Стоп буллинг!
Классный час для учащихся 9-10 классов (15-16 лет)
Ольга Викторовна ЗАХВАТКИНА, учитель английского языка МБОУ СОШ № 92, г. Барабинск, Новосибирская область
Продолжительность: 35 минут.
Цель: формирование адекватной самооценки личности обучающихся и их поведения, ориентируясь на существующие законы.
Задачи:
- определить понятие буллинга;
- научить определять роли и чувства участников травли;
- сформировать осознанное негативное отношение к травле;
- научить конструктивному поведению в ситуации травли.
Ожидаемые результаты:
- умение замечать травлю на начальных этапах;
- умение противодействовать травле;
- знание правил конструктивного поведения.
Техническое оснащение:
- экран и проектор, в случае отсутствия – постер размера А2 (с ролями участников травли);
- раздаточный материал – бланки для заполнения ролей участников травли для каждого ученика;
- листы белой бумаги А4 для каждого ученика;
- лист ватмана размера А0/А1 – размер определяется количеством учеников в классе: для 20 человек лучше выбирать наибольший размер; в случае, если в классе меньше 20 человек, подойдет лист поменьше;
- яркие стикеры двух цветов (например, жёлтый и зелёный) для каждого ученика;
- ручки, яркие фломастеры для каждого ученика.
Ход классного часа
1. Организационный момент
Приветствие, определение темы урока (4 минуты).
УЧИТЕЛЬ: Добрый день, ребята! Я немного волнуюсь сегодня, готовилась к занятию, боялась забыть самое необходимое для его проведения. Посмотрите, пожалуйста, на парты. Ничего вам не кажется странным? Всё ли у всех одинаково?
(Ученики отмечают, что на двух партах есть яблоки)
— Да, вы правы. Яблок всего два, и они очень нужны нам. Посмотрите, чем они отличаются друг от друга?
Учитель проходит, показывает, держа в руках. Учащиеся могут показать мимикой, либо жестами, что особой разницы между плодами нет. Учитель берёт одно из яблок и, обращаясь к классу, говорит: «Ты мне не нравишься! Ты противное яблоко!» – после этого бросает фрукт на стол, ударив с силой. Отмечает реакцию детей.
Потом протягивает яблоко одному из учеников и говорит: «Найди в нём что-то, что тебе не нравится и поступи с ним так же, как я. Скажи, что в нём тебе не нравится. Например: «Мне не нравится твой хвостик! У тебя противная кожица! Да в тебе одни черви!» – после этого просит передать яблоко дальше (3-4 человека).
Когда фрукт вернулся к учителю, ещё раз спрашивает о том, видят ли дети какую-то разницу между этим яблоком и другим, которое всё это время лежало у педагога на столе. Помогает детям ответить, если затрудняются, что каких-то серьёзных внешних повреждений оно не получило и выглядело практически так же, как второе.
После этого учитель разрезает оба яблока. Комментирует, что с яблоком, которое лежало на столе, всё в порядке. Наверняка оно вкусное. Дети соглашаются, что с удовольствием съели бы его. А вот второе оказалось внутри коричневым, покрытым «синяками», которые класс ему и поставил. Его никто не захотел есть. Учитель говорит: «Ребята, но это ведь мы его сделали таким!»
Момент тишины. Спустя секунду, продолжает: «Точно так же происходит и с людьми, когда мы их оскорбляем или обзываем. Внешне на них это практически не сказывается, но мы наносим им огромное количество внутренних ран!»
— Ребята, сформулируйте, пожалуйста, тему нашего классного часа. Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь?
(Ученики называют тему, предположения о теме)
— Да, сегодня мы поговорим о таком явлении, как буллинг. Думаю, что каждый из вас слышал это слово, возможно, кто-то сталкивался с его проявлением. И это явление, к сожалению, нам всем хорошо известно…
Сегодня попробуем найти ответы на вопросы: (4-5 минут)
- Что такое буллинг?
