Ветер

Категории: География

Тэги: ,

План-конспект урока географии в 6 классе на тему: «Ветер»


Калачей Сергей Сергеевич, учитель географии и биологии ГБОУ «Школа №924», г. Москва


Урок разработан для учебника А.И. Алексеева «География. 5-6 классы, изд-во «Просвещение», 2013.

Цели урока:
Образовательные:
— познакомиться с понятием «ветер» и причинами его существования;
— познакомиться с различными типами ветров (муссоны, пассаты, бризы) и условиями их образования;
— познакомиться с классификацией ветров по силе;
— познакомиться с приборами для измерения скорости и направления ветра;
— сформировать необходимые умения для построения розы ветров.
Воспитательные: воспитывать аккуратность и ответственность при работе с географическими приборами, при выполнении графических работ, внимательность при выполнении заданий.
Развивающие: развивать мыслительные и аналитические способности; умение строить логические взаимосвязи между географическими событиями, делать выводы на основе полученных данных
 
Планируемые результаты:
Личностные: готовность и способность к самостоятельной осознанной деятельности; умение работать с различными источниками информации, находить решения поставленных проблем, четко и грамотно выполнять поставленные задачи, проводить оценку и рефлексию своей деятельности.
Предметные: понимание ветра как географического процесса, а также причин его образования; представление о различных типах ветров (муссоны, пассаты, бризы) и условиях их образования; представление о классификации ветров по силе; навыков работы с приборами для измерения скорости и направления ветра, умение строить розу ветров.
Метапредметные: формирование следующих УУД:
* познавательных (умение строить высказывания, проводить рефлексию своей деятельности, структуризацию знаний, поиск информации в различных источниках, смысловое чтение);
* регулятивных (целеполагание, планирование, прогнозирование результатов, контроль, коррекция и оценка своей деятельности);
* коммуникативных (разрешение конфликтных ситуаций, умение выражать свои мысли);
* личностных (самоопределение, смыслообразование).
 
Оборудование: учебник А.И. Алексеева «География. 5-6 классы, изд-во «Просвещение», 2013., презентация к уроку, анемометр

Ход урока:
 

Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
Организационный момент (2-3 мин)
Приветствует класс

 

Показывает слайд презентации и задает вопрос:

 — Ребята, посмотрите на иллюстрации на слайде и, отгадав загадку, скажите, какое природное явление мы сегодня будем изучать?

 

Загадка (помещена на слайде вместе с иллюстрацией данного природного явления):

Летит, а не птица,

Воет, а не зверь.

Тучи нагоняет,

Воет, задувает.

По свету рыщет,

Поет да свищет.

Учащиеся приветствуют учителя.

 

 

 

Учащиеся смотрят на иллюстрации, отгадывают загадку.

 

 

Ответ: ветер.

 

 

Записывают тему урока: «Ветер».

 

 

 

 

Познавательные (поиск информации)

 

Регулятивные (целеполагание, прогнозирование)

 

Личностные (смыслообразование)

Актуализация знаний. Проверка домашнего задания (5 мин)
Проводит фронтальную беседу:

 

— Для того, чтобы изучить новую тему нам необходимо ответить на следующие вопросы:

1. Что такое атмосферное давление?

2. Везде ли оно одинаково?

3. Какое а.д. считается нормальным и при каких условиях?

4. Как изменяется атмосферное давление с высотой?

Учащиеся отвечают на вопросы:

 

1. Атмосферное давление – это сила, с которой воздух давит на поверхность Земли и все находящиеся на ней тела.

2. Нет, в разных точках Земли а.д. не одинаково. Оно изменяется с высотой, а также зависит от температуры воздуха.

3. Нормальное а.д. = 760 мм рт.ст. на широте 45 град. при температуре 0 град.

4. А.д. понижается на 1 мм рт.ст. при подъеме на 10,5 м.

Познавательные (умение строить высказывание, структуризация знаний),

 

Регулятивные (контроль, коррекция, оценка),

 

Коммуникативные (умение выражать свои мысли)

 

Изучение нового материала (25 мин)
Организует мыслительную деятельность учащихся посредством постановки проблемных вопросов на протяжение всего этапа.

