Юмор на уроках

Нужен ли и где границы?

Иногда во время урока так и крутится на языке какая-нибудь забавная шутка. В этот момент одна часть вас говорит что-то вроде «ну, давай, скажи, это же просто безобидная шутка, все посмеются и продолжим урок», а другая презрительно закатывает глаза, мол, «храм науки — не место для веселья». Бывает же такое, согласитесь. Давайте разбираться, нужен ли юмор в классе, тем более из уст учителя.

Юмор учителю нужен. Более того, сегодня многие специалисты ставят чувство юмора в один ряд с другими необходимыми профессиональными компетенциями педагога. Но это порождает гораздо больше вопросов. Для чего именно нужен юмор в образовательном процессе? Как, шутя, сохранить субординацию и уважение учеников? Над чем можно смеяться? А в каких ситуациях шутки не уместны? А если шутка не удалась?.. А что делать, если смеются над тобой?..

Итак, для начала нужно понять, что такое смех и для чего он нужен. Есть множество теорий на этот счёт, но все более или менее сходятся в одном: смех начинается с сигнала о неопасной социальной инконгруэнтности — неожиданности, парадоксе, несоответствия ожиданиям. Вообще, есть две реакции на неожиданность: стресс — если внезапно произошло что-то пугающее, смех — если неожиданно произошло что-то приятное. Поэтому мы смеёмся над анекдотами: как правило, короткая история заканчивается необычным поворотом, опрокидыванием ситуации, поэтому нам и смешно.

В социальном плане смех над шуткой основывается на осознании участниками различных несоответствий и забавных парадоксов, создающих комический эффект. И с собой смех приносит радость жизни, удовлетворение от понимания шутки, удовольствие и чувство безопасности.

А почему смех нужен в работе учителя?

Во-первых, у смеха есть критический аспект. Это значит, что юмор помогает обнаруживать заблуждения, иллюзии, ошибки и косность взглядов. Человек с чувством юмора прекрасно понимает, что истины относительны, ему не грозит неповоротливость мысли. Смех в таком случае помогает обращать внимание на недостижимость всего абсолютного и окончательного.

Педагог с чувством юмора — адекватный человек, признающий за собой и другими право на ошибку. Самокритичность и самоирония вообще очень важны в преподавательской деятельности. Человек, который признаёт свои недочёты, — гораздо более ценный специалист. А учителю вообще тяжело признавать свои ошибки, ведь он должен быть авторитетом. Но, как правило, если к ошибкам подходить с самоиронией, то и ученики прекрасно всё поймут и даже больше зауважают вас. Ведь гораздо смешнее выглядит тот, кто до последнего не признаёт свою неправоту и выкручивается. Это важный урок и для самих детей: никто от ошибок не застрахован, нужно учиться их переживать.

Во-вторых, смех еще имеет защитную функцию. Почему мы всегда глупо шутим, когда переживаем из-за чего-то? Откуда вообще взялось выражение «нервно хихикать»? Смех повышает жизненные силы организма, помогает сопротивляться экстремальным условиям. Ироническое восприятие реальности гораздо менее болезненное, чем реалистичное. Поэтому смех так прекрасно разряжает обстановку. На контрольных шутка — лучшее средство напомнить испуганным ученикам, что это всего лишь школьный тест, и не стоит так трястись. Главное — не пытаться шуткой обесценить детские переживания.

В-третьих, смех развлекает, как это ни банально. Серьёзная лекция утомляет, если её ничем не разбавлять. А если ученики утомлены, то и внимание у них снижается, и дисциплина хромает. Зато если подать материал в виде шутки или комичной ситуации, то он запомнится надолго. Прежде всего, потому что запомнится не только сама информация, но ещё и удовольствие от её получения. Вовремя сделанный эмоциональный акцент помогает лучше уловить суть проблемы. Полушутливые примеры объясняются доступнее и дольше остаются в памяти. Многие взрослые помнят, что такое биссектриса не из-за сухого определения в учебнике, а благодаря забавному и комичному сравнению биссектрисы с крысой (которая бегает по углам и делит угол пополам).

Можно ли быть серьёзным, шутя?

Конечно, у нас слишком силён стереотип о том, что преподаватель должен быть серьёзен и важен. И многие учителя, особенно из старшего поколения, не позволяют себе шутить на уроках не потому, что у них нет чувства юмора. Просто в той парадигме образования, в которой формировался их образ идеального педагога, серьёзность и шутки — взаимоисключающие понятия. Для таких людей шутить на уроках — непозволительная вольность. При этом практически любой ученик будет рад увидеть перед собой улыбчивого преподавателя, умеющего шутить и разрешающего своей аудитории иногда посмеяться. И, действительно, психологи говорят, что такое желание у учеников абсолютно закономерно, ведь в доброжелательной позитивной обстановке учёба происходит эффективнее.

