Веселые школьные истории
Урок внеклассного чтения в 4-5 классах по произведениям Л. Каминского «Школьные рассказы», Т. Крюковой «Школьные истории», В. Медведева «36,9 или Мишкины и Валькины приключения в интересах всего человечества»
Анастасия Сергеевна ШПАКОВИЧ, педагог СЦ «Островок», г. Чехов, Московская область
Цель: осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире.
Задачи:
- Познакомить учащихся 4-5 классов с произведениями Л. Каминского «Школьные рассказы», Т. Крюковой «Школьные истории», В. Медведева «36,9 или Мишкины и Валькины приключения в интересах всего человечества», не входящими в круг обязательного чтения.
- Дать возможность учащимся проявить свои творческие способности.
- Создавать развернутые высказывания по предложенному вопросу.
- Воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом.
Планируемы результаты
Предметные: осознание значимости чтения и изучения литературы для дальнейшего развития.
Метапредметные: оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.
Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самореализации в процессе подготовки проекта (творческого задания); сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и учителем.
Оборудование: проектор для просмотра презентаций, раздаточный материал для оценки и самооценки, реквизит для инсценировок.
Отбивка 1:
Отбивка 2:
Для разминки — музыка из фильма «Усатый нянь»
Технология: проектная.
Методы: частично поисковый, использование в деятельности субъективного опыта ученика.
Формы деятельности: групповая, индивидуальная.
Предварительная подготовка: учащие заранее распределяются на три группы и готовят рассказы о писателях, инсценировки или творческое выразительное чтение предложенных произведений.
ХОД ЗАНЯТИЯ
- Организационный момент. Создание положительного эмоционального фона.
Педагог: Здравствуйте, ребята! Сегодняшный урок внеклассного чтения хотелось бы начать с анекдота.
Вася заявляет учителю:
– Обещаю, что с завтрашнего дня начну выполнять все домашние задания!
– Это я от тебя слышал много раз.
– Но сейчас даю твёрдое слово. Мой дедушка вышел на пенсию!
Как вы догадались, речь сегодня пойдет о школе. Ведь школа-это ваш второй дом, а школьная жизнь — это время, полное незабываемых приключений и открытий. И сегодня мы познакомимся с произведениями о таких же мальчишках и девчонках, как и вы, у которых очень насыщенная школьная жизнь и незабываемые каникулы.
А представлять писателей и их произведения мы будем по группам. Каждой группе было необходимо заранее подготовить рассказ о писателе и инсценировку / выразительное чтение понравившегося фрагмента книги. Пока одна группа будет представлять результаты своей работы, другая — работает с лицом оценивания и готовит вопросы.
- Представление работ учащихся
Т. Крюкова «Школьные рассказы»
Материалы презентации книги Т. Крюкова «Школьные истории»: презентация, инсценирование / чтение
Презентация: Т.Ш. Крюкова
1. Слово об авторе и краткое представление книги. Презентация.
Герои смешных рассказов Тамары Крюковой – обычные школьники, с которыми происходит так много всего интересного! Женька Москвичёв и Лёха Потапов постигают великую науку дизайна и пытаются стать бизнесменами, Юра Петухов организовывает «день вежливости» и поёт в хоре, Лена Синицына хочет перевоспитать мальчишек, а их одноклассница Майка мечтает вызвать дух Пушкина…
Весёлые истории о приключениях ребят из шестого «Б» не оставят равнодушными ни детей, ни их родителей!
2. Инсценирование/творческое прочтение фрагмента произведения
«Дольче и Габбана»
Вера Ивановна, классная руководительница шестого «Б», объявила, что сегодня после занятий все должны остаться на уборку территории вокруг школы.
Женька и Лёха начали разговор.
В кои-то веки собрался по-человечески время провести, и на тебе! — говорил Женька
– Не переживай. Тут работы на полчаса, — успокоил его верный друг Лёха Потапов.
Женька продолжал нагнетать обстановку:
– Ничего ты понимаешь! Новый «Варкрафт» — полный улёт! Трёхмерная графика, стереозвук. Монстры — закачаешься. Можно вдвоём играть. Прикинь, цивилизация в опасности, а тут мусор собирай.
– Всё равно ведь ничего не поделаешь, — развёл руками Лёха.
– А давай сбежим, — предложил Женька. — Пускай Петухов парится. У него мозг с горошину и силы девать некуда. Или Шмыгунов. Его интеллекта хватает только на то, чтобы метлой махать. А людям умственного труда и без того есть чем заняться.
После недолгого препирательства Женьке удалось убедить друга. Было решено после уроков по-тихому улизнуть, но возникли непредвиденные трудности. Поскольку Москвичёв с Потаповым оказались не единственными умниками, возле выхода из школы стояла завуч и живенько отправляла особо сообразительных за мётлами и граблями.