 

— Каждый из нас хоть раз чувствовал ветер. Попробуйте дать научное определение этому термину.

 

— А теперь запишите научное определение (Диктует научное определение):

Ветер – это направленное движение воздуха вдоль подстилающей поверхности из области высокого давления в область низкого.

 

 

Куда дует ветер? Меняет ли он свое направление? Почему?

 

 

 

 

Предлагает учащимся записать 3 типа ветров и обсудить особенности их возникновения и существования:

 

1. Пассаты – постоянные ветры, не меняющие свое направление, дующие с тропических широт к экватору.

2. Муссоны – это сезонные ветры, меняющие свое направление 2 раза в год. Зимой – они дуют с суши на море, а летом — с моря на сушу.

3. Бризы – ветры, меняющие свое направление 2 раза в сутки. Днем ветер дует с моря на сушу, а ночью наоборот.

 

Параллельно идет демонстрация слайдов со схемами образования ветров на экране.

 

— Давайте обсудим каждый из ветров и попытаемся объяснить образование каждого из них.

 

Подсказки для учеников: ответ необходимо строить на знаниях о температуре воздуха и распределении тепла на Земле, а также на атмосферном давлении, которое от этого зависит.

 

Обсуждения ведутся по плану:

1. Пассаты

2. Муссоны

3. Бризы

 

Учитель может задавать наводящие вопросы следующего характера (ВАЖНО: вопросы должны задаваться в логической последовательности!)

Пассаты:

— Что происходит с теплым воздухом на экваторе? Как там распределяется атм.давление? Куда движется теплый воздух из верхних слоев атмосферы? Меняется ли температура воздуха в верхних слоях атмосферы? Что происходит с холодным воздухом в тропиках? Какое давление создается в тропиках у поверхности Земли?

Есть ли разница в давлении у поверхности на экваторе и тропиках? Какой вывод из этого можно сделать?

Муссоны

Характерным примером территории с муссонным климатом является Дальний Восток. С чем это может быть связано?

— Что нагревается/остывает быстрее суша или океан?

Что будет происходить летом с воздухом над сушей и океаном? Куда будет дуть ветер? Будут ли осадки?

Что будет происходить зимой с воздухом над сушей и океаном? Куда будет дуть ветер? Будут ли осадки?

 

 

 

 

Бриз

— Что нагревается/остывает быстрее суша или море?

Что будет происходить днем с воздухом над сушей и морем? Куда будет дуть ветер?

Что будет происходить ночью с воздухом над сушей и морем? Куда будет дуть ветер?

 

 

 

 

 

 

— Всегда ли ветер дует с одной и той же скоростью? С чем это связано?

 

 

 

Демонстрирует на слайде шкалу Бофорта. Объясняет, что данная шкала показывает классификацию ветров по разрушительной силе в зависимости от скорости.

 

Скорость ветра измеряется с помощью анемометра.

Демонстрирует прибор (при наличии)

 

— С помощью какого прибора определяют направление ветра?

 

— Как узнать какое направление имеет ветер?

 

— Важно ли знать, в какой местности какие ветра преобладают? Для чего?

 

 

Учитель объясняет:

— График, который показывает, какие ветра и в каком количестве преобладают на той или иной территории, называется розой ветров.

 

 

 

 

 

Учащиеся высказывают свои предположения.

 

 

 

 

 

Записывают определение, продиктованное учителем.

 

 

 

 

Отвечают:

— Ветер дует из области высокого давления в область низкого, поэтому он меняет свое направление в зависимости от изменений атмосферного давления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся записывают определения, предложенные учителем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся выдвигают свои предположения по этому вопросу, используя схемы презентации, пытаясь найти ответ, почему образуются данные типы ветров. Каждый ветер прорабатывается по отдельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

Дают ответы на наводящие вопросы при необходимости и в итоге выстраивают «идеальный» ответ:

 

Пассаты:

— Он становится легче и поднимается в верхние слои атмосферы. Атм. давление у поверхности Земли падает, а в верхних слоях атмосферы возрастает. Воздух начинает оттекать оттуда к тропическим широтам. Во время этого он остывает и в тропиках, преобладают нисходящие токи воздуха: у поверхности создается высокое давление. Из-за этого вдоль поверхности Земли воздух движется из области высокого давления у тропиков, в область низкого у экватора – ветер пассат.

