Как нейропсихологические знания помогают учителю

Рассказывает психолог Екатерина Галяева

Почему «учебный стресс» — это не страшно? Зачем учителю знать про латеральную организацию человека? Как физиология может помешать первокласснику учиться читать? Почему детям необходимо пить воду во время уроков? Об этом и не только нам рассказала Екатерина Галяева, преподаватель Шестой выездной школы педагогов и директоров.

 

Екатерина Евгеньевна Галяева, психолог. Руководитель Центра нейропсихологии и сенсомоторной интеграции «Мудрое Движение», г. Москва. Член ассоциации нейропсихологов и психотерапевтов. Преподаватель программ повышения квалификации для специалистов.

 

«Учебный стресс» — это нормально

Начну с того, что «учебный стресс» — это абсолютно нормальное состояние человека. Все, что мы делаем нового в жизни, у нас вызывает стресс.
У человека есть два способа функционирования – «на высокой передаче» и «на низкой передаче». Оба это способа совершенно естественны, и их использует каждый человек, даже не задумываясь об этом. «На высокой передаче» мы функционируем, когда мы уже научились что-то делать и используем полученные знания, умения и навыки в жизни. Это то, что называется, «на автомате». Например, водитель, который уже давно водит, во время вождения не думает о том, на какие педали в какой последовательности нажимать, какую скорость и как именно включать. Он может параллельно с успешным управлением машиной участвовать в разговоре, слушать музыку, о чем-то, не связанным с вождением, размышлять. В ситуации же ученичества человек функционирует «на низкой передаче», он максимально сосредоточен на то, что делает в данный момент, у него нет ресурса для того, чтобы отвлечься от этого процесса на какой-то другой. Это очень энергозатратное занятие.

Родители детей, только начинающих учиться в школе, неоднократно обращали внимание на то, насколько уставшими возвращаются первоклашки домой. Это неудивительно, потому что в школе дети практически на каждом уроке функционируют «на низкой передаче». Обучение чтению, письму, счету требует от ребенка максимальной концентрации и множества усилий. Пока навык чтения, письма и счета не автоматизируется, дети очень устают. А если учитель не учитывает индивидуальные особенности каждого ребенка, не использует во время уроков игровые моменты, экономит слова одобрения и поддержки, то уже на этом этапе, в самом начале школьного обучения, у ребенка может пропасть мотивация.

В случае со школьниками, им вообще довольно часто и продолжительное время приходится функционировать на этой самой «низкой передаче». Вот то состояние, в котором они в это время находятся, и называется «учебным стрессом».

Уровни «учебного стресса» и как на них влиять

Конечно, есть способы помочь детям справиться с этим стрессом. Есть несколько факторов, которые влияют на уровень такого стресса. Это игра, движение, ощущение эмоциональной безопасности и обогащенная среда. Подробно обо всех этих факторах и как с их помощью сделать обучение детей более эффективным, я буду рассказывать на Шестой выездной школе педагогов и директоров.

Но вернемся к «учебному стрессу». Мы уже выяснили, что бояться его не нужно, что это естественное состояние любого человека, находящегося в процессе обучения чему-то новому. Теперь поговорим об уровнях этого «учебного стресса», поскольку уровни разные, и об этом надо знать и помнить любому человеку, работающими с детьми.

Латеральная организация человека

Уровень «учебного стресса» зависит от латеральной организации человека.
У каждого из нас есть ведущая рука, кто-то из нас правша, кто-то левша. Это деление давно и хорошо известно. Но не все знают, что у каждого из нас еще есть ведущий глаз, ведущее ухо, ведущая нога и ведущие полушарие мозга.

Раньше считалось, что есть только перекрестная зависимость: если у человека ведущая рука правая, то, значит, ведущее полушарие у него левое, и наоборот.
Оказалось не все так просто, и вариантов много. В том числе такие, при которых ведущее полушарие и ведущие сенсорно-моторные системы находятся на одной половине тела.