- Является ли буллинг правонарушением, и есть ли за это ответственность?
- Как избежать буллинга в своей жизни?
2. Основная часть
УЧИТЕЛЬ: В переводе с английского языка «буллинг» (bullying) означает «преследование», «запугивание», «третирование». (Слайд) Такое давление на личность может быть как психологическим, так и физическим…
Буллинг – запугивание или же своеобразный физический и психологический террор одних людей по отношению к другим с целью подчинения их себе на почве страха, преднамеренно вызванного преследователями у их жертв. (Слайд)
Буллинг: понятие и особенности
— Ребята, какие виды буллинга вы знаете? (Ответы детей)
Наиболее распространены два типа буллинга: «непосредственный» – физический и «косвенный» (психологический) – социальная агрессия. (Слайд)
Непосредственный (физический) буллинг – это агрессия и преследование с физическим насилием.
Косвенный (психологический) буллинг может выражаться по-разному.
Так, например, если преследователь вынуждает жертву пережить различные оскорбительные для неё и унижающие её чувство собственного достоинства обстоятельства, говорят о поведенческом буллинге.
Какие еще виды косвенного буллинга вам знакомы? Наверняка вы говорили о них на уроках обществознания. (Отвечают)
Это чаще всего проявление вербальной агрессии – от сплетен и интриг до вымогательств и шантажа. Кроме этого, преследователи могут объявить бойкот жертве.
Когда человека унижают всевозможными непристойными словами, обзывая и дразня его, приклеивая издевательские ярлыки, мы также имеем дело с буллингом, как вы думаете каким? Со словесным буллингом.
В последние годы появилась новая разновидность школьного буллинга, когда жертва получает оскорбительные послания на свой электронный адрес в интернете или через другие электронные устройства. Как называется этот вид буллинга? (Кибербуллинг)
Буллинг — правонарушение
— Ребята, как вы считаете, является ли буллинг правонарушением? (Варианты ответов)
— Давайте вспомним, что такое правонарушение. (Отвечают)
Правонарушение – это нарушение закона, за которое предусмотрено наказание для взрослых людей и подростков. (Слайд)
— Какие же виды ответственности существуют?
(На слайде только два слова: «уголовная» и «административная»)
— У вас на столах есть тексты, посмотрите. Знаком ли вам такой формат заданий? Где вы его встречали? (На ОГЭ)
Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление, предусмотренное уголовным законом, общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство). За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность наступает с 14 лет.
Административной ответственности подлежит физическое лицо, достигшее ко времени совершения правонарушения шестнадцатилетнего возраста, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом об административных правонарушениях РФ: умышленное причинение телесного повреждения, мелкое хищение, умышленное уничтожение либо повреждение имущества, жестокое обращение с животными, разжигание костров в запрещённых местах, мелкое хулиганство, нецензурная брань в общественном месте, оскорбительное приставание к гражданам, незаконные действия в отношении газового, пневматического или метательного оружия, незаконные действия в отношении холодного оружия. За данные правонарушения ответственность наступает с 14 лет.
Актуализировав свои знания, давайте ответим на вопросы:
- Буллинг – это правонарушение?
- В каком случае наступает административная ответственность?
- А в каком случае уголовная?
(Ответы и обоснование)
Участники буллинга
— Каждый человек в разных ситуациях играет разные роли. Например, в школе – вы ученики. Во дворе – товарищи по играм. В спортивном соревновании – соперники. Каждая роль предполагает определённую модель поведения: школьники учатся, друзья – вместе играют, общаются, в спорте – делают всё, чтобы выиграла своя команда.
В ситуациях травли такие роли тоже есть. Давайте подумаем, кто участвует в травле?
(Ответы учеников. Если назвали только жертву и агрессора, учитель стимулирует размышлять дальше: «А кто ещё?»… Так продолжается, пока не будут названы все (или почти все) роли.)
