«Мы – молодые избиратели»

Интерактивная игра для обучающихся 9-10 классов


Людмила Герасимовна РЫБАКОВА, учитель истории и обществознания «Цивильской общеобразовательной школы-интерната для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №1» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики



Цели:
— повышение интереса учащихся к проблемам политики, углубление их представления о политической сфере общественной жизни;
— помощь в осознании сущности и значения роли избирателя в современном обществе;
— организация диалога молодых избирателей с представителями органов власти различных уровней;
— формирование активной гражданской позиции и ответственного отношения к участию в избирательных кампаниях;
— повышение гражданско-правовой культуры и правосознания молодежи;
— информационное обеспечение молодого поколения по конституционным, правовым и общественно-политическим вопросам.
Задачи:
— выявить в процессе игры уровень правовой грамотности учащихся в вопросах избирательного права, назначения выборов и референдума, агитации и проведения выборов и референдума, порядка голосования;
— активизировать интерес учащихся к изучению избирательного права РФ;
— дать учащимся первичное представление о необходимости участия в политической жизни общества.
Оборудование: лозунги «Молодежь. Власть. Выборы», «Мы молодые – нам выбирать!»; выставка литературы на темы «Азбука молодого избирателя», «Молодежь – будущее России»; стенд «История выборов», проектор (для демонстрации презентации).
Музыкальное оформление: Гимн РФ, Гимн Чувашской Республики.

Учащиеся разделены на 2 команды.
Формируются жюри: А.И. Цветков — Председатель ЦИК ЧР; Марков Б.Н. – председатель Цивильской ТИК; Шоглева Т.П. – заместитель Цивильской ТИК; Слепов Г.Е. – директор Цивильской школы-интерната №1; Никандрова Н.Г. – учитель истории и обществознания средней школы пос.Опытный.

Ход мероприятия:
 
(Звучит Песня «Моя Россия»)
 
Ведущий 1: Добрый день, дорогие друзья, граждане нашей страны — россияне! Сегодня мы собрались с вами в честь праздника, который подарило нам наше демократическое государство – праздник «День молодого избирателя». Внимание! Прошу всех встать.

(Звучат Гимн РФ и Гимн Чувашской Республики)
 
Ведущий 2: Этот праздник призван подчеркнуть ту особую роль, которую играет молодое поколение в судьбе своей страны, своей Отчизны. Сегодня вы стоите перед проблемой выбора вашей профессии и заранее думаете над тем, а какие последствия этого выбора будут лично для вас, ведь тем самым вы несете личную ответственность. Но современный человек стоит еще перед одним видом выбора – политического. Здесь вы несете уже социальную ответственность.
Сегодня у нас почетные гости: Председатель ЦИК ЧР Александр Иванович Цветков, Председатель Цивильской районной ТИК Борис Николаевич Марков, заместитель председателя Цивильской районной ТИК Тамара Петровна Шоглева, учитель истории и обществознания средней школы пос. Опытный Надежда Геронтьевна Никандрова и учащиеся 10 «а» класса этой школы.
Слово для приветствия предоставляется директору нашей школы Геннадию Егоровичу Слепову.
 
Ведущий 1: Приглашаю членов жюри занять свои места.
Ведущий 2: Это А.И. Цветков, Б.Н. Марков, Т.П. Шоглева, Н.Г. Никандрова, Г.Е. Слепов.
Ведущий 1: Приглашаю командам занять места.
Ведущий 2: Итак, начинаем игру. Прошу выбрать название и капитана команды.

1-й конкурс «Разминка»
 
Ведущий 2: Кто за 2 мин напишет больше слов, связанных с понятием «выборы». Каждое слово – 1 балл.
Ведущий 1: А теперь послушаем ответы команд.
Ведущий 2:
 
2-й конкурс называется «Этапы избирательного процесса»

Расположите этапы избирательного процесса в нужной последовательности. Каждый правильный ответ — 1 балл (максимальное количество баллов 9):
— создание избирательных комиссий;
— процесс голосования на избирательных участках;
— назначение даты выборов;
— регистрация избирателей и составление списка избирателей;
— организация избирательных округов и избирательных участков;
— выдвижение и регистрация кандидатов на выборные должности;
— опубликование итогов голосования и результатов выборов;
— подведение итогов голосования;
— предвыборная агитация;
— финансирование выборов.
 
Ведущий 1: Пока команды работают, вопросы — залу.
Ведущий 2:
1. Парламент этой страны до сих пор голосует, «выходя в двери»: если «за» – выходят в одну дверь, если «против» – в другую. Назовите страну. (Великобритания)
2. В Голландии и Бельгии это является обязанностью. В Австралии за уклонение от этого с вас могут взыскать штраф. В Греции за это вы можете лишиться паспорта. О чём речь? (Неявка на выборы)

Ведущий 1: Посмотрим правильный ответ второго конкурса
Ведущий 2:
1) назначение выборов;
2) регистрация избирателей и составление списков избирателей;
3) образование избирательных округов и избирательных участков;
4) формирование избирательных комиссий;
5) выдвижение и регистрация кандидатов на выборные должности (списков кандидатов);
6) финансирование выборов;
7) предвыборная агитация;
8) организация и порядок голосования;
9) определение итогов голосования и результатов выборов;
10) опубликование (обнародование) итогов голосования и результатов выборов.