Заметив преграду, беглецы благоразумно ретировались, но скоро поняли, что попали в окружение. На лестнице они едва не столкнулись с Верой Ивановной. Хорошо ещё, что Женька Зоркий Глаз и вовремя её заметил. Друзья заметались в поисках укрытия. Женька бросился к двери спортзала, и — о чудо! — она была не заперта. Ребята юркнули внутрь, чтобы переждать облаву.
В зале было непривычно пусто. Все звуки отдавались гулким эхом под высоким потолком. Женька обошёл зал, оглядев его хозяйским взглядом, и остановился возле «козла». На уроках физкультуры они были непримиримыми врагами. Вернее, «козлу»-то что, он деревянный. А вот Женьке доставалось. Из-за невысокого роста и не слишком развитой мускулатуры он, хоть убей, не мог перепрыгнуть через снаряд и вечно плюхался на него животом, чем вызывал бурное веселье всего класса.
Женька встал в боксёрскую позу и, пружинисто прыгая, нанёс несколько удачных хуков то ли в морду, то ли в тыловую часть злосчастного «козла», чтобы отомстить ему за свой позор, а потом уселся на него верхом, приосанился и, царственно вытянув руку, спросил:
– Я на Юрия Долгорукого похож?
– Чего? — прыснул со смеху Лёха. — Ты похож на Москвичёва на «козле».
– Ну что ты за человек? — разочарованно вздохнул Женька. — Нету у тебя воображения.
– А у тебя есть? Ты скажи ещё, что я на Пушкина похож, — обиделся Лёха.
Это был явный перебор. Даже при очень буйной фантазии было нелегко найти сходство между белобрысым здоровяком Потаповым и светочем русской поэзии. Однако признаться в отсутствии воображения Женька не мог, поэтому он обтекаемо произнёс:
– Это как посмотреть. Некоторые актёры вообще без грима играют.
Л. Каминский «Школьные истории»
Материалы презентации книг Л.Каминского «Школьные истории»: презентация, инсценирование / чтение
Презентация: Л.Д. Каминский
1. Слово об авторе и краткое представление книги. Презентация.
«Школьные истории» – это весёлый сборник о школе и о школьниках, о дружбе и взаимовыручке, об учителях и учениках, об интересном времени в жизни, когда всё зависит от тебя — учись и будь самым умным! Но и улыбаться не забывай, читая смешные рассказы Л. Каминского.
2. Инсценирование / творческое прочтение фрагмента произведения
«Чего только не случилось!»
– Людмила Аркадьевна, можно войти?
– Входи, Сережкин!
– Я опоздал.
– Об этом я уже догадалась. Во-первых, здравствуй!
– Здрасте.
– Во-вторых, объясни-ка нам: что случилось?
– Ой, чего только не случилось! Сначала испортились часы.
– Остановились, что ли?
– Нет, просто часовая стрелка стала двигаться против часовой стрелки. минутная — против минутной. И поэтому я не мог узнать, который час. Но потом все же узнал.
– Каким образом?
– Очень просто: по телефону. Набрал «ноль восемь», а они и говорят: «Уже полдевятого!» Я говорю: «Правда?» А они отвечают: «Ага!»
– Ну и что же дальше?
– Я понял, что опаздываю, быстро оделся и выскочил за дверь. Смотрю: маляры выкрасили всю лестницу зеленой краской. И табличку повесили: «Проход временно закрыт». Это, значит, пока не высохнет. Что делать? Пришлось всем жильцам спускаться по водосточной трубе.
– И тебе тоже?
– И мне тоже. Я быстро спустился с пятого этажа, выбежал на улицу: что такое! На ту сторону никак не перейти, всю улицу перекрыли.
– Неужели тоже выкрасили зеленой краской?
– Нет, что вы! Просто оказалось, что по проезжей части вели жирафу, поэтому все движение остановилось.
– Куда же вели эту жирафу?
– Не знаю. Наверное, в зоопарк. Или в цирк.
– Или на киносъемку?
– Или на киносъемку. В общем, пришлось ждать. Ну, а потом я побежал в школу, потому что больше ничего не случилось.
– Всё?
– Всё.
– Так. Очень удивительная история. А теперь сознайся, Сережкин: есть ли хоть два слова правды из того, что ты нам сейчас рассказал?
– Два слова есть…
– Какие же это слова?
– «Я опоздал»…
«Понедельник — день тяжёлый»
– Так и знал! Ведь сегодня понедельник! — мрачно сказал Антон Петухов, в третий раз перетряхивая свой портфель.
– Понедельник? Ну и что? — удивился сосед Петухова по парте Юра Серёжкин.
– Что-что! А то, что в понедельник со мной всякие неприятности происходят. Вот и сегодня: ручку потерял. Такую классную. С гелевым стержнем.
– Поищи в карманах.
– Искал. Нету. Скорее всего, на перемене посеял, когда с Брюквиным боролся.
