Учитель не для оценки

Категории: Статьи

Тэги: ,,

Мотивирует и выявляет талант — человек, а не машины

Как образованию перейти от человеческого капитала к человеческому потенциалу? Почему сегодня пропала необходимость в традиционной системе оценивания учеников? Как создать ученическую мотивацию для ребенка? Ответы на эти и другие вопросы 28 и 29 марта искали участники II Всероссийского форума «Школа возможностей». Площадка обмена мнениями — проект РАНХиГС и Содружества школ личностно ориентированного образования при участии Всероссийской проектной платформы «КосмОдис».

За последние двести лет радикально изменились многие системы, окружающие человека, — транспорт, система коммуникаций, инфраструктура. А вот школа с начала XIX века практически не изменилась. Современный мир бросает вызов традиционной системе образования. Сегодняшние школьники отличаются от тех, которые были еще лет десять назад. Поколение NET перестает воспринимать уроки как способ получения новых знаний. Дети учатся у Интернета и друг у друга. В этих условиях задача учителя — найти мотивацию для ребенка, сделать процесс обучения интересным.

О необходимости трансформации сферы образования рассказал Александр Асмолов, директор по гуманитарной политике РАНХиГС, председатель комиссии по науке и образованию Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека, академик РАО.

— Мы движемся от школы знаний, умений, навыков, принимая и любя ее ценности и четко понимая: сегодняшняя инновация — завтрашняя традиция, — отметил он. — Мы движемся по направлению от школы диктатуры прошлого опыта к школе, где главное — дать возможности, а не только знания. Как только человека начинают рассматривать через призму экономики как капитал, он превращается в ресурс. Поэтому важен новый вектор движения — от человеческого капитала к человеческому потенциалу.

По мнению Александра Асмолова, одаренность не дана, а задана, она есть у каждого человека, и задача — как можно раньше ее выявить. Именно здесь встает вопрос мотивации. Если мотивации нет, нет развития. Ребенок может все, но беда в том, что он не хочет.

— Мы говорим, дети не читают. Но они не читают то, что им навязывают, — отметила Елена Ленская, декан факультета «Менеджмент в сфере образования» Московской высшей школы социальных и экономических наук. Они заранее ненавидят тот список книг, который им рекомендуют как обязательный. Чтение книг по собственному выбору в программе практически не предусмотрено. Получается, работа с одаренностью не ведется, ведь инициативность — одно из главных качеств, которое готовит человека к жизни в XXI веке.

Решение проблемы простое: нужно делать вызов стандартному образованию, выходить за рамки урока. Задача педагога — вызывать интерес у ученика. Но мотивировать нужно не только одаренного ребенка, а каждого ребенка.

— Несколько лет назад на конференции мы общались с одним канадским ученым, — рассказала Елена Ленская. — И он сказал: «В вашей стране вы очень много занимаетесь одаренными детьми. Это важно, нужно и замечательно, но помните, что их вы готовите для всего мира. А когда вы готовите тех детей, которые не демонстрируют каких-то выдающихся показателей, вы вкладываетесь в развитие собственной страны. И если не заниматься решением этого вопроса, через несколько лет придется выделять большие деньги на пособия по безработице». Действительно, много сил и средств идет на создание и работу центров одаренных детей, кванториумы, классы робототехники. Но не лучше ли направить хотя бы часть средств на самих учителей, чтобы они занимались больше с теми детьми, которые без них не справляются?

Сейчас педагоги получают бонусы за успехи учеников в олимпиадах и на экзаменах, а за тех, кому удалось просто подтянуть успеваемость, никакой благодарности нет. Получается, учителям самим интереснее, выгоднее и легче вести способных и подготовленных детей, чем тех, кто не справляется самостоятельно. Система образования создана таким образом, что у детей нет возможности на занятиях поставить собственный эксперимент, они делают то, что положено по программе. У большинства учеников пропадает инициативность на уроках, они не высказывают свое мнение. Проблема в том, что у нас нет центра по отбору, а учителя зачастую путают одаренность с академической успеваемостью.

Считается, что чем раньше начать вкладываться в образование ребенка, тем раньше будет получен результат. И здесь главное — не переусердствовать. Заниматься развитием детей родители начинают уже даже не в детских садах, а чуть ли не с рождения. Но означает ли это, что любое вмешательство приведет к нужным результатам? Не все ли равно, чем заниматься с детьми, лишь бы начать это делать раньше? Возникает вопрос о качестве дошкольного образования. В задачи детских садов традиционно включают подготовку к школе, воспитание, обучение навыкам самообслуживания, приучение к режиму дня, коммуникацию с другими детьми. Когда у воспитателей спрашивают, почему так построена программа, те отвечают, что этого требуют родители. Но опрос родителей показывает, что они ожидают от детских садов совсем другого. На первом месте — психологический комфорт ребенка, а следом — безопасность. Тревожность становится тормозом развития образовательной системы.