 

Муссоны

— Суша быстрее нагревается и остывает.

 

Над сушей воздух летом будет нагреваться и подниматься, у поверхности будет создаваться низкое давление, а над океаном давление будет высокое, т.к. он дольше нагревается и холодный воздух будет скапливаться у поверхности. Ат.давление высокое над океаном. Ветер дует с моря на сушу. Приносит большое количество осадков.

Зимой все наоборот.

 

 

Бриз

— Суша быстрее нагревается и остывает.

 

Днем над сушей воздух будет нагреваться и подниматься, у поверхности будет создаваться низкое давление, а над морем давление будет высокое, т.к. оно дольше нагревается и холодный воздух будет скапливаться у поверхности. Ат.давление высокое над морем. Ветер дует с моря на сушу.

Ночью все наоборот.

 

 

Отвечают: нет, скорость ветра изменяется, что связано с различиями в атм.давлении. Чем больше разница в атм.давлении, тем сильнее ветер.

 

 

 

 

 

 

Учащиеся записывают:

«Анемометр – прибор для измерения скорости ветра»

 

— Флюгер

 

 

— Направление ветра определяют по стороне горизонта, откуда он дует.

 

— Да, важно, т.к. это необходимо для работы многих служб: авиационных, строительных и др.

 

 

Данные УУД попеременно или в комплексе развиваются у учащихся в течение всего этапа урока:

 

Познавательные (умение строить высказывания, структуризация знаний)

 

Регулятивные (прогнозирование, планирование, коррекция)

 

Коммуникативные (постановка вопросов, разрешение конфликтов, умение выражать свои мысли)

 

Личностные (смыслообразование)

Закрепление нового материала. Актуализация знаний (10-12 мин)
Организовывает начертание розы ветров учащимися по данным и инструкции, приведенным на стр. 139-140 в учебнике

 

 

Просит учащихся сделать вывод о преобладающих ветрах в данной местности в соответствии с построенной розой ветров.

 

ДЕЛАЕТ АКЦЕНТ НА ЧЕТКОЕ И АККУРАТНОЕ ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАНИЯ!

1. Изучают и осмысливают таблицу и инструкцию по построению розы ветров

2. Под руководством учителя выполняют чертеж

3. Делают вывод о том, какие ветра преобладают в данной местности в соответствии с построенной розой ветров:

Как видно из графика, в данном месяце не было ни одного дня без ветра, преобладает западный ветер.

 

Познавательные (умение строить высказывания; структурирование знаний; поиск информации, смысловое чтение)

 

Регулятивные (целеполагание, планирование, контроль, коррекция)

Подведение итогов урока (3 мин)
— Итак, сегодня на уроке мы с вами познакомились с одним из природных явлений, которое называется…

 

Что нового вы узнали на уроке? Что научились делать?

 

 

 

 

 

 

Выставляет оценки за урок с комментариями

 

 

Учитель диктует домашнее задание и поясняет его:

1. Прочитать параграф 42, устно ответить на вопросы в конце параграфа

2. Построить розу ветров по таблице, приведенной на презентации

 

Говорит заключительные слова к уроку. Прощается с учениками.

Учащиеся продолжают фразу учителя…

 

— …ветер

 

Узнали: что такое ветер, как он образуется, куда и почему дует, познакомились с типами ветров и особенностями их образования.

 

Научились строить розу ветров.

 

 

Слушают, проводят внутренний самоанализ своей деятельности.

 

 

Записывают домашнее задание

 

 

 

 

Прощаются с учителем.

Познавательные (умение строить высказывание, рефлексия)

 

Регулятивные (контроль, оценка)

 

Коммуникативные (умение выражать свои мысли)

 

Личностные (самоопределение, смыслообразование)