Ведущий 1:
 
Конкурс 3 «Современное российское избирательное право»
 
Ведущий 2: Всем командам поочередно будут заданы вопросы, на которые следует ответить. За каждый верный ответ команда получает по одному баллу. Если команда отвечает неверно, право ответа переходит другой команде.
1. Кто является главой государства и высшим должностным лицом? (Президент)
2. С какого возраста можно стать Президентом РФ? (с 35 лет)
3. Какой законодательный акт является основой избирательного права в России? (Конституция РФ)
4. С какого возраста граждане России могут принимать участие в выборах? (с 18 лет)
5. Как называется документ, в котором избиратель ставит галочку (делает свой выбор)? (Избирательный бюллетень)

Ведущий 2: У меня вопрос ко всем командам. А вы знаете, как правильно пишется слово «бюллетень»? Напишите на листочке это слово. Команда, которая правильно напишет слово «бюллетень», получит дополнительный балл.

1. На какой срок избирается Президент России? (на 6 лет)
2. Когда начинается и заканчивается голосование? (начало в 8.00, окончание — 20.00)
3. Куда избиратели приходят голосовать? (на избирательный участок)
4. Какой документ должен взять с собой избиратель, чтобы проголосовать? (Паспорт)
5. За сколько дней разрешается досрочное голосование? (20 дней, но в исключительных случаях, например, на полярной станции)

Ведущий 1:
 
4 конкурс называется «Права избирателей»
 
Ведущий 2: Какие принципы избирательного права были нарушены в ситуациях. Каждый правильный ответ — 2 балла.
Ситуация 1. Во время голосования рядом с избирателем стоит представитель какой-то политической партии и советует избирателю, за кого отдать голос.
Ситуация 2.  На избирательный участок пришел сын с паспортом отца и проголосовал за него.

Ведущий 1:

5 конкурс называется «Кроссворд»
 
Ведущий 2: Нужно разгадать кроссворд из 10 слов. За каждый правильный ответ ученики получают по 1 баллу.
1. Народная форма правления, при которой народ облачен высшей властью (Демократия)
2. Форма прямого волеизъявления граждан РФ по наиболее важным вопросам государственного и местного значения в целях принятия решения. (Референдум)
3. Высший представительный орган власти, который был впервые созван в Англии в 1265 году. (Парламент)
4. Документ, удостоверяющий права и полномочия какого-либо лица. (Мандат)
5. Основной Закон государства, определяющий основы общественного и государственного строя, систему государственных органов, порядок их образования и деятельности, права и обязанности граждан. (Конституция)
6. Выборный глава государства в странах с республиканской формой правления. (Президент)
7. Официальный документ, удостоверяющий личность гражданина и содержащий сведения о его возрасте, поле, семейном положении, месте жительства. (Паспорт)
8. Выбранный представитель, член представительного государственного учреждения, органа законодательной власти. (Депутат)
9. Человек, обладающий политической и правовой культурой, от волеизъявления которого зависит развитие страны, ее настоящее и будущее. (Гражданин)
10. Политическая организация, выражающая и защищающая наиболее общие, коренные интересы определенного социального слоя и руководящая деятельность ее членов. (Партия)

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

 Ведущий 1: А пока мы поиграем со зрителями. Игра называется «Сказка – ложь, да в ней намек, избирателям – урок».

Ведущий 2: Даже в сказках, бывает, выполняются или нарушаются права. Попробуйте отгадать названия сказок.
1. В какой из сказок личность, во всех отношениях очень серая, осуществляет коварный план убийства двух лиц. И лишь благодаря общественности все заканчивается благополучно? («Красная шапочка»)
2. В какой сказке речь идет о спортсмене, который, не имея достаточной физической подготовки, отправился на соревнования по бегу с препятствиями? Хитрость и незаурядная выдержка позволила ему подойти к самому финишу. Но финиш трагичен: проявив преступную самонадеянность и грубо нарушив правила техники безопасности, он погибает. («Колобок»)
3. В какой сказке невеста была украдена накануне свадьбы у одного жениха, убежала от другого и вышла замуж за третьего? («Дюймовочка»)
4. В какой сказке одна дама, воспользовавшись добрым поступком своего мужа, использует его для обогащения и продвижения по служебной лестнице, но впоследствии теряет все из-за безмерной тяги к богатству? («Сказка о рыбаке и рыбке»)

Ведущий 1:

6  конкурс называется «Что в имени тебе моем?»