В ситуации «учебного стресса» лидирующую роль на себя берет ведущее полушарие мозга. Предположим, это правое полушарие человека-правши. Правое полушарие иннервирует (то есть обеспечивает связь с центральной нервной системой) левую сторону тела. А мы говорим о человеке, у которого ведущими являются правые рука, глаз, ухо и нога. Такой человек в состоянии стресса теряет полноценный доступ к возможностям видеть, слышать и даже двигаться. Конечно, это крайний случай, так называемая нулевая стрессоустойчивость. По статистике, таких детей 22-24 %.

Бывают случаи, когда есть смешанная латеральная организация, то есть в состоянии стресса человек остается, например, без полноценного слуха, но зрение и двигательная активность у него сохраняются. Такие дети часто испытывают неуспех в обучении и социальной адаптации. Они имеют от 25 до 75 % стрессоустойчивости. По статистике, детей со смешанным индивидуальным профилем 58-63 %.

Лучше всего себя чувствуют люди с перекрестной латеральной организацией: то есть у них ведущими являются, например, правое полушарие, левые рука, глаз, ухо и нога. Статистические исследования показывают, что детей с перекрестным профилем — 15-18 %. Именно они показывают отличную успеваемость, лучшие вербальные и академические навыки. Их стрессоустойчивость – 100 %.
 
На что и как влияет латеральная организация человека?

Давайте рассмотрим на примере чтения. Читаем мы слева направо, то есть сканируем зрительное поле, начиная с левой стороны. За такое чтение или сканирование отвечает ведущий правый глаз. А вот ребенку с ведущим левым глазом это чтение дается очень сложно. Для него процесс чтения всегда остается очень энергозатратным процессом, даже после того, как навык чтения автоматизировался: ему всегда приходится затрачивать массу усилий, чтобы удерживать строку глазами, читать в том направлении, которое не свойственно его физиологическим особенностям. Про такого ребенка, как правило, педагоги говорят, что он не умеет удерживать внимание, а он просто сильно устает, ему приходится преодолевать дополнительные трудности, с которыми не сталкиваются его одноклассники с ведущим правым глазом.
 
Что делать учителю, который знает про влияние латеральной организации на процесс обучения и хочет помочь своим ученикам?

Есть курс «Гимнастика мозга». Это 26 простых упражнений, которые можно использовать во время урока или на перемене. Регулярное их выполнение повышает рабочую стрессоустойчивость до 100%.
Упражнения можно выполнять в самой разной последовательности в зависимости от текущих трудностей ребёнка и учебных задач. Например, учитель может использовать блоки упражнений для подготовки к контрольной работе, к сдаче нормативов на уроке физкультуры или к написанию сочинения. В одном блоке 3-4 упражнения, выполнение которых займет полторы-две минуты и не сорвет урок.

Еще один важный фактор, о котором нельзя забывать, — это доступ детей к питьевой воде. Вода для нервной системы человека важна более, чем что-либо, поскольку вода повышает электропроводность наших нервов, чистоту прохождения сигнала, а, значит, впрямую влияет на скорость мышления.
Третий не менее важный фактор – двигательная активность детей, координирующая работу обоих полушарий мозга или активизирующая мозжечок, который является интегратором высших мыслительных функций.

Сейчас уже никто не сомневается в том, что знание учителем основ нейропсихологии, использование этой информации в своей деятельности, безусловно повышает эффективность его работы и эффективность обучения его учеников.

***
Екатерина Галяева на Шестой выездной школе педагогов и директоров расскажет, почему для детей критически важны двигательная активность и игры; как во время движения и игр оптимизируются нейронные связи и балансируется биохимия мозга. Более подробно объяснит, что такое латеральная организация ребенка, и почему педагогу необходимо учитывать это для успешного обучения. Познакомит участников школы с данными о психоэмоциональном и «учебном стрессе»; акцентирует внимание на том, как стресс меняет мозговую организацию, и что с этим делать.

Светлана Лаврентьева