(Учитель показывает картинку – либо интерактивно выводит на экран, либо показывает на плакат)
— А теперь я предлагаю вам внимательно посмотреть на картинку. Видите, как, оказывается, много участников травли. Здесь есть… (показывает на каждую роль).
(Картинку можно на слайд не выводить, раздать в группы для образца для формирования плаката)
Роли на слайдах:
- жертва (пострадавший) – тот, кого обижают, кто страдает от травли;
- инициатор травли (зачинщик, агрессор, булли) – тот, кто начинает травлю;
- последователи или свита – те, кто сами не начинают травлю, но активно поддерживают агрессора и участвуют сами;
- активный сторонник – тот, кто сам не травит, но поддерживает одобрительными кивками, смехом;
- пассивный сторонник – тот, кто вроде бы ничего плохого не делает, но в душе одобряет действия агрессора, не видит в травле ничего страшного;
- безразличный (молчаливый) наблюдатель (свидетель) – тот, кто считает, что его эта ситуация совсем не касается, отворачивается или не замечает травлю;
- потенциальный защитник – тот, кто не одобряет травлю, но не знает, как помочь жертве;
- реальный защитник – тот, кто не остаётся в стороне, помогает жертве или пытается помочь.
— Все эти участники несомненно испытывают разные эмоции в ситуации буллинга.
Упражнение «Кто Я?»
По окончании обсуждения предыдущего упражнения педагог предлагает обучающимся взять по листу бумаги, ручку и в течение одной минуты записать в столбик 10 слов, определяющих особенности своей личности, – как положительные (5 слов), так и отрицательные (5 слов). В заданное время необходимо уложиться.
Затем педагог просит участников отложить свои листы бумаги и говорит о том, что им придётся ещё раз к ним вернуться, но позже.
— Сейчас мы с вами попробуем составить «портреты» участников буллинга, то есть описать основные характеристики, черты и признаки. Для этого предлагаю вам разделиться на три группы.
Упражнение «Портрет»
Работа в малых группах
Все участники распределяются в три группы. Учитель раздаёт ватманы, клей, маркеры, фломастеры, разноцветные стикеры, пустые фигуры участников буллинга.
— Перед вами листочки, на которых обозначены роли участников травли. Но фигуры пустые, незаполненные. Я предлагаю каждому из вас заполнить, раскрасить/нарисовать эмоции на лицах этих фигур (распределить их в группах). Подумайте, какие эмоции они могут испытывать, и изобразите их.
Ученики самостоятельно раскрашивают бланки, подписывают черты, свойственные выбранной роли.
Если ученикам сложно называть чувства, можно использовать подсказку: равнодушие, страх, обида, интерес, грусть, злость, разочарование, удовлетворение, одиночество, надежда, ликование, восторг, презрение, счастье, печаль, отвращение, спокойствие, беспомощность, ярость, бессилие, вина, стыд, отчаяние, удивление, тревога, радость, гнев, возмездие, гордость, унижение.
Учитель подводит итог в конце упражнения.
— Вот видите, все участники травли испытывают сильные чувства. В то же время роли постоянно меняются, в определённый момент жертвой или свидетелем, а иногда даже агрессором может стать любой! Травля – это проблема группы, класса, а не только жертвы и агрессора. Это касается каждого! Поэтому справляться с травлей нужно всем вместе, сообща!
Каждой группе даётся большой лист ватмана, карточки с различными характеристиками. Первой группе предлагается выбрать и закрепить на ватмане черты и особенности сверстников, которые становятся преследователями, второй группе – сверстников, которые обычно становятся жертвами буллинга.
На выполнение предложенного задания группам даётся пять минут, после чего группы выступают со своими результатами.
Какие подростки становятся преследователями?