– Слушай, Петух, у меня идея! Напиши-ка объявление!
– Какое еще объявление?
– Ну, что ручку потерял. И приметы опиши. Знаешь, как пишут: «Пропал кот. Сам рыжий, хвост полосатый, глаза зеленые. Просим убедительно вернуть за вознаграждение».
– Ты что, еще смеешься?
– Да нет, я серьезно. На, возьми мою ручку, пиши. И повесь где-нибудь на видном месте, например у буфета.
Антон вздохнул и стал писать объявление. На перемене он прикрепил его у входа в буфет, около плаката с надписью: «Все здоровы — вы, мы, ты, если руки вымыты!»
…Людмила Аркадьевна вошла в класс и объявила:
– Прошу приготовить тетради и ручки. Сегодня пишем сочинение. Все, кроме Петухова.
– Почему кроме?… — удивился Антон. — А я?
– Во-первых, тебе нечем писать. А во-вторых, ты уже сегодня одно сочинение написал. Возьми, пожалуйста, я его проверила.
Петухов взял у учительницы листок бумаги и сел на место.
Серёжкин заглянул в листок Антона и прочел:
– Я же говорил, — проворчал Петухов, — понедельник для меня день тяжелый!
В. Медведев «36,9 или Мишкины и Валькины приключения в интересах всего человечества»
Материалы презентации книги В. Медведева «36,9 или Мишкины и Валькины приключения в интересах всего человечества»: презентация, инсценирование / чтение
Презентация: В.В. Медведев
1. Слово об авторе и краткое представление книги. Презентация.
Мишка и Валька решили готовить себя к «будущим героическим путешествиям в интересах всего человечества». А это значит, что братьев впереди ждёт весёлое лето и множество удивительных приключений. Они будут испытывать себя на прочность, учиться читать мысли на расстоянии, ужинать с удавом… Правда, окружающие от их «подвигов» почему-то не в восторге… Невероятно, но факт: у Мишки, инициатора всех этих авантюрных затей, температура всегда тридцать шесть и девять. Может быть, это нормально для будущего «героического путешественника»?
2. Инсценирование / творческое прочтение фрагмента произведения
«По траве босиком»
Пролог
Я приоткрыл немного дверь и затаил дыхание.
– Здоров! — сказал доктор, выслушивая Мишку. — Абсолютно здоров!
– Здоров, а температура всегда тридцать шесть и девять, — сказала Мишкина мама. — Вы знаете, меня это очень беспокоит.
Доктор взял термометр и долго задумчиво смотрел на него, покачивая головой, потом положил свою руку на Мишкину и стал в который раз выслушивать пульс.
– А может, у него это от электричества? — спросила Мишкина мама.
– От какого электричества? — удивился доктор.
– Прыгает всё время.
– Зачем?
– Вычитал, что какие-то туземцы Кенга…
– Мбенга, — поправил Мишка свою маму.
– …подпрыгивая, заряжаются на десять ампер…
– На десять вольт… и поэтому могут ходить по раскалённым камням босиком, не обжигаясь…
Мишка уже оделся, и для порядка мама провела расчёской по его голове, при этом раздался неожиданно громкий треск и волосы у Мишки встали дыбом.
– Видите? — сказала Мишкина мама. Доктор, которому, вероятно, впервые попался такой необычный пациент, заметно удивился. А Мишка Киселёв подпрыгнул ещё несколько раз на месте и стал медленно сводить указательные пальцы. Вдруг раздался лёгкий щелчок и между кончиками пальцев проскочила искра.
– Пусть ходит больше босиком по траве, — сказал доктор, по траве… и как можно больше…
«Всё, — подумал я про себя, — теперь Мишкина мать наверняка отпустит его к нам на дачу…» А нам с Мишкой только этого и надо было… Только я вообще-то зря радовался, то есть не зря, а вернее, раньше времени, потому что если бы я так сильно не радовался, то, наверно, не попал бы в историю, которую я назвал:
КАЛОРИЙНЫЕ БОТИНКИ
- Обсуждение представления книги, оценка и самооценка (по листу оценивания)
Лист оценивания:
Кто активно участвовал в представлении автора и в постановке / чтении | |
Над чем стоит поработать группе? | |
Что получилось у группы? + | |
Вопросы |
- Рефлексия
Оформить до конца листы оценивания и написать краткий отзыв о представлении книги, которое наиболее понравилось.
Беседа по вопросам:
— Привлекло ли ваше внимание какое-то из произведений, о котором вы услышали на уроке?
— Чем заинтересовало вас произведение?
— Планируете ли вы обратиться к чтению понравившегося вам произведения?
С. Михалков говорил:
Я к вам обращаюсь, товарищи, дети:
Полезнее книги нет вещи на свете!
Пусть книги друзьями заходят в дома,
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!
Домашнее задание: прочесть произведение, наиболее привлекшее ваше внимание в течение урока.