Первый раз в первый класс

Как помочь ребенку адаптироваться в школе

Лифанова Марина Петровна, учитель начальных классов, психолог МОУ «Крестово-Городищенская СОШ», Чердаклинский район, Ульяновская область


Скоро начнется долгожданный учебный год. Ваш малыш станет учеником. Это очень сложный этап для вашего ребёнка и для вас. Его «успешность» зависит от нас – взрослых. Учебный год потребует не только максимального участия в жизни ребёнка, но и специальной психологической подготовки, которая поможет избежать стрессов, неврозов, приобрести веру в себя, в мечту, новых друзей.

Как помочь ребёнку и себе адаптироваться в этой жизненной ситуации? Идеальный вариант, если бы мама этот год отдохнула от работы и посвятила себя ребёнку. Ну, а если это невозможно, нужно чётко усвоить, что будущее малыша и ваше здоровье важнее всего! Определите график вашего ежедневного «внимания» ребёнку. Запаситесь терпением, внимательностью, добротой и любовью.

Каким бы ни был первый праздник в школе, какие бы эмоции он не принёс вам, запомните и закрепите в памяти только хорошее. Учите ребёнка концентрировать внимание на приятном!

Чтобы получить «успешного» человечка, нужно хвалить (пишут заграничные психологи), но хочу уточнить, что надо хвалить не самого ребёнка, а его поступки, успехи («Ты замечательно рассказал; поступил, как настоящий мужчина; у тебя здорово получается и т.д.»). Так вы воспитаете стремление к хорошим поступкам, а если всегда делать акцент на личности («Ты самый лучший, самый красивый и т.д.») получите эгоиста, который не принимает удачи других, считает себя центром Вселенной. Конечно, нужно отметить, что для каждого ребёнка всё индивидуально. Для этого определите самооценку (если средняя или немного завышена – это допустимо). А если сильно завышена, объясняйте малышу, что он такой же, как и все, у каждого получается что-то лучше, а что-то хуже, просто таланты других мы пока не знаем. Заниженная самооценка требует особого внимания родителей и специалистов. Лучше в любой диагностике обратиться к психологу, который использует несколько тестов. Но это не сложно проверить взрослому, которому доверяет ребёнок (но не учителю, родителю, воспитателю), в противном, случае информация будет не верной. Нарисуйте лесенку, дайте фишку: «Представь, что фишка — это ты, расположись на лесенке, где тебе будет удобно. Теперь расположи фишку там, куда тебя поставила бы мама (папа) … учительница, воспитательница». Важно, чтобы ребёнок объяснял, почему здесь, так как могут быть ассоциации, страхи («внизу мыши; я катался на качелях – высоко страшно и т.д.»). Конечно, по одному тесту делать однозначный вывод не стоит, но примерная картина видна.

В первом классе больше интересуйтесь, расспрашивайте ребёнка, учительницу. При неудачах поддержите, помогите («У меня тоже не всё получалось, особенно это… давай вместе попробуем»), чтобы ребёнок понял, что не он один такой в этом мире. А если получилось, закрепите успех («Как здорово получилось, покажи мне, я тоже хочу научиться»). Не надо твердить, что у нас было всё по-другому, а тут какой-то кошмар придумали. Пусть малыш знает, что все проходили через трудности и у всех всё получается.

Формируйте ответственность, самостоятельность постепенно, не давайте непосильных заданий (вы лучше знаете своего ребёнка). Выполняйте сначала всё вместе, лучше в виде игры, например «В школу». Постепенно всё больше доверяйте ребёнку то, что у него получается. То, что доверили, не контролируйте открыто, проверяйте незаметно. А если не выполнил, напомните ненавязчиво («Я встретила Машину маму, она вырезала с Машей…»), и ребёнок подумает, что он сам вспомнил. Или: «Тебе же не надо напоминать, что… ты и сам знаешь?; «Ты уже взрослый, но взрослые тоже иногда забывают, я (или папа) обычно проверяю всё перед сном». Важно делать ссылку на значимого взрослого.

Возникли непонимания с учительницей или с ребятами? Обязательно уделите этому внимание («Просто она тебя не очень хорошо знает, я ей расскажу о… и она поймёт, что ты не лентяй») Только не давайте пустых обещаний! Поговорите с учительницей. Не прибегайте к выяснению отношений с детьми сами, хороший педагог всегда может уладить ситуацию безболезненно, и дети быстро забудут. А эмоции родителей так сильны, что могут сделать врагами детей надолго. Но обязательно защищайте своего ребёнка корректно, без вреда для него. Все должны чувствовать, что он защищён, любим родителями.

Формируйте чувство времени: «Отдохни 10 минут – это когда стрелка часов дойдёт до…» Ну и, конечно, важен режим, составьте его вместе: с аппликациями, рисунками; повесьте на видное место. Позаботьтесь о хорошем сне, прогулках, сбалансированном питании и свободном времени.

Справиться с адаптацией не сложно. Главное, не отмахиваться и не считать, что всё пройдёт само собой. И помните, что первый год самый важный, от него зависит вся школьная и дальнейшая жизнь ребенка. Удачи и успехов вам и вашим детям!