Идеи проведения урока русского языка

Категории: Русский язык

Тэги: ,

10 разнообразных занятий, благодаря которым школьники полюбят уроки русского языка

Чтобы привлечь внимание школьников к учебному материалу, стоит разнообразить занятия чем-то новым и необычным. Следует учитывать, что дети быстро утомляются и у них исчезает интерес, что сказывается на эффективности работы учителя и ведёт к ухудшению знаний. Избежать этого помогут интересные идеи уроков русского языка, которые отличаются от обычных занятий отсутствием шаблонов и формализма.
На таких занятиях не существует суровых требований к их проведению, они творческие, раскрепощённые и требуют от всех эмоционального влечения, что приводит к возникновению другого, более креативного отношения к изучаемому предмету.
 
 
В формате диспута

Уроки-диспуты считаются инициированным спором на какую-либо неоднозначную тему. Дети в процессе занятия должны высказать различные точки зрения по определённой тематике. При этом необязательно обосновывать свою личную точку зрения, ученикам может быть специально предоставлено чужое мнение, которое в рамках диспута они должны защитить.
Пример. Урок-диспут для 11 класса «Русский язык и мы». Педагог делит класс на четыре группы, каждая из которых готовит основного выступающего и учеников, которые будут дополнять выступление, определяя доказательства правильности выбранной позиции. Дальше можно инициировать дискуссию, где слово будет представлено другим группам.
 
Деловая игра

Суть подобного урока в том, что учитель воспроизводит ситуацию из жизни или какую-либо проблему, а затем происходит её коллективное разрешение.
Пример. Урок — деловая игра для 6 класса «Клиенты банка» по теме «Морфемы – при, -пре». Сначала учитель озвучивает цель занятия и правила игры – «банк» осуществляет денежные расчёты и наращивает капитал филиалов двух команд участников. За каждый верный ответ команда получает определённое количество баллов («денег»), которые в конце занятия суммируются.
 
В формате конференции

Такой вид занятий лучше всего подходит для старших классов. С учениками первоначально оговаривается тема конференции, затем они разделяются на несколько групп, каждая из которых подбирает темы для подготовки отдельных докладов.
Пример. Урок-конференция для 11 класса по русскому языку по теме «Живой как жизнь» с подтемами «Молодёжный сленг», «Иностранные слова в молодёжном сленге», «Язык современных молодёжных субкультур».
 
Урок-встреча

На такой урок можно пригласить третье лицо. Для занятий по русскому языку оптимально подойдут встречи с писателями, учёными, путешественниками или иностранцами.
Пример. Для занятия со старшеклассниками можно пригласить на встречу носителя иностранного языка, хорошо владеющего русским языком. Диалог с иностранцем даст возможность детям прочувствовать специфику родной речи и лучше понять её особенности.
 
Инсценировка

Такие уроки обычно направлены на развитие устной связанной речи у учащихся и на закрепление знаний по определённой теме. Подобное занятие не стоит проводить часто, однако инсценировка несколько раз за учебный год поможет разнообразить процесс изучения предмета.
Пример. Урок-инсценировка для 7 класса по трём наклонением глагола. Занятие устроено в виде сценария, роли для которого распределяются заранее.
 
Интегрированный урок

Интегрированными называются уроки, которые ведутся сразу по нескольким предметам, часто двумя учителями. Основной целью интегрированного урока является демонстрация ученикам связей между разными предметами и между предметами и реальной жизнью.
Пример. Интегрированный урок для 8 класса по русскому языку и географии «Фразеологизмы-путешественники». В ходе урока учитель географии и учитель русского языка знакомят детей с новыми фразеологизмами, историей их возникновения в разных странах.
 
Урок-игра

Этот тип уроков пользуется популярностью как в средней, так и в старшей школе. Занятия прекрасно подойдут для закрепления и обобщения знаний и чаще всего применяются как начальные или финальные уроки в начале или конце четверти.
Пример. Обобщающий урок-игра «Что? Где? Когда?» для 10 класса. Ученики делятся на четыре команды и отвечают на вопросы учителя, зарабатывая баллы.
 
Урок-исследование

Специфика такого урока в том, что классу даётся гипотеза, которую следует доказать по определённому алгоритму. В результате работы ребята должны чётко составить определённые выводы о результатах своей деятельности.
Пример. Урок-исследование для 5 класса «Сладкая орфография». На примере фантиков от конфет учитель объясняет ребятам термин «проблема», «гипотеза» и «доказательство».
 
В формате тренинга

Такой тип занятий идеально подходит для середины семестра, чтобы ликвидировать скуку и усталость от однообразия учебного процесса.
Пример. Урок-тренинг для 7 класса «Редактор». Учитель делит класс на несколько групп, каждая из которых должна выполнить задание по поиску ошибок в тексте.
 
Урок-концерт

Такой тип урока или внеклассного мероприятия чаще всего применяют для закрепления знаний. Подобные занятия расширяют представления о русском языке и способствуют развитию творческого мышления учеников.
Пример. Праздник русского языка для 3 класса в рамках подведения итогов недели русского языка с различными конкурсами (конкурсом каллиграфии и конкурсом диктанта).

Таким образом, нестандартные уроки стоит применять для обучения как младших, так и старших школьников. При этом важно понимать, что нестандартный урок ставит своей задачей не развлечение, а обучение с интересом.

Источник: tonusmozga.ru