Чужая семья потемки?

Как познакомиться с семьей ученика, не сунув нос не в свое дело

Получив новый класс — первый, или пятый, или десятый — классный руководитель встает перед проблемой знакомства с ребятами и их родителями. И если знакомство с учениками наверняка произойдет, вне зависимости от того, организуем ли мы что-то особенное (например, интересную игру или тематический классный час) или нет, то отношения с родителями могут так и не сложиться, если учитель не приложит усилий. Как же лучше познакомиться с семьей ученика?

Совет 1. Не торопите события

Родители — не дети. Они настороженно глядят на того, кто станет классным руководителем их ребенка. Им боязно — а вдруг этот человек не найдет общего языка, не подберет ключик к их золотцу? Родители и так относятся к педагогу с некоторым недоверием. А если он еще начнет нагнетать ситуацию, она станет конфликтной. Придет время — и родители сами захотят с вами поделиться своими переживаниями, проблемами, опасениями. А пока стоит свести общение к доброжелательно-официальным отношениям.

При знакомстве с детьми можно слегка приподнять покров тайны, предложив заполнить пропуски в предложениях: «Я хочу быть _______, как мама» и «Я мечтаю стать _________, как папа». Не поленитесь выяснить, есть ли в семье папа. И тем детям, у кого папы нет, не давайте анкету с таким вопросом. Внесите, например, аналогичный вопрос про бабушку или дедушку.

А от родителей на первом собрании попросите лишь стандартные сведения:
* ФИО всех членов семьи, проживающих вместе с ребенком;
* адрес, контактные телефоны;
* есть ли еще дети в семье, их имена и даты рождения;
* есть ли у ребенка и членов его семьи значительные проблемы со здоровьем;
* контакты человека, с которым можно связаться в экстренном случае, если родители оказались почему-либо недоступны.

Следует попросить родителей уточнить, есть ли у семьи право на какие-то льготы, а также описать жилищные условия: сколько комнат в квартире и сколько человек там проживает; есть ли у ребенка собственная комната или уголок в комнате, общей с другим членом семьи.

Ошибкой может стать предложение написать, кем и где работают родители. Многие воспринимают это как попытку выяснить, что можно «поиметь» с семьи. Лучше предложить в качестве последнего вопроса анкеты такой: «Чем вы могли бы помочь классу?» Можно и варианты предложить:
* хочу быть членом родительского комитета;
* могу писать сценарии;
* согласен подвезти что-то на личном автомобиле;
* хотел бы ездить с детьми на экскурсии или организовывать походы;
* могу достать хорошие билеты в театр;
* умею играть на баяне и готов аккомпанировать на классных вечерах и т.п.;
* не забудьте вариант «К сожалению, ничем помочь не смогу».

Все попытки выяснить, какие отношения у членов семьи между собой и с ребенком, какая модель воспитания наиболее актуальна для них и т.п., на первом собрании обречены на провал. Взрослые люди не захотят откровенничать с чужим человеком, зато начнут относиться к учителю с недоверием, заняв оборонительную позицию. В анкете же напишут то, что, как им кажется, характеризует их с наилучшей стороны.
 
Совет 2. Будьте душевнее

Следующее родительское собрание можно провести в форме чаепития. Сами приобретите все, что для этого необходимо: чай, кофе, пару видов печенек и немного недорогих конфет. Принесите большой заварочный чайник для ароматного чая. Положите чайные пакетики для тех, кто пьет чай только из пакетиков. Оптимальный вариант — добыть чашки, а не одноразовые стаканчики. Но и стаканчики поставьте стопочкой — для особо брезгливых. В расчете на них же не стоит ничего печь самой (самому). Многие люди брезгуют тем, что приготовили другие.

Обсудите все вопросы за чашечкой чая. И, словно бы вдруг придумали, предложите принять участие вместе с детьми в презентации семьи. Дескать, вам пришла в голову идея. Давайте каждая семья себя как-то представит: сделает про себя стенгазету, или компьютерное слайд-шоу, или просто какое-то выступление. И каждый день 15 минут вы будете слушать и смотреть всем классом эту презентацию.
Поверьте, таким образом вы больше узнаете о семьях, чем с помощью бесед и анкетирования, потому что в анкете все стремятся себя приукрасить, в творчестве же человек всегда откровенен.
 
Совет 3. Совместная деятельность

Как вы можете получить информацию о сути отношений между взрослыми и детьми в семье? Есть только один хоть сколько-то надежный способ — наблюдение. Анкетирование и в этом отношении неактуально. Даже если родители стараются быть откровенными (что вовсе необязательно так и есть), то они все равно могут фатально ошибаться. Им кажется, что они на ребенка не давят или не потакают ему, а вам со стороны будет все заметно. Но как же понаблюдать за процессом со стороны? Постарайтесь вовлечь ребят и родителей в совместную деятельность.
* Устройте совместное собрание родителей с детьми и проведите квест, викторину, творческий конкурс, объединив по три-четыре семьи в команду случайным способом (с помощью жеребьевки).
* Организуйте совместный выезд на природу.
* Проведите интеллектуальную игру или спортивные состязания, можно с другим классом, но в качестве участников должны быть семьи.
 
Совет 4. Не пренебрегайте помощью психолога

Если у вас есть малейшие подозрения в отношении какой-то семьи, обращайтесь к школьному психологу. Специалист располагает многообразными возможностями для диагностики семьи ученика. Только не подменяйте профессиональную работу психолога тестами, скачанными из интернета. Они способны исказить картину и ввести вас в заблуждение.
 
Совет 5. Рунет рулит

Не пренебрегайте новейшими технологиями. Предложите родителям создать общую группу в соцсети или, например, WhatsApp. Кидайте туда разную информацию, в том числе и отчасти личную. Например, фото любимого кота. Это вызовет ответную откровенность родителей учеников, и вы получите представление о том, чем живут семьи ребят, что их интересует и волнует, что для них важно и ценно.
Предложите сделать виртуальные гостиные семьи, поместить там фото всех членов семьи, домашних животных, праздников, отзывы о книгах, фильмах, передачах, посещении спектаклей или экспозиций.
 
Совет 6. Не ставьте родителей в некомфортное положение

На родительских собраниях ни в коем случае не обсуждайте конкретных детей и тем более семьи. Вся индивидуальная информация — на индивидуальных беседах!
 
Совет 7. Покажите родителям, что вы нацелены на сотрудничество

Предложите семьям принять участие в классных мероприятиях, причем организуйте их так, чтобы родители оказались в выигрышном свете. Например:
* можно организовать цикл лекций «Дело моей жизни», которые прочитают родители:
* устройте выставку «Мы с мамой — рукодельницы», на которой мамы могут представить свои произведения: фото шикарных фирменных десертов, вышивки, вязание и т.п. А папам предложите принять участие в Дне скворца — изготовить лучший скворечник, который ребенок может покрасить или даже разрисовать;
* призывайте детей поздравлять родителей с праздниками, помогите им придумать оригинальные подписи для открыток или варианты подарков своими руками.

Эти советы могут помочь учителю успешно познакомиться с родителями детей из своего нового класса. Но все же самое главное — это отношение к ним. Доброжелательное и позитивное отношение, без взгляда сверху вниз, без требований и осуждения. Родители и школа должны быть союзниками, и учителю надо стремиться вызвать доверительное и доброе отношение со стороны семей учеников.
 
Елена Сафонова
Источник: pedsovet.su