«Дети войны»

Экскурсия в дворик с детьми подготовительной группы


Татьяна Александровна МИШИНА, воспитатель МКДОУ «Языковский детский сад «Теремок», п. Языково, Карсунский район, Ульяновская область


Задачи образовательной деятельности:
* Социализация
— расширить знания детей о Великой Отечественной войне, познакомить дошкольников с жизнью детей во время войны;
— воспитывать патриотические чувства, развивать нравственные чувства сопереживания и благодарности;
* Коммуникация
— совершенствование диалогической и монологической форм речи;
— воспитание культуры речевого общения;
* Чтение художественной литературы: закреплять умение выразительно читать стихотворения.
* Музыка
— закрепление навыка выразительного исполнения песен;
— знакомство с песнями военной поры;
— развитие навыков танцевальных движений.

Предварительная работа:
— чтение книг о Великой Отечественной войне, о пионерах-героях;
— разучивание стихотворений, песен;
— слушание военных песен, беседы о музыке военных лет:
* «День победы», муз. Г.Ребровой сл., Н.Френкеля
* «Священная война», муз. А.В.Александров, сл. В.И.Лебедева-Кумача
* «Катю́ша», муз. М.Блантер, сл. М.Исаковский
* «Дружить не будут дети и война», сл. и муз. Е.Г.Савва
* «Дети войны» сл. и муз. И.Резник.

Ход мероприятия: 

Воспитатель 1: Добрый день, уважаемые гости! Мы рады вас видеть в этом уютном дворике. Сегодня, накануне праздника Дня Победы, мы пришли к вам, чтоб поговорить о Великой Отечественной войне, о том, как жили дети во время войны, кому в те военные годы было совсем ещё немного лет. Война – это плохо. Это разрушенные города, отсутствие еды и спокойной жизни. Почти в каждой семье есть свои истории о дедушках и бабушках, которые участвовали в боевых действиях или трудились в тылу. Сейчас вы уже стали пожилыми людьми. И мы вас уважаем, ведь война отобрала у вас детство, вам пришлось вынести такое, что мы себе не можем и представить.

(Дети читают стихи)

Мальчик: Как далеко от нас война.
О ней мы узнаём теперь из книжек.
Блестят у ветеранов ордена,
У прадедов сегодняшних мальчишек.

Девочка: Я знаю от папы, я знаю от деда –
Девятого мая пришла к нам Победа!
Тот день весь народ ожидал,
Тот день самым радостным стал.

Песня «День Победы» (Дети исполняют под баян)

Воспитатель 2: Сегодня будет день воспоминаний,
И в сердце тесно от высоких слов.
Сегодня будет день напоминаний
О подвигах и доблести отцов.

— 9 мая много лет назад наш народ победил очень сильного врага. Ребята, скажите, над кем была одержана победа? (Ответы детей)
Это была очень страшная война, и победа досталась нашему народу нелегко. Вспомним, как это было…

Воспитатель 1: Летней ночью на рассвете,
Когда мирно спали дети,
Гитлер дал войскам приказ
И послал солдат немецких
Против русских, против нас!

— В первые дни войны была написана песня «Священная война».

Песня «Священная война» (Поют воспитатели)

Воспитатель 1: Призывно и тревожно звучали в дни войны слова этой песни. Ребята, как вы думаете, к чему призывали слова песни «Священная война»? (Ответы детей) Под эти слова отправлялись на фронт солдаты. Все люди, от мала до велика, встали на защиту своей Родины. Четыре года воевал с фашистами наш народ.

Воспитатель 2: Ребята, как вы думаете, чем страшна война? (Ответы детей)
Много горя, страданий принесла война нашему народу, но особенно тяжело и страшно было детям. Они гибли под бомбами, умирали от голода. Многие остались сиротами. У одних отцы погибли на войне, другие потеряли родителей во время бомбежек. Маленькие дети были в плену у фашистов.

(Воспитатель и ребёнок читают стихотворение)

Мальчик: Война – не место для детей!
Здесь нет ни книжек, ни игрушек.
Разрывы мин и грохот пушек,
И море крови и смертей.
Война – не место для детей!