- Привыкшие добиваться своих целей, подчиняя себе других;
- легко возбудимые и очень импульсивные, с агрессивным поведением;
- не умеющие сочувствовать своим жертвам;
- физически сильные;
- желающие быть в центре внимания, стремящиеся к лидерству;
- уверенные в своём превосходстве над жертвой;
- с высоким уровнем притязания;
- агрессивные, «нуждающиеся» в жертве для своего самоутверждения;
- не способные на компромисс;
- со слабым самоконтролем;
- интуитивно чувствующие силу и слабость других членов группы.
Какие подростки становятся жертвами буллинга?
- Пугливые, чувствительные, замкнутые и застенчивые;
- тревожные, не уверенные в себе, с заниженной самооценкой;
- склонные к депрессии;
- без друзей среди сверстников, предпочитающие общение с взрослыми;
- физически более слабые, чем их сверстники;
- уже имеющие негативный опыт общения со сверстниками;
- из неблагополучных семей;
- подвергаемые физическому насилию дома;
- с развитыми комплексами неполноценности;
- предпочитающие умалчивать о насилии и издевательствах;
- не умеющие просить помощи и не верящие в то, что могут получить защиту от взрослых;
- уверенные в том, что заслуживают быть жертвой, и потенциально готовые к принятию насилия со стороны преследователей, смирившиеся с этим насилием;
- те, чьё поведение не стандартно для конкретной группы и вызывает раздражение у других членов данной группы;
- подростки особенностями внешности и психофизического развития.
— А теперь посмотрите в свои листы, на которых вы писали десять слов о себе. Проанализируйте свой список молча, наедине с самим собой. Возможно, среди тех особенностей, которые вы выделили в своей личности, есть качества, которые могут вас отнести к одной из групп риска – преследователи или жертвы преследования. Я думаю, каждому из нас сейчас есть над чем подумать…
Возможно, кто-из вас захочет высказаться?
Активная игра-разминка «Стоп буллинг»
Учимся останавливать травлю: эмоциональная разрядка, смена активности, формирование негативного отношения к травле (7-10 минут)
В игре ученики будут тренировать быструю реакцию на травлю – давать отпор и останавливать обидчиков. Учитель быстро называет команды, и, если они нейтральные или положительные, ученики их повторяют. Но если учитель назовёт действие, которое может обидеть и причинить боль другому, учащиеся должны показать жест «дизлайк» (большой палец вниз) и громко сказать: «Стоп буллинг».
— Давайте потренируемся: что нужно делать, если я скажу: «Улыбнись»? (Ответ учеников – повторять) «Посмотри в окно»? (Повторять) «Толкни соседа»? (Ответ учеников – жест и фраза «Стоп буллинг»)
Если ученики путаются, можно мягко их корректировать. Важно, чтобы ученики сидели парами. Потом ведущим может стать кто-то другой.
Ну что, начали!
Список фраз (на выбор учителя):
- Обернись назад.
- Закрой глаза.
- Скинь на пол ручку соседа – Стоп буллинг!
- Дотронься до своего носа.
- Подними правую руку вверх.
- Покажи соседу кулак – Стоп буллинг!
- Встань со стула.
- Покажи соседу «лайк» (большой палец вверх).
- Громко скажи: «Привет!»
- Обзови соседа – Стоп буллинг!
- Держи руки на коленях.
- Обними себя.
- Потяни соседа за уши – Стоп буллинг!
- Быстро встань и сядь.
- Крикни соседу: «Уйди прочь!» – Стоп буллинг!
- Притворись, что ты плаваешь.
- Приложи палец к губам.
- Веди себя, как будто делаешь селфи.
- Скажи соседу: «Спасибо».
Негативных команд должно быть существенно меньше, чем позитивных и нейтральных – в соотношении 1:3. Если кто-то путается, не распознаёт буллинг, нужно мягко корректировать, обращать внимание. В случае со спорными ситуациями можно остановить игру и предложить ученикам высказаться.
