Веселые школьные истории

Урок внеклассного чтения в 4-5 классах по произведениям Л. Каминского «Школьные рассказы», Т. Крюковой «Школьные истории», В. Медведева «36,9 или Мишкины и Валькины приключения в интересах всего человечества»

 

Анастасия Сергеевна ШПАКОВИЧ, педагог СЦ «Островок», г. Чехов, Московская область


 

Цель: осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся 4-5 классов с произведениями Л. Каминского «Школьные рассказы», Т. Крюковой «Школьные истории», В. Медведева «36,9 или Мишкины и Валькины приключения в интересах всего человечества», не входящими в круг обязательного чтения.
  2. Дать возможность учащимся проявить свои творческие способности.
  3. Создавать развернутые высказывания по предложенному вопросу.
  4. Воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом.

Планируемы результаты
Предметные: осознание значимости чтения и изучения литературы для дальнейшего развития.
Метапредметные: оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.
Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самореализации в процессе подготовки проекта (творческого задания); сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и учителем.

Оборудование: проектор для просмотра презентаций, раздаточный материал для оценки и самооценки, реквизит для инсценировок.

Отбивка 1:

Отбивка 2:

Для разминки — музыка из фильма «Усатый нянь»

Технология: проектная.

Методы: частично поисковый, использование в деятельности субъективного опыта ученика.

Формы деятельности: групповая, индивидуальная.

Предварительная подготовка: учащие заранее распределяются на три группы и готовят рассказы о писателях, инсценировки или творческое выразительное чтение предложенных произведений.

 

ХОД ЗАНЯТИЯ

  • Организационный момент. Создание положительного эмоционального фона.

Педагог: Здравствуйте, ребята! Сегодняшный урок внеклассного чтения хотелось бы начать с анекдота.

Вася заявляет учителю:
– Обещаю, что с завтрашнего дня начну выполнять все домашние задания!
– Это я от тебя слышал много раз.
– Но сейчас даю твёрдое слово. Мой дедушка вышел на пенсию!

Как вы догадались, речь сегодня пойдет о школе. Ведь школа-это ваш второй дом, а школьная жизнь — это время, полное незабываемых приключений и открытий. И сегодня мы познакомимся с произведениями о таких же мальчишках и девчонках, как и вы, у которых очень насыщенная школьная жизнь и незабываемые каникулы.

А представлять писателей и их произведения мы будем по группам. Каждой группе было необходимо заранее подготовить рассказ о писателе и инсценировку / выразительное чтение понравившегося фрагмента книги. Пока одна группа будет представлять результаты своей работы, другая — работает с лицом оценивания и готовит вопросы.

  • Представление работ учащихся

Т. Крюкова «Школьные рассказы»

Материалы презентации книги Т. Крюкова «Школьные истории»: презентация, инсценирование / чтение

Презентация: Т.Ш. Крюкова

1. Слово об авторе и краткое представление книги. Презентация.

Герои смешных рассказов Тамары Крюковой – обычные школьники, с которыми происходит так много всего интересного! Женька Москвичёв и Лёха Потапов постигают великую науку дизайна и пытаются стать бизнесменами, Юра Петухов организовывает «день вежливости» и поёт в хоре, Лена Синицына хочет перевоспитать мальчишек, а их одноклассница Майка мечтает вызвать дух Пушкина…
Весёлые истории о приключениях ребят из шестого «Б» не оставят равнодушными ни детей, ни их родителей!

2. Инсценирование/творческое прочтение фрагмента произведения

«Дольче и Габбана»

Вера Ивановна, классная руководительница шестого «Б», объявила, что сегодня после занятий все должны остаться на уборку территории вокруг школы.

Женька и Лёха начали разговор.

В кои-то веки собрался по-человечески время провести, и на тебе! — говорил Женька

– Не переживай. Тут работы на полчаса, — успокоил его верный друг Лёха Потапов.

Женька продолжал нагнетать обстановку:

– Ничего ты понимаешь! Новый «Варкрафт» — полный улёт! Трёхмерная графика, стереозвук. Монстры — закачаешься. Можно вдвоём играть. Прикинь, цивилизация в опасности, а тут мусор собирай.

– Всё равно ведь ничего не поделаешь, — развёл руками Лёха.

– А давай сбежим, — предложил Женька. — Пускай Петухов парится. У него мозг с горошину и силы девать некуда. Или Шмыгунов. Его интеллекта хватает только на то, чтобы метлой махать. А людям умственного труда и без того есть чем заняться.

После недолгого препирательства Женьке удалось убедить друга. Было решено после уроков по-тихому улизнуть, но возникли непредвиденные трудности. Поскольку Москвичёв с Потаповым оказались не единственными умниками, возле выхода из школы стояла завуч и живенько отправляла особо сообразительных за мётлами и граблями.

