По страницам сказок Андерсена
Урок-викторина для обучающихся 3-5 классов
Шпакович Анастасия Сергеевна, педагог Семейного центра «Островок» города Чехова Московской области
Цель: расширить знания детей о жизни и творчестве Г.Х. Андерсена; вызвать интерес к творчеству писателя, желание познакомиться со сказками, которые ещё не прочитаны детьми.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, творческие задания, выставка книг.
Ожидаемый результат: дети познакомятся с новыми сказками Г.Х. Андерсена и вспомнят содержание уже известных.
Метапредметные УУД
Регулятивные:
- работать по коллективно составленному плану;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
- высказывать своё предположение.
Познавательные:
- умение ориентироваться в своей системе знаний – отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- добывать новые знания – находить ответы на вопросы, в том числе по иллюстрации.
Коммуникативные:
- слушать и понимать других;
- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
- оформлять свои мысли в устной форме;
- работать в группе.
Регулятивные:
- высказывать своё предположение;
- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные:
- формировать положительное отношение к учению, к познавательной деятельности;
- формировать желание приобретать новые знания и умения, совершенствовать имеющиеся;
- участвовать в творческом, созидательном процессе;
- осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков.
Сказки для подготовки к игре:
- «Чайник»
- «Пятеро из одного стручка»
- «Ромашка»
- «Свинопас»
- «Новое платье короля»
- «Девочка со спичками»
- «Русалочка»
- «Огниво»
- «Стойкий оловянный солдатик»
- «Дюймовочка»
- «Гадкий утёнок»
- «Принцесса на горошине»
- «Снежная королева»
Презентация_Сказки Г.Х. Андерсена
(Дети заранее делятся на команды, придумывают название и девиз)
Не наяву и не во сне,
Без страха и без робости
Мы снова бродим по стране,
Которой нет на глобусе.
На карту не нанесена,
Не знаем ты и я,
Что сказок есть страна!
Ведущий: Сегодня мы окунёмся в удивительный мир сказок Г.Х. Андерсена. Но сначала узнаем о его жизни и творчестве. Я буду рассказывать, а вам необходимо слушать меня внимательно и отвечать на вопросы:
- В каком городе родился Г.Х. Андерсен?
- Кто слушал первые сказки Андерсена?
- О чём мечтал мальчик?
- Как называется премия, которой награждаются лучшие в мире детские писатели и художники-иллюстраторы детских книг?
Г.Х. Андерсен родился 2 апреля 1805 года в городе Оденсе. Отец его был бедным башмачником, а мама – прачкой. Семья жила очень бедно. В доме не было ни богатой мебели, ни картин, ни украшений.
Отец делал для маленького Ганса различные игрушки: и картинки с превращениями, и двигающиеся мельницы, и кивающие головами самодельные куклы. Но больше всего Ганс любил слушать сказки, которые рассказывал отец.
Позже Ганс Христиан и сам начал придумывать сказки, но рассказывать их взрослым стеснялся, и эти первые сказки Андерсена слушал только старый домашний кот.
В 1814 году у Ганса умирает отец. Мальчик вынужден бросить школу в 11 лет и пойти работать на фабрику. Но он всё равно мечтал о том, как будет писать сказки и пьесы для театра.
Актёром Андерсен так и не стал, но стал известным писателем. При его жизни сказки были переведены на пятнадцать языков, после смерти – едва ли не на все языки мира. Ганс Христиан Андерсен сочинил более 150 сказок, 770 стихотворений, шесть романов и множество пьес.
Имя Г.Х. Андерсена носит золотая медаль, которой награждаются лучшие в мире детские писатели и художники-иллюстраторы детских книг. Получить эту медаль так же почётно, как стать Нобелевским лауреатом.
