По страницам природы

Урок-викторина по произведениям В.В. Бианки во 2-4 классах

 


Анастасия Сергеевна ШПАКОВИЧ, педагог СЦ «Островок», г. Чехов, Московская область


 

Природа столько красок подарила,
Что взглядом не окинуть, не объять.
Она восторгом душу напоила,
И хочется опять о красоте писать…

                                          Алёна Климук

 

Цель: расширить знания детей о жизни и творчестве В.В. Бианки; вызвать интерес к творчеству писателя, желание познакомиться с произведениями, которые ещё не прочитаны детьми.

Ожидаемый результат: дети познакомятся с новыми произведениями и вспомнят содержание уже известных.

Список произведений для подготовки к игре:

  • «Хитрый Лис и умная Уточка»
  • «Кто чем поёт»
  • «Чей нос лучше»
  • «Первая охота»
  • «Лесные домишки»
  • «Купание медвежат»
  • «Хвосты»
  • «Подкидыш»
  • «Голубые лягушки»

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, листы с заданиями, выставка книг.

 

Метапредметные УУД:

регулятивные – работать по коллективно составленному плану, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, высказывать своё предположение.

познавательные – умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы по иллюстрации.

Коммуникативные УУД: слушать и понимать других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, оформлять свои мысли в устной форме, работать в группе.

Регулятивные УУД: высказывать своё предположение, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД: формирование положительного отношения к учению, к познавательной деятельности, желания приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков.

 

Ход занятия

 

Дети заранее делятся на команды, придумывают название и девиз.

Ведущий: Удивительный мир природы интересовал В.В. Бианки. И сегодня мы раскроим многие тайны природы благодаря когда-то сделанным наблюдениям этого замечательного писателя. Но прежде чем мы начнём наш урок, необходимо проверить домашнее задание – названия и девизы команд.

Представление команд.

 

  • Знакомство с автором

Ведущий: Я буду рассказывать, а вам необходимо слушать меня внимательно и отвечать на вопросы.

  1. В каком городе родился В.В. Бианки?
  2. Кем был отец Виталия Валентиновича?
  3. Сколько было детей в семье Бианки?
  4. В какой деревне Виталий Валентинович проводил лето?
  5. Кого считал Виталий главным лесным учителем?

Любовь к природе и интерес к науке сформировались у Бианки ещё в детстве. Родился Виталий Бианки в 1894 году в Петербурге, в семье учёного-орнитолога, хранителя коллекций Зоологического музея Российской Академии наук, Валентина Львовича Бианки. Орнитолог – это учёный, который изучает птиц. Квартира Бианки находилась прямо напротив музея, в котором работал отец мальчика. Дети – трое сыновей – часто бывали в залах этого музея. Настоящий музей был и в самой квартире, где жила семья Бианки: многочисленные клетки с птицами от пола до потолка, аквариум с рыбами, террариум с черепахами, ящерицами и змеями.

Летом семья Бианки уезжала в деревню Лебяжье. Здесь Виталий впервые отправился в настоящее лесное путешествие. Было ему тогда лет пять-шесть. С тех пор лес стал для него волшебной страной. Отец постоянно брал с собой в лес маленького Виталия, рассказывая ему про каждую птицу и зверушку. Бианки сохранил традицию проводить лето на природе, в деревне на всю жизнь.

Виталий учился в гимназии, затем на факультете естественных наук в университете, служил в армии, позднее работал учителем в школе. А своим главным лесным учителем Виталий Бианки всегда считал отца. Именно он приучил сына записывать все наблюдения. В многочисленных тетрадях Бианки хранил свои записи о повадках птиц и животных, особенные местные слова, пословицы, охотничьи рассказы и рассказы бывалых людей. Нередко путешествовавший вместе с ним брат Анатолий делал фотографии.

 

  • 1 ТУР. Узнай произведение по иллюстрации (слайды презентации)
  1. «Чей нос лучше»
  2. «Голубые лягушки»
  3. «Купание медвежат»
  4. «Лесные домишки»
  5. «Кто чем поёт»
  6. «Хвосты»

 

  • 2 ТУР. Викторина
  1. Чем поёт бекас? (Хвостом)
  2. Что использует саранча вместо смычков? (Длинные задние лапки коленками назад)
  3. Как обманула ящерица Щенка во время первой охоты? («А Ящерка извернулась, хвост в зубах у него оставила, сама под камень!»)
  4. Куда же девался Удод во время первой охоты Щенка? («Нет птицы, а лежит на земле пёстрый лоскут, и торчит из него кривая игла»)
  5. Как медведица купала медвежат во время знойного дня? («Медведица схватила одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать в речку»)
  6. Зачем Оленухе хвостик? («А я им белым хвостиком машу, как платочком: «Сюда бегите, сюда!». Оленята видят – беленькое впереди мелькает, – бегут за мной».)
  7. Зачем корове хвост? (Отгонять мух)
  8. Какую пользу оказывал приёмыш пересмешке? («Пересмешка кормила приёмыша, приёмыш высиживал её птенцов»)
  9. Почему лягушки имеют голубой цвет? («Но когда их освещает весеннее солнце и они поют, они очень хорошеют: становятся нежно-голубого цвета»)
  10. Где живут Береговушки? (В норке на обрыве)

 

  • 3 ТУР. Узнай произведение по строчкам
  1. «Ну, – думает, – обманула меня Выпь. Не прыгать же мне в пустой камыш! Пойду другую птицу поймаю». («Первая охота»)
  2. «Мой дом – не пароход, – говорит Чомга. – Куда ветер гонит его, туда он и плывёт. Так и будем всю ночь на волнах качаться». («Лесные домишки»)
  3. «Хвост у меня – руль. Видишь: надо мне направо повернуть – я хвост вправо поворачиваю. Надо налево – я влево хвост кладу». («Хвосты»)
  4. «Мать догнала его, надавала шлепков, а потом – в воду, как первого». («Купание медвежат»)
  5. «Прошло шесть дней. Я каждый день подходил к гнезду и каждый раз видел торчащие из гнезда клювик и хвост пересмешки». («Подкидыш»)
  6. «А эти – в канаве – только горлышки раздували, и горлышки у них тоже были красивого светло-голубого цвета». («Голубые лягушки»)
  7. «Никуда от меня не денется: по снегу куда ни пойдёт, – наследит, – по следу её и найду». («Хитрый лис и умная уточка»)
  8. «Да тут вдруг упал сверху серый ястреб-крючконос, схватил мухолова и унёс себе на обед». («Чей нос лучше»)

 

  • 4 ТУР. Узнай, чей домик
  1. «Четыре яйца в бурых крапинках лежат рядышком прямо на песке среди гальки». (Зуёк)
  2. «Просто прутики на ветви накиданы как попало. На прутиках белые голубиные яйца лежат». (Витютень)
  3. Высоко над землёй к ветке подвешена лёгкая плетёная корзиночка». (Иволга)
  4. «Шалашик из сухой травы и мха». (Пеночка)

 

  • 5 ТУР. Соотнеси

(Презентация)

 

  • 6 ТУР. Раскраска

(Презентация)

 

Итог урока

Ведущий: Вот и закончилось наше путешествие по миру природы.

А кто же станет победителем в нашем увлекательном путешествии – определит жюри.

Пока наше жюри подводит итоги, давайте и мы подведём итог нашего путешествия…

Вы прочитали произведения В.В. Бианки о природе, познакомились с особенностями жизни лесных обитателей.

Вспомните ещё раз все прочитанные вами произведения, и давайте все вместе составим синквейн.