Заметив преграду, беглецы благоразумно ретировались, но скоро поняли, что попали в окружение. На лестнице они едва не столкнулись с Верой Ивановной. Хорошо ещё, что Женька Зоркий Глаз и вовремя её заметил. Друзья заметались в поисках укрытия. Женька бросился к двери спортзала, и — о чудо! — она была не заперта. Ребята юркнули внутрь, чтобы переждать облаву.

В зале было непривычно пусто. Все звуки отдавались гулким эхом под высоким потолком. Женька обошёл зал, оглядев его хозяйским взглядом, и остановился возле «козла». На уроках физкультуры они были непримиримыми врагами. Вернее, «козлу»-то что, он деревянный. А вот Женьке доставалось. Из-за невысокого роста и не слишком развитой мускулатуры он, хоть убей, не мог перепрыгнуть через снаряд и вечно плюхался на него животом, чем вызывал бурное веселье всего класса.

Женька встал в боксёрскую позу и, пружинисто прыгая, нанёс несколько удачных хуков то ли в морду, то ли в тыловую часть злосчастного «козла», чтобы отомстить ему за свой позор, а потом уселся на него верхом, приосанился и, царственно вытянув руку, спросил:

– Я на Юрия Долгорукого похож?

– Чего? — прыснул со смеху Лёха. — Ты похож на Москвичёва на «козле».

– Ну что ты за человек? — разочарованно вздохнул Женька. — Нету у тебя воображения.

– А у тебя есть? Ты скажи ещё, что я на Пушкина похож, — обиделся Лёха.

Это был явный перебор. Даже при очень буйной фантазии было нелегко найти сходство между белобрысым здоровяком Потаповым и светочем русской поэзии. Однако признаться в отсутствии воображения Женька не мог, поэтому он обтекаемо произнёс:

– Это как посмотреть. Некоторые актёры вообще без грима играют.

Л. Каминский «Школьные истории»

Материалы презентации книг Л.Каминского «Школьные истории»: презентация, инсценирование / чтение

Презентация: Л.Д. Каминский

1. Слово об авторе и краткое представление книги. Презентация.

«Школьные истории» – это весёлый сборник о школе и о школьниках, о дружбе и взаимовыручке, об учителях и учениках, об интересном времени в жизни, когда всё зависит от тебя — учись и будь самым умным! Но и улыбаться не забывай, читая смешные рассказы Л. Каминского.

2. Инсценирование / творческое прочтение фрагмента произведения 

«Чего только не случилось!»

– Людмила Аркадьевна, можно войти?

– Входи, Сережкин!

– Я опоздал.

– Об этом я уже догадалась. Во-первых, здравствуй!

– Здрасте.

– Во-вторых, объясни-ка нам: что случилось?

– Ой, чего только не случилось! Сначала испортились часы.

– Остановились, что ли?

– Нет, просто часовая стрелка стала двигаться против часовой стрелки. минутная — против минутной. И поэтому я не мог узнать, который час. Но потом все же узнал.

– Каким образом?

– Очень просто: по телефону. Набрал «ноль восемь», а они и говорят: «Уже полдевятого!» Я говорю: «Правда?» А они отвечают: «Ага!»

– Ну и что же дальше?

– Я понял, что опаздываю, быстро оделся и выскочил за дверь. Смотрю: маляры выкрасили всю лестницу зеленой краской. И табличку повесили: «Проход временно закрыт». Это, значит, пока не высохнет. Что делать? Пришлось всем жильцам спускаться по водосточной трубе.

– И тебе тоже?

– И мне тоже. Я быстро спустился с пятого этажа, выбежал на улицу: что такое! На ту сторону никак не перейти, всю улицу перекрыли.

– Неужели тоже выкрасили зеленой краской?

– Нет, что вы! Просто оказалось, что по проезжей части вели жирафу, поэтому все движение остановилось.

– Куда же вели эту жирафу?

– Не знаю. Наверное, в зоопарк. Или в цирк.

– Или на киносъемку?

– Или на киносъемку. В общем, пришлось ждать. Ну, а потом я побежал в школу, потому что больше ничего не случилось.

– Всё?

– Всё.

– Так. Очень удивительная история. А теперь сознайся, Сережкин: есть ли хоть два слова правды из того, что ты нам сейчас рассказал?

– Два слова есть…

– Какие же это слова?

– «Я опоздал»…

«Понедельник — день тяжёлый»

– Так и знал! Ведь сегодня понедельник! — мрачно сказал Антон Петухов, в третий раз перетряхивая свой портфель.

– Понедельник? Ну и что? — удивился сосед Петухова по парте Юра Серёжкин.

– Что-что! А то, что в понедельник со мной всякие неприятности происходят. Вот и сегодня: ручку потерял. Такую классную. С гелевым стержнем.

– Поищи в карманах.

– Искал. Нету. Скорее всего, на перемене посеял, когда с Брюквиным боролся.