1 тур
Узнай сказку по иллюстрации (см. презентацию):
- «Дюймовочка»
- «Огниво»
- «Гадкий утёнок»
- «Стойкий оловянный солдатик»
- «Снежная королева»
- «Принцесса на горошине»
- «Девочка со спичками»
- «Русалочка»
- «Новое платье короля»
- «Свинопас»
- «Чайник»
- «Ромашка»
2 тур
Узнай, из какой сказки предмет (см. презентацию):
- «Свинопас»
- «Ромашка»
- «Огниво»
- «Дюймовочка»
3 тур
Узнай, из какого произведения строки:
- «Ей показалось, что он похож на мраморного мальчика, что стоял у неё в саду; она поцеловала его ещё раз и от души пожелала, чтобы он остался жив». («Русалочка»)
- «Ну, живо, живо за мной! Я сейчас введу вас в общество: мы отправимся на птичий двор. Но держитесь ко мне поближе, чтобы кто-нибудь не наступил на вас, да берегитесь кошек!» («Гадкий утёнок»)
- «Он смотрел на маленькую танцовщицу, она на него, и он чувствовал, что тает, но по-прежнему держался стойко, не выпуская из рук ружья». («Стойкий оловянный солдатик»)
- «С целой толпой избранных придворных, среди них и оба честных старых чиновника, которые уже побывали там, вошёл он к двум хитрым обманщикам. Они ткали изо всех сил, хотя на станках не было ни нитки». («Новое платье короля»)
- «Ёлка горела тысячами огоньков, а из зелени ветвей выглядывали на девочку пёстрые картинки, какие она видывала раньше в окнах магазинов. Малютка протянула к ёлке обе ручонки, но спичка потухла». («Девочка со спичками»)
- «Как-то к вечеру разыгралась страшная буря; сверкала молния, гремел гром, дождь лил как из ведра, ужас что такое! И вдруг в городские ворота постучали, и старый король пошёл отворять». («Принцесса на горошине»)
4 тур
«Пантомима». Покажи героев сказок.
(Команды должны были подготовить загадки-пантомимы для своих соперников. Команды по очереди показывают сценки из какой-либо сказки, а противники должны отгадать название сказки.)
5 тур
Анаграммы
- НИССВОАП («Свинопас»)
- НИЙКАЧ («Чайник»)
- ШАРАМОК («Ромашка»)
- МАДЮЙЧВООК («Дюймовочка»)
- ВОЛОСЕЙ («Соловей»)
6 тур
Ответь на вопросы.
- «Ромашка»:
- Какие цветы росли в саду? (Розы, тюльпаны, пионы)
- Где росла ромашка? (У канавы)
- Какая птица попала в западню? (Жаворонок)
- Какие последние слова прошептала птица в клетке? («Пить! Пить!»)
- Куда делся кусок земли с ромашкой? (Дёрн с ромашкой был выброшен на пыльную дорогу)
- «Чайник»:
- Чем гордился чайник? (Он гордился и фарфором своим, и длинным носиком, и изящной ручкою)
- О чём молчал чайник? (Крышка у него разбита и склеена)
- Из каких предметом состоял чайный сервиз? (Чашки, сливочник, сахарница)
- Кому подарили разбитый чайник? (Женщине, просившей немного сала)
- Каким образом чайнику удалось начать новую жизнь? (В него посадили цветок)
- «Пятеро из одного стручка»:
Что стало с каждой горошиной из одного стручка? (1 горошина – след её простыл; 2 горошина – простыл и её след, попала в лужу; 3 и 4 горошины – «куда придём, там и заснём», нашли и съели голуби; 5 горошина – попала в щель под окошком чердачной каморки)
7 тур
Викторина
- Каким свойством обладала ткань в сказке «Голый король»? (Становилась невидимой для человека, который не на своём месте или глуп)
- Кто закричал, что король голый? (Маленький мальчик)
- Сколько поцелуев принцессы потребовал свинопас за горшочек? (Десять)
- Какую песню пела принцесса в сказке «Свинопас»? («Ах, мой милый Августин, всё прошло, прошло, прошло!»)
- Какие подарки передал свинопас принцессе? (Соловья, розу)
- Куда сбежал гадкий утёнок с птичьего двора? (На болото)
- Кто подобрал примёрзшего ко льду утёнка? (Крестьянин)
- Где провёл зиму гадкий утёнок? (На озере)
- Сколько было оловянных солдатиков? (Двадцать пять)
- Где оказался солдатик после падения с третьего этажа? (Между камней мостовой)
- Кто встретился солдатику на пути следования кораблика? (Крыса)
- Кого мечтал взять в жёны солдатик? (Танцовщицу)
- Кто выскочил из табакерки в сказке «Стойкий оловянный солдатик»? (Тролль)
- Где оказался солдатик после того, как размок бумажный кораблик? (В животе у рыбы)
- Что стало с оловянным солдатиком и танцовщицей? (Они сгорели)
- Какое зёрнышко дала колдунья женщине в сказке «Дюймовочка»? (Ячменное)
- Какого размера были глаза у первой собаки в сказке «Огниво»? (Словно чайные чашки)
- Какое «волшебство» хранило в себе огниво? (Можно получить всё, что захотеть)
- Как фрейлине удалось узнать путь следования собаки? (Повесила мешочек с гречкой на спину принцессе и сделала в нём дырку)
Итог урока
Ведущий: Вот и закончилось наше увлекательное путешествие по миру сказок Андерсена. Пока наше жюри определяет победителя, давайте и мы подведём итог нашего путешествия. Вы прочитали множество сказок Андерсена, познакомились с его сказочными героями. Вспомните ещё раз все прочитанные вами сказки и давайте вместе составим синквейн.