По страницам сказок Андерсена

Урок-викторина для обучающихся 3-5 классов


Шпакович Анастасия Сергеевна, педагог Семейного центра «Островок» города Чехова Московской области


 

Цель: расширить знания детей о жизни и творчестве Г.Х. Андерсена; вызвать интерес к творчеству писателя, желание познакомиться со сказками, которые ещё не прочитаны детьми.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, творческие задания, выставка книг.

Ожидаемый результат: дети познакомятся с новыми сказками Г.Х. Андерсена и вспомнят содержание уже известных.

Метапредметные УУД

Регулятивные:

  • работать по коллективно составленному плану;
  • планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
  • высказывать своё предположение.

Познавательные:

  • умение ориентироваться в своей системе знаний – отличать новое от уже известного с помощью учителя;
  • добывать новые знания – находить ответы на вопросы, в том числе по иллюстрации.

Коммуникативные:

  • слушать и понимать других;
  • строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
  • оформлять свои мысли в устной форме;
  • работать в группе.

Регулятивные:

  • высказывать своё предположение;
  • оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  • осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные:

  • формировать положительное отношение к учению, к познавательной деятельности;
  • формировать желание приобретать новые знания и умения, совершенствовать имеющиеся;
  • участвовать в творческом, созидательном процессе;
  • осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков.

Сказки для подготовки к игре:

  1. «Чайник»
  2. «Пятеро из одного стручка»
  3. «Ромашка»
  4. «Свинопас»
  5. «Новое платье короля»
  6. «Девочка со спичками»
  7. «Русалочка»
  8. «Огниво»
  9. «Стойкий оловянный солдатик»
  10. «Дюймовочка»
  11. «Гадкий утёнок»
  12. «Принцесса на горошине»
  13. «Снежная королева»

 

Презентация_Сказки Г.Х. Андерсена


 

(Дети заранее делятся на команды, придумывают название и девиз)

Не наяву и не во сне,
Без страха и без робости
Мы снова бродим по стране,
Которой нет на глобусе.
На карту не нанесена,
Не знаем ты и я,
Что сказок есть страна!

Ведущий: Сегодня мы окунёмся в удивительный мир сказок Г.Х. Андерсена. Но сначала узнаем о его жизни и творчестве. Я буду рассказывать, а вам необходимо слушать меня внимательно и отвечать на вопросы:

  • В каком городе родился Г.Х. Андерсен?
  • Кто слушал первые сказки Андерсена?
  • О чём мечтал мальчик?
  • Как называется премия, которой награждаются лучшие в мире детские писатели и художники-иллюстраторы детских книг?

Г.Х. Андерсен родился 2 апреля 1805 года в городе Оденсе. Отец его был бедным башмачником, а мама – прачкой. Семья жила очень бедно. В доме не было ни богатой мебели, ни картин, ни украшений.

Отец делал для маленького Ганса различные игрушки: и картинки с превращениями, и двигающиеся мельницы, и кивающие головами самодельные куклы. Но больше всего Ганс любил слушать сказки, которые рассказывал отец.

Позже Ганс Христиан и сам начал придумывать сказки, но рассказывать их взрослым стеснялся, и эти первые сказки Андерсена слушал только старый домашний кот.

В 1814 году у Ганса умирает отец. Мальчик вынужден бросить школу в 11 лет и пойти работать на фабрику. Но он всё равно мечтал о том, как будет писать сказки и пьесы для театра.

Актёром Андерсен так и не стал, но стал известным писателем. При его жизни сказки были переведены на пятнадцать языков, после смерти – едва ли не на все языки мира. Ганс Христиан Андерсен сочинил более 150 сказок, 770 стихотворений, шесть романов и множество пьес.

Имя Г.Х. Андерсена носит золотая медаль, которой награждаются лучшие в мире детские писатели и художники-иллюстраторы детских книг. Получить эту медаль так же почётно, как стать Нобелевским лауреатом.

1 тур

Узнай сказку по иллюстрации (см. презентацию):

  • «Дюймовочка»
  • «Огниво»
  • «Гадкий утёнок»
  • «Стойкий оловянный солдатик»
  • «Снежная королева»
  • «Принцесса на горошине»
  • «Девочка со спичками»
  • «Русалочка»
  • «Новое платье короля»
  • «Свинопас»
  • «Чайник»
  • «Ромашка»

2 тур

Узнай, из какой сказки предмет (см. презентацию):

  • «Свинопас»
  • «Ромашка»
  • «Огниво»
  • «Дюймовочка»

3 тур

Узнай, из какого произведения строки:

  • «Ей показалось, что он похож на мраморного мальчика, что стоял у неё в саду; она поцеловала его ещё раз и от души пожелала, чтобы он остался жив». («Русалочка»)
  • «Ну, живо, живо за мной! Я сейчас введу вас в общество: мы отправимся на птичий двор. Но держитесь ко мне поближе, чтобы кто-нибудь не наступил на вас, да берегитесь кошек!» («Гадкий утёнок»)
  • «Он смотрел на маленькую танцовщицу, она на него, и он чувствовал, что тает, но по-прежнему держался стойко, не выпуская из рук ружья». («Стойкий оловянный солдатик»)
  • «С целой толпой избранных придворных, среди них и оба честных старых чиновника, которые уже побывали там, вошёл он к двум хитрым обманщикам. Они ткали изо всех сил, хотя на станках не было ни нитки». («Новое платье короля»)
  • «Ёлка горела тысячами огоньков, а из зелени ветвей выглядывали на девочку пёстрые картинки, какие она видывала раньше в окнах магазинов. Малютка протянула к ёлке обе ручонки, но спичка потухла». («Девочка со спичками»)
  • «Как-то к вечеру разыгралась страшная буря; сверкала молния, гремел гром, дождь лил как из ведра, ужас что такое! И вдруг в городские ворота постучали, и старый король пошёл отворять». («Принцесса на горошине»)

4 тур

«Пантомима». Покажи героев сказок.

(Команды должны были подготовить загадки-пантомимы для своих соперников. Команды по очереди показывают сценки из какой-либо сказки, а противники должны отгадать название сказки.)

5 тур

Анаграммы

  • НИССВОАП («Свинопас»)
  • НИЙКАЧ («Чайник»)
  • ШАРАМОК («Ромашка»)
  • МАДЮЙЧВООК («Дюймовочка»)
  • ВОЛОСЕЙ («Соловей»)

6 тур

Ответь на вопросы.

  • «Ромашка»:
  1. Какие цветы росли в саду? (Розы, тюльпаны, пионы)
  2. Где росла ромашка? (У канавы)
  3. Какая птица попала в западню? (Жаворонок)
  4. Какие последние слова прошептала птица в клетке? («Пить! Пить!»)
  5. Куда делся кусок земли с ромашкой? (Дёрн с ромашкой был выброшен на пыльную дорогу)
  • «Чайник»:
  1. Чем гордился чайник? (Он гордился и фарфором своим, и длинным носиком, и изящной ручкою)
  2. О чём молчал чайник? (Крышка у него разбита и склеена)
  3. Из каких предметом состоял чайный сервиз? (Чашки, сливочник, сахарница)
  4. Кому подарили разбитый чайник? (Женщине, просившей немного сала)
  5. Каким образом чайнику удалось начать новую жизнь? (В него посадили цветок)
  • «Пятеро из одного стручка»:

Что стало с каждой горошиной из одного стручка? (1 горошина – след её простыл; 2 горошина – простыл и её след, попала в лужу; 3 и 4 горошины – «куда придём, там и заснём», нашли и съели голуби; 5 горошина – попала в щель под окошком чердачной каморки)

7 тур

Викторина

  1. Каким свойством обладала ткань в сказке «Голый король»? (Становилась невидимой для человека, который не на своём месте или глуп)
  2. Кто закричал, что король голый? (Маленький мальчик)
  3. Сколько поцелуев принцессы потребовал свинопас за горшочек? (Десять)
  4. Какую песню пела принцесса в сказке «Свинопас»? («Ах, мой милый Августин, всё прошло, прошло, прошло!»)
  5. Какие подарки передал свинопас принцессе? (Соловья, розу)
  6. Куда сбежал гадкий утёнок с птичьего двора? (На болото)
  7. Кто подобрал примёрзшего ко льду утёнка? (Крестьянин)
  8. Где провёл зиму гадкий утёнок? (На озере)
  9. Сколько было оловянных солдатиков? (Двадцать пять)
  10. Где оказался солдатик после падения с третьего этажа? (Между камней мостовой)
  11. Кто встретился солдатику на пути следования кораблика? (Крыса)
  12. Кого мечтал взять в жёны солдатик? (Танцовщицу)
  13. Кто выскочил из табакерки в сказке «Стойкий оловянный солдатик»? (Тролль)
  14. Где оказался солдатик после того, как размок бумажный кораблик? (В животе у рыбы)
  15. Что стало с оловянным солдатиком и танцовщицей? (Они сгорели)
  16. Какое зёрнышко дала колдунья женщине в сказке «Дюймовочка»? (Ячменное)
  17. Какого размера были глаза у первой собаки в сказке «Огниво»? (Словно чайные чашки)
  18. Какое «волшебство» хранило в себе огниво? (Можно получить всё, что захотеть)
  19. Как фрейлине удалось узнать путь следования собаки? (Повесила мешочек с гречкой на спину принцессе и сделала в нём дырку)

Итог урока

Ведущий: Вот и закончилось наше увлекательное путешествие по миру сказок Андерсена. Пока наше жюри определяет победителя, давайте и мы подведём итог нашего путешествия. Вы прочитали множество сказок Андерсена, познакомились с его сказочными героями. Вспомните ещё раз все прочитанные вами сказки и давайте вместе составим синквейн.