В международной практике есть два подхода: первый ориентирован на систему, второй — на ребенка. В первом случае приоритет подготовке к школе (научить читать, писать), особенности возраста здесь не учитываются, а контроль за результатом приводит к потере мотивации. Во втором случае главное — развивающее образование, которое решает задачи возраста и особенностей каждого из детей. Образование сегодня нацелено на подгонку стандартов, но его успех в индивидуальности. Ребенку необходимо дать возможность выбора.

— Ключевой переход — создание ученической самостоятельности, где каждый учащийся может и на уровне урока, и на уровне школы проявлять свой голос, заявлять потребности, брать ответственность за свою траекторию развития. И, когда ему не выдают достаточных возможностей, генерировать новые, то есть проявлять лидерство, — отметил Павел Лукша, профессор Московской школы управления «Сколково», основатель Global Education Futures.

Переход к ученикоцентрированной модели требует совершенно иного подхода от учителей. Если педагог находится в ситуации, где он сам не может эти качества демонстрировать, то об ученической самостоятельности не может идти и речи. Роль учителя меняется: он должен перестать быть ментором и стать ролевой моделью.

Для решения проблемы необходимо заняться персонализацией школы. Такая система уже работает в некоторых образовательных учреждениях нашей страны. Заместитель директора школы № 550 Санкт-Петербурга, директор учебного центра «ОРТ-СПб» Григорий Водопьян рассказал, как работает такой подход. В любом классе есть ученики, которые быстрее осваивают темы, а есть те, кто справляется медленнее. И педагогу нужно понимать, что это нормально. Курс предмета необходимо разделить на ступени, а детей — на группы по успеваемости.

В завершение каждой ступени должен быть итог: ребенку надо объяснить, с чем он справился, а с чем еще нужно поработать для перехода на следующий уровень. И нельзя одинаково оценивать учеников, потому что оценка сегодня — это показатель не знаний, а соответствия стандартам.

Образованность и обученность — разные вещи. Оценка качества обучения не самоцель и не средство надзора и контроля. Цель внутриклассного и внутришкольного оценивания — отметить и поддержать прогресс ученика. Действуешь по образцу — получаешь «пять», отступаешь от образца — «четыре», и так далее. Умеет ли школа оценивать владение компетентностями и личностное развитие? ЕГЭ и ОГЭ, мониторинги, ВПР — все это опять же оценивает обученность. А кто решает, что должен знать ребенок по каждому предмету в каждом классе обучения? Даже взрослые, скорее всего, не смогут написать контрольные работы по всем предметам. Непроизвольно встает вопрос: а зачем каждому ученику знания в том объеме, в котором их преподают?

— Большинству детей не нужен тот уровень математики, который закладывают в стандарты, большинству детей не нужен тот уровень русского языка, — заключил Виктор Болотов, директор Центра мониторинга качества образования Института образования НИУ ВШЭ, академик РАО. — Когда я читаю стандарты, я думаю, что пора мне сдать свой школьный аттестат, ибо я не знаю того, что требуют от каждого ребенка.

Введение на уроках метода Дальтон-плана может решить проблему персонализации. Обучение основывается на трех принципах: свобода, самостоятельность, сотрудничество. Ребенок сам выбирает, как будет учиться. К примеру, четыре дня в неделю занятия проходят стандартно в классе, а на пятый ученик решает, куда пойдет — где интереснее именно для него или есть необходимость дополнительных занятий. Дальтон-план получил широкое распространение в Нидерландах и Чехии.

В России еще совсем недавно у тех, кто получил аттестат с отличием, были гарантии на получение хорошего образования и престижной работы. В течение двухсот лет модель образования была собрана вокруг идеи, что есть некие конкретные измеряемые жесткие навыки. Больше эта модель не работает. Сегодня массовым стал спрос на уникальность. Цифровизация бросает вызов цивилизации, технологии замещают людей. Сейчас даже отпала необходимость в профориентации: многие профессии просто вымирают с развитием кибернетики.

Технологии и человек сотрудничают как партнеры. Люди вытесняются из рутинных профессий, востребованными становятся специалисты, способные решать нестандартные задачи, быть творческими.

Но сложность в том, что культура, в которой живут взрослые, — это культура досетевой эпохи. Школа должна стать сетевой, как и сетевая реальность, в которой существует поколение NET. Чтобы это произошло, школа должна понять, что она центр той экосистемы, которая окружает детей и является точкой связывания. То есть не замкнутая на себя система, где жизнь заканчивается за дверью, а школа, которая открыта в мир. Мы думали, что гаджеты и новые технологии, внедренные в школы, — это ключ к успеху. Но наши дети уже давно живут в этой среде. И пока мы не поймем, как они в этой среде живут и что для них является ресурсом, мы не сможем это правильно использовать в школе. Учитель сегодня для оценки не нужен, с этим может справиться программа, но программа не может различить одаренность и, главное, не умеет мотивировать ребенка. Важно ответить на вопрос, кто побеждает в современной системе образования: человек технологии или наоборот.

Считается, что чем раньше начать вкладываться в образование ребенка, тем раньше будет получен результат. Здесь главное — не переусердствовать. Однако заниматься развитием детей родители начинают уже даже не в детских садах, а чуть ли не с рождения…

Мария Шпакова