Чиновничий беспредел: убить в учителе учителя

Размышления за порогом школы

Ситуацию в системе образования, сложившуюся в настоящее время, я бы отнесла к категории катастроф. У меня такое впечатление, что идет целенаправленная работа по уничтожению всего, чем могла гордиться наша страна, всех моральных, духовных, интеллектуальных ценностей: от Левши до Гагарина, от Чудского озера до битвы на Волге, от Сусанина до героев наших дней.

На моей памяти три «поколения» школьных лет.

Свои школьные годы (1970-1980) помню, как вчерашний день. Статус учителя довольно высок, зарплата достойная, уважение со стороны родителей, авторитет среди учеников. Для нас, школьников, учеба – это наша работа, родители – пример для подражания. Хотя они не сидят с нами за выполнением домашних заданий, мы каким-то «чудесным» образом сами благополучно сдаем экзамены, и кто хочет – собственными усилиями поступает в вузы.

Учились по единым учебникам и программам, никаких «игровых технологий», все однозначно и довольно-таки прозаично. Но знания, полученные в школе, «работают» и поныне.

Дети учились в 90-е, с разницей в три года. В это же время я работала в школе. С учебниками – чехарда. Для второго совсем не подходят те, по которым учился первый. По истории – три книги: сегодня читаем здесь, завтра – через десять страниц, послезавтра – из другого источника. Множество программ и направлений, в том числе и индивидуальных: урок-лекция, урок-конференция, театрализованный урок и т.д. В моду входит написание рефератов.

На первый план выходит задача – заинтересовать. Большое внимание стало уделяться внеклассной работе: различные внеурочные мероприятия, дни именинников, дискотеки. «Винегрет» из празднования Масленицы, Валентинова дня и Хеллоуина пришел на смену субботникам и пятой трудовой четверти. В школе появляется психолог. Мне кажется, как раз в эти годы, на изломе 90-х, в школе и случился кризис.

Из собственного опыта: в первой половине у меня был класс из «рабоче-крестьянского сословия», во второй – добрая половина из контингента новоявленных «бизнесменов». Именно тогда стали пробиваться росточки того, что называется «мне должны». Педагогам в это время по нескольку месяцев задерживали зарплату, репетиторство еще не вошло в моду и очень многие «училки» выглядели бледными поганками на фоне учеников, имевших менее идейных, но более приспособленных к меняющимся условиям жизни родителей.

Вскоре полетели первые ласточки к администрации с требованием заменить не устраивающего педагога. И зачастую случалось, что «клиент» прав, ибо обыкновенно претензии предъявляли те, кто мог быть «полезным для школы».

Пришло время для учёбы внуков. Положительный момент – круг выбора учебных пособий сузился. Родители привыкли к новому статусу, и установку «вы должны» уже не выжечь каленым железом. Многие учителя, следуя рекомендации властей, «пошли в бизнес». А те, для кого работа – дело всей жизни, практически смирились с тем, что должны всем: Васе Пупкину, его маме, директору, министру… Отчетом, участием в олимпиаде, показателем успеваемости, обязанностью не только вложить знания в голову «митрофанушки», не выпускающего из рук смартфона, но и вовремя подать ему туалетную бумагу. Некоторые приняли установку — относиться к работе не как учитель, а как преподаватель, и не удивительно, ибо это единственный способ сохранить своё здоровье и нервы. А у учеников, заинтересованных в получении знаний, появилась необходимость в родительском контроле, а позже в репетиторах, особенно если в классе большинство таких, которым учеба «по барабану». И чтобы окончательно убить в учителе учителя, беспросветно запудрив ему мозг, а заодно и как-то оправдать собственное существование, чиновники от образования придумали портфолио, аттестации, курсы повышения квалификации, на которых учат учить те, кто зачастую представление о школе имеет только с научной точки зрения, т.е. «как оно должно быть».

Таким образом, школа начала свой плавный переход в новый статус – образовательное учреждение.

А тем временем в началке перестали учить стихи (за четыре года обучения количество выученных стихотворений не достигает десяти), исчезло чистописание, тренирующее моторику и стимулирующее работу мозга. Зато иностранный стали изучать с первого класса, так и не освоив к окончанию школы ни его, ни родной язык.

Но самое главное то, что у детей совершенно отсутствует мотивация к обучению, причем, чем старше класс, тем проявляется это всё нагляднее. Ребенок перестал воспринимать учебу как необходимость. Труд не есть обязанность в современном обществе. А знания, которые дает школа, очень и очень оторваны от жизни. И тем, кто не связывает свою судьбу с получением высшего образования, в школе просто нечего делать, поскольку цель её расплывчато туманна – инновации, деятельностный подход, исследования и творчество прогнозируют воспитание «креативной личности», а не человека и гражданина. И некрасовское «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан», смысл которого был понятен и отличнику и махровому троечнику, исчезло вместе с бледно-синими тетрадками в линию на 12 листов.