– Слушай, Петух, у меня идея! Напиши-ка объявление!

– Какое еще объявление?

– Ну, что ручку потерял. И приметы опиши. Знаешь, как пишут: «Пропал кот. Сам рыжий, хвост полосатый, глаза зеленые. Просим убедительно вернуть за вознаграждение».

– Ты что, еще смеешься?

– Да нет, я серьезно. На, возьми мою ручку, пиши. И повесь где-нибудь на видном месте, например у буфета.

Антон вздохнул и стал писать объявление. На перемене он прикрепил его у входа в буфет, около плаката с надписью: «Все здоровы — вы, мы, ты, если руки вымыты!»

…Людмила Аркадьевна вошла в класс и объявила:

– Прошу приготовить тетради и ручки. Сегодня пишем сочинение. Все, кроме Петухова.

– Почему кроме?… — удивился Антон. — А я?

– Во-первых, тебе нечем писать. А во-вторых, ты уже сегодня одно сочинение написал. Возьми, пожалуйста, я его проверила.

Петухов взял у учительницы листок бумаги и сел на место.

Серёжкин заглянул в листок Антона и прочел:

– Я же говорил, — проворчал Петухов, — понедельник для меня день тяжелый!

В. Медведев «36,9 или Мишкины и Валькины приключения в интересах всего человечества»

Материалы презентации книги В. Медведева «36,9 или Мишкины и Валькины приключения в интересах всего человечества»: презентация, инсценирование / чтение

Презентация: В.В. Медведев

1. Слово об авторе и краткое представление книги. Презентация.

Мишка и Валька решили готовить себя к «будущим героическим путешествиям в интересах всего человечества». А это значит, что братьев впереди ждёт весёлое лето и множество удивительных приключений. Они будут испытывать себя на прочность, учиться читать мысли на расстоянии, ужинать с удавом… Правда, окружающие от их «подвигов» почему-то не в восторге… Невероятно, но факт: у Мишки, инициатора всех этих авантюрных затей, температура всегда тридцать шесть и девять. Может быть, это нормально для будущего «героического путешественника»?

2. Инсценирование / творческое прочтение фрагмента произведения

«По траве босиком»

Пролог

Я приоткрыл немного дверь и затаил дыхание.

– Здоров! — сказал доктор, выслушивая Мишку. — Абсолютно здоров!

– Здоров, а температура всегда тридцать шесть и девять, — сказала Мишкина мама. — Вы знаете, меня это очень беспокоит.

Доктор взял термометр и долго задумчиво смотрел на него, покачивая головой, потом положил свою руку на Мишкину и стал в который раз выслушивать пульс.

– А может, у него это от электричества? — спросила Мишкина мама.

– От какого электричества? — удивился доктор.

– Прыгает всё время.

– Зачем?

– Вычитал, что какие-то туземцы Кенга…

– Мбенга, — поправил Мишка свою маму.

– …подпрыгивая, заряжаются на десять ампер…

– На десять вольт… и поэтому могут ходить по раскалённым камням босиком, не обжигаясь…

Мишка уже оделся, и для порядка мама провела расчёской по его голове, при этом раздался неожиданно громкий треск и волосы у Мишки встали дыбом.

– Видите? — сказала Мишкина мама. Доктор, которому, вероятно, впервые попался такой необычный пациент, заметно удивился. А Мишка Киселёв подпрыгнул ещё несколько раз на месте и стал медленно сводить указательные пальцы. Вдруг раздался лёгкий щелчок и между кончиками пальцев проскочила искра.

– Пусть ходит больше босиком по траве, — сказал доктор, по траве… и как можно больше…

«Всё, — подумал я про себя, — теперь Мишкина мать наверняка отпустит его к нам на дачу…» А нам с Мишкой только этого и надо было… Только я вообще-то зря радовался, то есть не зря, а вернее, раньше времени, потому что если бы я так сильно не радовался, то, наверно, не попал бы в историю, которую я назвал:

КАЛОРИЙНЫЕ БОТИНКИ

  • Обсуждение представления книги, оценка и самооценка (по листу оценивания)

Лист оценивания:

Кто активно участвовал в представлении автора и в постановке / чтении
Над чем стоит поработать группе?
Что получилось у группы? +
Вопросы
  • Рефлексия

Оформить до конца листы оценивания и написать краткий отзыв о представлении книги, которое наиболее понравилось.

Беседа по вопросам:

— Привлекло ли ваше внимание какое-то из произведений, о котором вы услышали на уроке?

— Чем заинтересовало вас произведение?

— Планируете ли вы обратиться к чтению понравившегося вам произведения?

С. Михалков говорил:

Я к вам обращаюсь, товарищи, дети:
Полезнее книги нет вещи на свете!
Пусть книги друзьями заходят в дома,
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!

Домашнее задание: прочесть произведение, наиболее привлекшее ваше внимание в течение урока.