Звёздный час в стране металлов

«Педагогика удивления»: мастер-класс по химии и биологии

Людмила Алексеевна ГЛУХОВА, учитель химии, Галина Викторовна СИРОТИНА, учитель биологии МБОУ «Зерносовхозская СШ им. М.Н. Костина», п. Новосёлки, Ульяновская область


 

В природе ничего другого нет!
Ни здесь, ни там в космических глубинах.
Всё – от песчинок малых до планет –
Из элементов состоит единых.

 

Цель: мотивация к применению в своей деятельности приёмов педагогики удивления.

Продолжительность: 15-20 минут.

Задачи:

  • ознакомить с приёмами технологии «Педагогика удивления»;
  • узнать, какие химические элементы принимают участие в защите Родины, и их значение в жизни людей;
  • содействовать формированию мотивации к применению представленных приёмов в обучении;
  • показать, как сделать обучение увлекательным и продуктивным.

Методы: интерактивный (показ, рассказ, импровизация); доступность.

Оборудование: ноутбук, презентация, химическое оборудование для опытов.

 

Добрый день! Приветствуем вас.
Представляем вам наш мастер-класс!
Очень хочется вас удивить,
Темою выступления в самое сердце поразить!
Ещё Аристотель сумел утверждать:
Людей умей удивлять
Фактом, методом и песней.
Всё исследуем и ищем,
Конструируем, творим.
Удивление нам помогает –
Тяга к знаниям возрастает.

На своём мастер-классе мы использовали четыре источника удивления:

  • удивление фактом,
  • удивление методом,
  • обучающей средой,
  • собственными силами.

 

Удивление методом

Итак, первым источником является удивление методом. Это наглядные демонстрации.

Я вам сейчас покажу «Гейзер». Данный метод прост в реализации, но оставляет неизгладимое впечатление.

Для демонстрации данного опыта используется перекись водорода 30% (50 мл) и перманганат калия (на кончике ножа).

 

Удивление фактами

Вторым источником удивления является удивление фактами. В химии и биологии огромное количество удивительных фактов.

И мы сегодня поговорим о металлах, которые играют огромную роль на СВО.

  1. Железо

Среди металлов самый славный,
Важнейший древний элемент.
В тяжёлой индустрии – главный,
Знаком с ним школьник и студент.

Более 90% всех металлов, которые используются на войне, приходится на железо. Сплавы железа в виде броневых плит и листья толщиной 10-100 мм используются при изготовлении корпусов и башен танков, бронеавтомобилей и в другой военной технике. Толщина брони военных кораблей и береговых орудий достигает 500 мм.

«В бою железо дороже золота», гласит татарская пословица. И русские говорили: «При рати железо дороже золота. Железом и золото добуду». Недаром копьё и щит, характерные принадлежности бога войны Марса, древние мудрецы сделали символом, обозначающим железо. Оно действительно верно и безотказно служило Марсу.

  1. Медь

Главным потребителем меди является военная промышленность. Сплав Cu и Sn – пушечный металл. Сплав Cu и Zn – латунь, которая использовалась для приготовления гильз и снарядов. Медь и медные сплавы обычно составляют 2-3% собственного веса военных кораблей. Винты военных кораблей массой 20-25 тонн изготавливаются из алюминиевой бронзы или латуни.

Самолёты (в случае аварийной посадки на воду) не могут плавать без меди. Например, медь необходима в электропроводке, гидравлических, охлаждающих и пневматических системах самолётов; опоры подшипников и подшипники шасси изготовлены из алюминиевой бронзовой трубы; навигационные приборы изготовлены из магнитостойких стальных сплавов; медные эластичные элементы используются во многих инструментах.

  1. Свинец

С изобретением огнестрельного оружия на изготовление пуль, пистолетов и картечи для артиллерии расходуется много свинца. Свинец – тяжёлый металл, у него высокая плотность. Именно это обстоятельство послужило причиной массового использования свинца в огнестрельном оружии. И сейчас пули отливают из свинца, лишь оболочку их делают из других, более твёрдых металлов.

Любая добавка к свинцу увеличивает его твёрдость. Из свинца отливается дробь, пули для оружия, винтовок, пистолетов. Свинец не раз решал исход грандиозных баталий, за что его стали называть «смертоносным» металлом.

  1. Алюминий

Алюминий всем знаком!
Нам исправно служит он.
Втрое он полегче стали.

