, основанная на научных данных
Педагогика, основанная на научных исследованиях, дает множество ответов о построении наиболее эффективного обучения в конкретно взятой области. Например, должны ли учителя давать учащимся средней школы домашнее задание? Исследования показывают, что оно может быть эффективным, но только при определенных условиях, таких как быстрая обратная связь от учителя, малый объем и не использоваться в качестве наказания. Данные должны помочь учителям в выявлении и применении передовых методов, развенчании вредных мифов о преподавании и улучшении текущего обучения.
Тренд 7. Дистанционные технологии для изучения иностранных языков
Широкое распространение инструментов для дистанционной коммуникации делает изучение иностранного языка максимально доступным для всех заинтересованных людей. Однако, эффективность образовательного процесса очень зависит от мотивации учащегося. Некоторые учащиеся сообщают о межкультурной напряженности в разговоре с учителем.
Тренд 8. Равные возможности доступа учащихся к образованию
Базовый доступ к образованию и адаптация образовательных материалов под способности учащегося – это два принципа, которые должны лежать в основе образовательных стратегий и педагогических методов, повышающих справедливость в обществе.
Тренд 9. Культурно-значимое обучение через хип-хоп
Педагогический подход на основе хип-хопа (HHBE) фокусируется на использовании хип-хопа как внутри и за пределами традиционной школьной среды. Были проведены исследования, что этот подход для определенных групп учащихся приносит пользу с точки зрения развития критического мышления, взаимоотношений учителя и ученика.
Тренд 10. Использование баз аутентичных данных о языке в педагогике
Возможности современных информационных технологий позволяют собирать упорядоченные языковые базы данных, включающие случаи использования естественного языка в разных контекстах. Учащиеся могут получить доступ к базам языковых данных и проанализировать корректность собственной речи, сравнивая их языковой набор фраз, с речевыми конструкциями из базы данных.