Заразительность смеха тоже играет хорошую роль. Люди начинают смеяться одновременно благодаря эмпатии. У них расслабляется тело, снимается психологическое напряжение. А ещё притормаживается воля, ученики становятся более податливыми. Смех облегчает работу учителю.

Чувство юмора может стать отличным индикатором обстановки. Если ваша шутка не вызвала смешков, и все по-прежнему очень напряжены, значит, над климатом в классе нужно поработать. Конечно, может быть, что сама шутка просто была неудачной, но в таких случаях лояльные учащиеся, как правило, хотя бы улыбаются из приличия, понимая, что произошло. Но если ваши шутки обстановку не разряжают, можно начинать расследование: где-то рядом есть конфликт, который стоило бы найти и обезвредить. В этом плане, кстати, шутки — разведка боем, в котором любая реакция аудитории что-то вам скажет.

Когда и над чем шутить не стоит?

Любой педагог должен понимать, когда шутки неуместны совсем. Не нужно превращаться в стендап комика и любой ценой добиваться одобрения класса. Юмор должен стать одним из инструментов преподавателя, но не единственным. Профессиональное чутьё, ощущение аудитории и эмпатия должны подсказать, когда лучше не шутить. В принципе можно выделить универсальные, хотя и довольно очевидные рекомендации.

  1. Чёрный юмор под запретом. Здесь даже объяснять не нужно, ведь школа должна прививать определённые морально-нравственные идеалы, и не стоит их высмеивать в присутствии детей.
  2. Не стоит шутить НАД детьми. Не стоит высмеивать их внешний вид, способы их самовыражения или ошибки, которые они допускают. Так начинаются комплексы. Вы можете иронизировать над собой, потому что вы взрослый и самодостаточный человек, который не боится критики. А детская психика гораздо менее устойчива, вы рискуете отбить у них желание вообще что-либо делать.
  3. Не стоит шутить в сложных и слишком нервных ситуациях. Например, на ЕГЭ лучше не шутить, потому что уровень стресса у выпускников такой, что ваши шутки будут их скорее раздражать. После экзамена — другое дело.
  4. Не стоит заучивать шутки наизусть заранее. Нет, конечно, импровизировать сложно, особенно поначалу, поэтому можно сделать себе пометку в лекциях, чтобы не забыть обратить внимание на забавный парадокс или каламбур. Но всё равно нужно смотреть по ситуации. Вымученные шутки невпопад — жалкое зрелище.

Как шутить с учениками?

1. Будьте с ними на одной волне. Вряд ли современные дети будут смеяться над анекдотами про Чапаева с Петькой. Так что делать? Отчаянно стараться вникнуть в тексты рэперов, чтобы придумать шутку для урока? Конечно, нет. Просто разнообразьте свой досуг. Посмотрите парочку недавно вышедших фильмов или комедийных сериалов. Почитайте статьи про мемы, сами же посмеётесь от души. Может, вам понравится. Если вы поймёте, что смешно детям, то и обстановка на уроках станет доверительнее и позитивнее.

2. Не перегружайте урок шутками. Особенно, если раньше вы этого не делали. Многие педагоги в Америке или Европе подходят к шуткам формальнее и намеренно шутят по три раза за лекцию: в начале, в середине и в конце. Идеальный вариант для тех, кто ещё не очень уверенно себя чувствует в импровизации.

3. Обращайте внимание на юмор вокруг себя. Изучайте, что именно веселит людей. Вопреки распространённому мнению, что чувство юмора — это дар, его можно развивать, как и любой другой навык. Юмор часто основывается на метафорах, намёках, неожиданностях, игре слов, доведении до абсурда и т.д.

4. Не повторяйте одни и те же шутки по много раз. Любая удачная шутка перестаёт быть смешной, если повторять её постоянно.

5. Не смейтесь над собственными шутками. Это всегда выглядит странновато.

6. Разрешайте шутить и самим детям. Конечно, если позволяет обстановка. Например, если у вас запланировано интерактивное занятие, то можно провести его в юмористическом формате: КВН, Стендап, QI — британская викторина, на которой можно отвечать либо правильно, либо смешно. Удовольствие гарантировано.

Главное помнить, что юмор — это не про клоунаду, это про остроту ума.
Чувство юмора — острое, изящное, уместное, изобретательное — это важный навык. А для педагога — так вообще потрясающий и уникальный инструмент, обогащающий обучение и воспитывающий оптимистичный и открытый взгляд на мир. А это вам не шутки 🙂

Юлия Абрамчик