Каша в голове

Ребенок много знает, но отвечает невпопад. Про таких говорят: «У него каша в голове». Как навести порядок?

Представьте себе просторную квартиру, в которой беспорядочно разбросаны вещи. Легко ли найти то, что вам необходимо? Скорее всего, на поиски потребуется продолжительное время. Если обобщающие понятия сформированы недостаточно, то в голове ребенка аналогичный беспорядок. В нужный момент он затрудняется припомнить нужное слово, значения многих слов неточны, понятия размыты, беспорядочные знания спутаны. Ребенку необходима специальная помощь для систематизации ранее изученного.

Обобщающие представления играют важную роль в развитии мышления. Чем разнообразней и объемней они сформированы, тем легче ребенку учиться, тем больших результатов он сможет достигнуть. Ведущая роль в формировании обобщающих понятий принадлежит родителям. С чего начать? В каком возрасте? Как? Чем раньше, тем лучше. Ребенок начал говорить. Его словарь постепенно увеличивается. Самое время объединять слова в группы — понятия.

Ведущая деятельность в дошкольном возрасте — игра. Активно играйте! Например, игра «Магазин игрушек», в которой каждый выполняет свою роль — один продавец, другой покупатель. В игре закрепляется обобщающее понятие «Игрушки» и составляющие — кукла, мяч, пирамида, неваляшка и др. Аналогично формируются и другие понятия: посуда (рассмотрите, какая посуда есть в доме, как называются те или иные предметы, для чего они нужны, в чем можно варить, на чем жарить и т. д.), одежда (не важно, мальчик у вас или девочка, ребенок должен знать все предметы одежды), верхняя одежда, мебель, инструменты, обувь, деревья, цветы, овощи, фрукты, дикие животные, домашние животные и т. д. Систематизированные знания аккуратно хранятся, каждое на своей полочке, и без труда в нужный момент воспроизводятся. Это — фундамент для формирования логического мышления.

Мне часто приходится сталкиваться со школьниками, которым требуется специальная помощь для преодоления затруднений в обучении. Большинство этих ребят — обычные, никаких отклонений от нормы у них не отмечается. Просто за период обучения у них накоплено много знаний, но они не систематизированы, в головах — полная каша. Родители, да и сами школьники отмечают, что всегда учат правила, вроде и получается что-то, пока тему проходят, а потом… Все они успевают не ниже, чем на «3», да и «5» и «4» за текущие работы бывают, а вот как контрольная… И такая картина наблюдается не только по русскому языку. Кто виноват и в чем причины? Причин несколько, для каждого они могут быть разными.

Обобщающие понятия — ряд понятий, сводимых в одну группу по существенному невидимому признаку. Уровень развития логического мышления школьника (от 6, 5 лет) предполагает наличие у ребенка способности к выполнению основных логических операций: обобщения, анализа, синтеза, сравнения, классификации. В основе речевого обобщения лежат основные мыслительные процессы: анализ и синтез. Для проведения обобщения необходимо знание понятий обобщения и их составляющих. Каша — это неустойчивые (или отсутствующие) связи между обобщающими понятиями.

Например, многие школьники путают члены предложения, части речи, части слова: «Пришла долгожданная весна!». При выполнении синтаксического разбора предложения ученик говорит: «Что? — весна — это подлежащее. Весна что сделала? — пришла — это глагол».

В данном случае важна синтаксическая роль — глагол является сказуемым. Учитель поправляет ученика, но ошибка допускается снова и снова.

Перечисляя знакомые части речи, другой ребенок смешивает с ними второстепенные члены предложения: «Имя существительное, глагол, имя прилагательное, наречие, местоимение, определение, обстоятельство». И такие ошибки встречаются по многим предметам.

К началу школьного обучения функция обобщения должна быть сформирована. Однако, наблюдая нынешних первоклассников, могу заметить, что многие из них пытаются обобщать по несущественным признакам.

Например. Предлагается задание исключить лишнюю картинку (изображены): вилка, чашка, ложка, лопата.

Ребенок: «Лишняя лопата». Вроде бы и правильно, но задаю вопрос: «А почему ты так думаешь?» Ребенок: «Потому что она железная». — «Но вилка тоже железная». Ребенок: «Тогда лишняя чашка — она стеклянная».

Версии интересные, но исключив лопату, ребенок не обобщил другие понятия. С началом школьного обучения у таких детей знания не систематизируются, а накапливаются и путаются. Это очень хорошо видно при устных ответах на уроках. Причина — недостаточность познавательной сферы, речевого внимания, речевого мышления, речевой памяти.