Воспитатель 2: Ребёнку нужен тёплый дом,
И мамы ласковые руки,
И взгляд, наполненный добром,
И песни колыбельной звуки.
И ёлочные огоньки,
С горы весёлое катанье.
Снежки и лыжи, и коньки,
А не сиротство и страданье.

Воспитатель 1: Но несмотря ни на что, дети в суровые военные годы старались помочь взрослым. Ребята, как вы думаете, чем могли помочь дети? (Ответы детей)
Когда на фронт ушли отцы, мужья, старшие братья, женщины взвалили на себя всю тяжелую работу. Дети не остались в стороне. Мальчишкам и девчонкам было теперь не до игр. Они вместе с мамами работали в поле, растили урожай овощей и хлеба, чтобы потом всё отдать фронту. Чтобы бить врага, нужна сильная армия, солдат необходимо накормить.
 
Воспитатель 2: Ребята постарше трудились на заводах. Фронту нужны были снаряды, оружие, боевая техника. Подростки работали на станках, помогая взрослым изготавливать оружие. Трудились ребята наравне со взрослыми, очень уставали, но понимали, что сейчас всем нелегко, и их помощь необходима.

Воспитатель 1: Частыми гостями были мальчишки и девчонки в военных госпиталях. Ребята, как вы думаете, какую помощь там могли оказать дети? (Ответы детей) Правильно, вместе с медсестрами ребята ухаживали за ранеными: кормили их, писали за них письма их родным. Но чаще всего дети выступали перед ранеными с концертами: читали стихи, пели песни, танцевали.
Много песен было написано за годы войны. Песни помогали жить, воевать, побеждать. И одна из таких – легендарная «Катюша».

Песня «Катюша» (Поют дети)
 
Мальчик: Мы любим военные песни
И сами их часто поём.
Давайте-ка грянем «Катюшу»
Все вместе этим праздничным днем!
 
Танец (В исполнении детей под мелодию «Катюша»)

Воспитатель 2:  Ребята, сегодня мы хотим обратить ваше внимание на тех, кто в детском возрасте работал на ткацкой фабрике и помогал фронту. Детей в суровые годы войны наскоро обучали азам профессии, и те приступали к работе. Трудились наравне со взрослыми, но никогда не жаловались. В многочасовой работе у станка были свои плюсы, потому что их кормили. Дети на заводе получали карточку не как иждивенцы, а рабочую. Девочки носили ровницу, складывали початки с пряжей, подметали, мыли.

Песня «Дружить не будут дети и война» (Дети поют)

Воспитатель 1:  Наша встреча заканчивается. Вы, конечно, поняли сейчас, что каждый человек, независимо от возраста, может быть и мужественным, и смелым, и отважным, а самое главное – горячо любить свою Родину. Вам я желаю вырасти именно такими, и тогда нашу Родину никто и никогда не победит.

Дети читают стихотворения

Девочка: Весна. Певучий соловей
Звенит в тени дубравы.
Пусть не нарушит сон детей
Раскат войны кровавой.

Мальчик: Хотим под мирным небом жить,
И радоваться, и дружить.
Хотим, чтоб всюду на планете
Войны совсем не знали дети!

Девочка: Мы против горя и войны,
Хотим расти счастливыми.
Пусть светит солнце с вышины
Над городами, нивами.

Песня «Дети войны» (Поют воспитатели)

Воспитатель 2: Дорогие ребята, уважаемые гости! Мы родились и выросли в мирное время. Для нас война – это история, но мы всегда будем помнить о ней. А сейчас мы подарим подарки и все вместе сходим к Вечному огню, возложим цветы в память о погибших героях.

Источники:

    1. Журнал «Управление» № 4-2008 г., №1-2005 «Методическая работа с кадрами по патриотическому воспитанию в ДОУ»
    2. Е.И. Шаламова, Москва. 2009 г., Алексеева О. Задания для маленьких патриотов//О. Алексеева, Л. Петропавловская // Ребенок в детском саду. – 2010. – №2.
    3. http://childage.ru/obuchenie-i-obrazovanie/detyam-o-voyne-1941-1945-dlya-detskogo-sada.html
    4. http://fb.ru/article/194335/kak-rasskazat-rebenku-o-voyne—gg