А какие ценности ставит во главу угла новое поколение? С чего начинается их Родина? В какой стране они хотят жить — Российской Федерации, России, или очередном штате? Не географически, а по характеру образа мыслей и поступков. Каким будет ответ на эти вопросы у семьи и школы?

Разве может сформироваться человек и гражданин как свободная личность в условиях, где всё не по-настоящему? Разве может учитель работать творчески при такой нагрузке и уровне зарплаты? Разве может родитель найти время для общения с ребенком при существующей системе добывания средств на жизнь? А ребенок каждый день идти в школу, как на каторгу, не имея ответа на простой вопрос: «Зачем мне это нужно?». Истина, как всегда, проста: «Каторга не там, где работают киркой. Она ужасна не тем, что это тяжкий труд. Каторга там, где удары кирки лишены смысла, где труд не соединяет человека с людьми» (А. де Сент-Экзюпери)

Советская система образования была хороша для своего времени. Сейчас в мире все изменилось, но, несмотря на всевозможные реформы, ЕГЭ и ФГОСы, на практике цель у школы всё та же – дать чемодан знаний, не заморачиваясь – есть ли у него ручка. Однако кроме этого у советской школы было еще кое-что.

С появлением и развитием сети интернет необходимость присутствия в школе для получения знаний утрачивает свою актуальность. Все чаще стали звучать слова об индивидуальном обучении – домашнем. В то же время выступают за социализацию людей с ограниченными возможностями. Таким образом, получается, что школу должны посещать те, кто не может или не хочет учиться самостоятельно. Они должны организовываться и образовывать коллективы, а самые способные, пытливые и целеустремленные быть единоличниками и вправе считать себя стоящими на отдельной ступени, поскольку достигли определенных вершин лишь ценой собственных усилий. Какой реакции от них вы ожидаете, когда поведете речь о долге перед Родиной и патриотизме?

Школа сегодняшнего дня представляется мне такой, куда каждое утро дети спешат с воодушевлением. Для общения, для познания мира, для получения знаний и навыков их использования. И это реально, если школа не только дает знания об открытиях, сделанных кем-то и когда-то, но и ставит целью развивать умение мыслить, выражать свое личное отношение к фактам, событиям, героям, произведениям искусства. Позволяет иметь право формулировать свою точку зрения, учит доступно излагать её и аргументировать. Вовлекает родителей в процесс воспитания личности, осознающей разницу между свободой и вседозволенностью, необходимостью и прихотью, умеющей разграничивать различные понятия зла и следовать определенным моральным принципам. Исподволь учит тому, что Бог есть, только он не вовне, а в самом человеке – то самое лучшее, что каждый должен в себе открыть. Только в такой школе будут работать педагоги, достойные, по мнению родителей, их чад. И только в такой школе педагог сможет полностью реализоваться профессионально. Потому что в настоящее время школа – это не дом, где дают знания. Это прообраз общества, в котором предстоит жить её выпускникам.

А нужны ли такие люди? – не в ответе ли на этот вопрос кроется объяснение катастрофы в образовании?

Школа продолжает выпускать в жизнь молодых людей, якобы обученных «креативно мыслить» и «исследовать», на самом деле в массе своей способных, в лучшем случае, плывя по течению, строить планы и сетовать на мешающие воплощению мечты обстоятельства. При этом нынешние взрослые – учителя, родители – по сути, ведут себя аналогично: всю активность направили на борьбу друг с другом, решая, кто же более ответственен за судьбу ребенка, вместо того чтобы оказать взаимную поддержку в решении общих проблем. А, как известно, даже самые пламенные наставления меркнут перед личным примером.

Я не претендую на неоспоримость своих мыслей. Хотелось бы услышать другое мнение, если эта тема найдет отклик. Считаю, что кардинальные изменения необходимы, и рассматривать вопросы перестройки всей системы образования, принимать решения об их жизнеспособности должны не кабинетные работники, а те, кто ежедневно находится непосредственно «на поле боя». Хотелось бы сказать во всеуслышание: мы – учителя. Когда-то нас смогли убедить в отсутствии морального права бросить учеников ради участия в митингах по поводу невыплаты честно заработанных денег, а по сути – защиты своей чести и достоинства. Но сейчас речь совершенно о другом – о будущем нашей страны, нашей нации, и мы не можем продолжать принимать участие в уничижении статуса учителя и уничтожении образованности, обеспечивая проведение «экспериментов» над собой, учениками и школой.

Нам первым из всей «интеллигентной прослойки» необходимо сделать шаг, чтобы остановить чиновничий беспредел. Не обязательно митинговать, просто нужно вспомнить об истинном предназначении профсоюза и добиться выполнения им своих функций. Пока есть те, кто помнит: «Бороться и искать, найти и не сдаваться!»

Татьяна Мельникова