Часто задают вопрос: «А надо ли учить правила?» Дословно, как в учебнике, правило можно не учить. Необходимо его понять и запомнить в виде схемы или наглядной опоры. Тогда в нужный момент это правило отыщется среди множества других, и ребенок его использует. Большинство правил подразумевают выработку того или иного умения. А чтобы любое умение сформировать, надо пройти следующие этапы:
*мотивация (проблемная ситуация, созданная учителем);
*перевод в руку (ребенок под руководством взрослого делает схему правила, алгоритм и т. д.);
*проговаривание вслух параллельно с действием;
*проговаривание шепотом;
*сформированное умение.

Каждый ребенок должен пройти все эти этапы. Кто-то пройдет тот или иной этап быстрей, кто-то задержится подольше. Каждому требуется разное время. Переходить на следующий этап следует только тогда, когда ребенок может свободно:
*самостоятельно, не глядя в учебник, составлять схему или алгоритм изучаемого правила;
*проговаривать вслух, что и почему он делает;
*проговаривать шепотом свои действия;
*применять полученные знания на практике.

Если же правило выучено, а умение не сформировано, ребенок не сможет им воспользоваться. Особое внимание уделяйте проговариванию и комментированию самим ребенком своих действий. Дома при выполнении уроков необходимо проговаривать при письме по слогам (естественно, проговаривать должен ребенок). Не стоит экономить время на рассуждениях ребенка. Важно, чтобы он говорил. Например: 27 + 9 =
«Буду решать так: 9 это 3 и 6. 27 + 3 = 30, 30 + 6 = 36. Значит 27 + 9 будет 36».
В таком случае постепенно действие перейдет в умение и займет свою полочку. Особое внимание следует уделять дифференциации понятий, используя специальные приемы (например, карточки). Например:

Карточку делает ребенок под руководством взрослого. Складываем ее вдоль по границе каждого столбика. При необходимости ребенок ею пользуется. Постепенно путаница проходит, но карточка еще долго остается у ребенка для уверенности.
У некоторых детей не формируются без специальной помощи не только межпредметные знания, но и системные связи внутри одного предмета. Это ярко видно на примере русского языка. Многие, имея знания, затрудняются при выполнении всех видов разборов (морфологического, фонетического, синтаксического, по составу слова и др.).
Жизненный опыт не пересекается со школьными знаниями. Знания из природоведения не переносятся на смысловую организацию при чтении. Поэтому необходимо учить школьников навыкам работы с любым речевым материалом.
 
Тренировочные упражнения

  1. Задачи с содержанием из разных областей знаний.

— Россию омывают 3 океана, а Индию 1. Сколько всего океанов омывают эти страны?
— Лягушке стоит 1 памятник во Франции и 1 памятник в Японии. Сколько всего памятников лягушке есть в этих странах?
— Днем птица баклан покормила птенцов 1 раз, а вечером еще столько же. Сколько раз в сутки баклан кормит птенцов?

  1. Упражнение для формирования навыков осознанного беглого чтения.

— Прочитай последовательно все строки таблицы.
— Прочитай слова левого столбика таблицы.
— Раздели слова на группы. Объясни свой выбор.


Возможные группы слов:
*слова единственного числа и слова множественного числа,
*слова, обозначающие предметы, и слова, обозначающие действия предметов.

  1. Работа с календарем погоды.

Такая работа помогает на уроках математики, русского языка, окружающего мира и т. д. На календаре меняются данные: сегодня (день недели, число), вчера, завтра, позавчера, послезавтра, время года, осадки, облачность, век, год, как одеться, внимание, грипп и др.

Любой урок в начальной школе можно начинать с развития речи, формируя межпредметные связи, обучая использовать жизненный опыт совместно с получаемыми знаниями и формируя речевое обобщение. Мы живем в городе. Дети видят, что снег тает. Однако не многие замечают, как оседают сугробы, как начинается капель. А мы, взрослые, не всегда имеем время показать им эти явления.

Необходимо включать в речевой опыт ребенка пословицы и поговорки, чтобы формировать навыки вычленения скрытого смысла и обобщения. В пословицах и поговорках заложены причинно-следственные отношения, они — «сокровища народной мудрости».

Нельзя научить обобщению молчащего ребенка. Необходимо стимулировать ребенка больше говорить на уроке и при выполнении домашнего задания. Но для этого деятельность младшего школьника должна сопровождаться игровыми моментами и эмоционально-яркой и выразительной речью окружающих. На уроке ребенок должен рассуждать, делать выводы. Дома при выполнении домашнего задания объяснять свои действия, новое умение. Внимательные родители сразу увидят появившийся пробел. Школьник не должен быть копилкой знаний. Получаемые знания должны систематизироваться, обобщаться, тогда и учиться ребенку будет интересно, да и возникающие затруднения он сможет вовремя преодолевать.

Маргарита Смирнова, учитель-дефектолог