Ведущий 2: Еще одно испытание покажет вашу осведомленность о прошедших выборах в Государственную Думу РФ и о лидерах тех политических партий России. Ваша задача — установить соответствие между названиями политических партий РФ и их лидерами.

(Задания раздаются командам на отдельных листах: на одном листе — названия политических партий, на другом — имена лидеров. По сигналу ведущего команды поднимают листы с названиями партий и соответствующего лидера)

За правильно найденные соответствия команда получает по 1 баллу.
 КПРФ – Зюганов Г.А.;
ЛДПР – Жириновский В.В.;
«Яблоко» — Митрохин С.С.;
«Справедливая Россия» — Миронов С.М.;
«Единая Россия» — Медведев Д.А.

Ведущий 1:

7 конкурс — конкурс капитанов «Верно или не верно? — вот в чем вопрос»

Ведущий 2: Настал черед показать свои знания капитанам команд. Приглашаем капитанов команд. Вам надо ответить лишь на один вопрос: верно или неверно высказывание. За каждый верный ответ получаете 1 балл.

Верно ли,

  1. …что вы можете заполнить бюллетень, не заходя в кабину для голосования. (Неверно)
  2. …что во многих странах мира обычно лишаются избирательных прав лица, находящиеся в тюрьме и отбывающие наказание по приговору суда. (Верно)
  3. …что долгие годы на выборы имели право ходить только мужчины, а женщины не имели права голоса. (Верно)
  4. …что в Бельгии за неучастие в выборах избиратель может быть лишен избирательных прав на 15 лет, а в Греции ему откажут в получении нового паспорта или водительского удостоверения. (Верно)
  5. …что в четырех странах — Бразилии, Иране, Никарагуа и Кубе — правом голоса пользуются с 16 лет. (Верно)
  6. …Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (Верно)
  7. …выборы депутатов парламента проходят через каждые 7 лет. (Неверно, каждые 5 лет)
  8. …на выборах Президента РФ можно отдать свой голос за двух понравившихся кандидатов? (Неверно)

— Итак, конкурс капитанов закончен. Просим вас занять свои места.

Ведущий 2: Ребята, выборы — это ответственный шаг в жизни каждого настоящего гражданина, сделайте его. От вашего голоса, голосов близких, соседей зависит многое: кто придет к управлению, чьи интересы будет защищать. Не медлите, идите на выборы, сделайте решающий шаг в жизни села, города, республики, России!

Ведущий 1: И следующий,

8 конкурс называется «Я буду голосовать на выборах»

Ведущий 2: Нужно продолжить фразу «Я буду голосовать на выборах, потому что …»
— живу в этой стране;
— я — гражданин своей страны;
— имею на это право;
— отношусь к этому с большой ответственностью;
— мой голос может стать решающим;
— мне предоставлено право выбора;
— не хочу отличаться от других;
— считаю это своей обязанностью;
— хочу улучшить обстановку в своей стране;
— мне не безразлично будущее своей страны;
— подаю пример другим;
— голосую за справедливость.

Ведущий 2: Мы не знаем, что нас ждёт, но мы верим, что всё будет хорошо!
Ведущий 1: Наши конкурсы закончились. Пока уважаемое жюри подводит итоги, учащиеся нашей школы хотят поздравить нас с прошедшим и наступающим праздниками.

(Выступление учеников школы-интерната с номерами художественной самодеятельности)

Выступление гостей – членов жюри. Подведение итогов. Награждение активных участников игры.

 Ведущий 2: Спасибо! Уверена, что вы повторили те необходимые знания, которые вам скоро будут так нужны. Активно участвуйте в жизни своей страны. Не забывайте о том, что скоро вам выбирать, и это уже не игра, а жизнь! От вашего выбора, так или иначе, будет зависеть ваша дальнейшая судьба в следующие несколько минут или лет. Помните, что «Выборы — единственная гонка, в которой выигрывает большинство участников». (Л. Питер)

Знай, будущее Родины, детей,
Твоих потомков, даже судьбы века
Зависят от активности твоей
Как избирателя и просто человека.

Презентация (файл в формате ppt)

Использованная литература:
1. Конституция РФ.
2. Федеральный Закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». – Москва, 1999 год.
3. Федеральный Закон «О выборах президента Российской Федерации». – Москва, Центральная Избирательная Комиссия РФ, 2003 год.
4. Боголюбов Л.Н. Человек и общество Учебник для учащихся. ч.2. 11кл.-2-е изд. — М.: Просвещение, 2003.
5. С.Н. Дыдко. Контрольные и проверочные работы по обществознанию. – М.: Издательство «Экзамен», 2004.
6. А.М. Аминина. Деловая игра «Гражданином быть обязан». //Журнал «История и обществознание в школе». 6, 2003.
7. Материалы сайта «Первое сентября»