Метод «Четыре угла»
На четырёх углах (стенах) комнаты вешаются таблички формата А4 с надписями: «Я поступил бы так же», «Это не всегда работает», «У меня своя позиция», «Не одобряю такое решение». Затем участникам зачитывают по одной истории, дети анализируют и выбирают позицию у той или иной таблички. После каждой истории предлагается обсуждение выбранных участниками встречи позиций.
— Сейчас я буду зачитывать вам реальные истории из жизни подростков, которые оказались жертвами буллинга и по-своему справились со сложившейся ситуацией. После прослушивания истории вам необходимо занять позицию возле одного из углов, табличка на котором совпадает с вашим мнением.
История 1. Перевелась в другое учебное заведение, влилась в коллектив замечательно – по началу. Но когда стала находить друзей, завоёвывать авторитет, лидеры почувствовали конкуренцию и ополчились против меня. Моих новых друзей стали перетягивать на свою сторону в качестве союзников. Ну и начались дразнилки. Сначала отшучивалась, потом стала драться. Всё прекратилось, когда избила одного из лидеров. Потом зауважали, трогать перестали.
История 2. Я уверен, что как только начинают тебя травить – сразу переходи в другое учебное заведение. У нас в группе девочку обижали все, особенно один парень. Она ему отпор давала, а он ещё хуже лез. Потом она ему врезала по физиономии, на что он ударил её в живот изо всей силы. Но этим не закончилось. Он её фотографию в непристойном виде с пошлой надписью разместил в сети. Конечно, он там что-то «подфотошопил», но не все это поняли. Её потом все позорили и гнобили в колледже. Она взяла и перешла в другой колледж, и всё пока вроде нормально, у нее там друзья и даже любовь с одним из одногруппников.
Вопросы для обсуждения:
- Что вы чувствовали, слушая чужие истории?
- Легко ли вам было представить себя на месте героя?
- Какая из ситуаций оказалась вам наиболее близкой?
- Какие модели поведения вы для себя отметили, как самые эффективные?
3. Заключительная часть
УЧИТЕЛЬ: В завершение нашей встречи давайте подумаем о том, как избежать попадания в ситуацию буллинга…
Упражнение «Логическая цепочка»
Педагог предлагает первому участнику в кругу продолжить ключевую фразу: «Чтобы не стать участником буллинга, нужно…»
Ключевую фразу следующему участнику тренинга педагог строит на основе той фразы, которую построил предыдущий участник. Например: «Чтобы не стать участником буллинга, нужно… уметь защитить себя в любой ситуации».
Затем: «Чтобы уметь защитить себя в любой ситуации, нужно… быть уверенным в себе».
Таким образом, фраза, обращённая к следующему участнику, будет звучать так: «Чтобы быть уверенным в себе, нужно…»
Упражнение проводится до тех пор, пока логическая цепочка не пройдёт по всему кругу участников. В завершение тренинга ещё раз повторяет свою первую ключевую фразу и заканчивает её той мыслью, которую озвучил последний участник.
— Вы, конечно, убедились в том, что состояние наших проблем зависит от того, как мы к ним относимся. В ситуации давления и преследования тоже очень важно, как мы реагируем на вызов, брошенный нам. Чтобы не стать жертвой буллинга, учитесь давать себе только позитивные установки и отвечать уверенно и с юмором тем, кто пытается манипулировать вашими эмоциями. Давайте потренируемся…
Рефлексия
Упражнение «Мои ожидания»
— С какими целями и ожиданиями вы пришли на эту встречу?
— Насколько ваши цели оказались в итоге реализованными?
— Какие вы испытали эмоции и какой вывод сделали?
— Мы с вами сегодня очень плодотворно поработали, поэтому все – большие молодцы! Надеюсь, полученные на встрече знания и практический опыт помогут вам в дальнейшей жизни.
Ну а для тех, кто не уверен, что сможет самостоятельно справиться с проблемой буллинга, я предлагаю взять памятку «Что делать ребёнку – жертве травли?»
Всем большое спасибо и до новых встреч!
Помните! Нет ни одной причины, по которой человека можно было бы травить.