Главное достоинство этого металла – его лёгкость, отчего его прозвали крылатым. Алюминий сделал советскую военную авиацию лёгкой, быстрой, надёжной. Из него изготавливают не только обшивку самолётов, детали двигателей, винты и шасси, но и заклёпки. Число таких заклёпок на истребителе военного времени доходит до 100-200 тысяч штук, а на бомбардировщике – до миллиона.

  1. Магний

А я – металл космического века,
Недавно стал на службу человеку.
Хоть в технике я молодой метал,
Но славу я себе завоевал.
Я жаропрочен и теплопроводен,
И в атомных реакторах пригоден,
А в сплавах с алюминием, титаном
Я нужен как горючее ракет,
По лёгкости мне в сплавах равных нет.

Свойство магния гореть белым ослепительным пламенем широко используется в военной технике для изготовления осветительных и сигнальных ракет, трассирующих пуль и снарядов, зажигательных бомб.

На основе магния и алюминия изготавливаются прочные, сверхлёгкие сплавы для самолётостроения. Большая часть добываемого магния используется для производства магниевых конструкционных сплавов, востребованных в авиационной промышленности, в приборостроении. Магниевые сплавы отличаются лёгкостью, прочностью, высокой удельной жёсткостью, хорошей обрабатываемостью. Они немагнитны, отлично отводят тепло, обладают в 20 раз большей устойчивостью к вибрации, чем легированная сталь.

Стихотворение автора Лисенко Анны:

Солдату больно не бывает,
А если больно – не беда.
И слёзы он всегда скрывает,
И не покажет никогда,

Как страшно или очень плохо,
Как хочет он туда… домой,
Как хочет он к любимой маме
Или к семье своей родной.

Он защищает край родимый,
Он бьётся из последних сил.
Не забывайте вы солдата,
Который защищает мир!

(Песня «Закаты алые», сл. Н. Осошник, муз. В. Осошника)

 

Удивление средой

Третьим источником удивления, является удивление обучающей средой.

А вы знаете, что металлы – не только борьба, война, разрушения? Металлы – это также средства созидания.

В человеческом организме можно найти всю периодическую систему Д.И. Менделеева.И пускай многие считают, что найди слиток золота – и ты богат, но мы точно знаем: наш организм это и есть клад, дарованный нам природой. Жизнь без металлов невозможна.

(Ребятам было предложено самостоятельно подготовить небольшие сообщения)

  1. Железо

Железо имеет огромное значение в нашем организме: оно является важным микроэлементом, принимает участие в кроветворении, входит в состав более 100 ферментов. Является составной частью гемоглобина.

Обойдите всю планету –
Без железа жизни нет!
Есть в крови у нас железо –
Потому и красный цвет.

Окисляется железо,
Забирает кислород,
И затем, с потоком крови,
К каждой клеточке несёт.

Кислород, отдав железо,
Углекислый газ берёт
И в движении по кругу
Снова в лёгкие идёт!

  1. Медь

Биологическая роль: является составной частью ферментов; стимулирует кроветворные функции костного мозга; необходима для правильного обмена витаминов групп А, В, С, Е, Р; необходима для процессов развития и роста, пигментации кожи и волос.

Токсическое действие: при недостатке развивается деструкция кровеносных сосудов; приводит к заболеваниям костной системы и эндемического зоба; при избытке происходит накопление меди в печени и мозге.

  1. Свинец

В организме человека содержится около 2 мг свинца, в этом количестве он стимулирует процессы роста и регенерации тканей, участвует в кальциевом обмене, регулирует уровень гемоглобина в крови. Свинец может оказывать отравляющее воздействие на множество систем организма. И особенно опасен для маленьких детей и женщин репродуктивного возраста. 10 г свинца считается смертельной дозой.

  1. Алюминий

Повышенное содержание алюминия в крови вызывает возбуждение центральной нервной системы, а пониженное – торможение. При его избытке нарушается минеральный обмен. Поскольку алюминий обладает нейротоксическим действием, то при избытке нарушается двигательная активность, возможны судороги, ослабление памяти, нарушение психомоторных реакций у детей, неврологические расстройства, заболевания печени и почек. Высокое содержание алюминия обнаружено в клетках головного мозга у людей, страдающих болезнью Альцгеймера (старческое слабоумие). Избыток алюминия накапливается в волосах. Его токсическая доза 5 г.

  1. Магний

Принимает участие в регуляции деятельности нервной системы, органов пищеварения. Влияет на рост костей. Недостаток магния в организме вызывает мышечные судороги, наблюдается остановка роста конечностей. При нарушении магниево-кальциевого равновесия развивается рахит. Входит в состав некоторых ферментов, белого и серого вещества головного мозга. Недостаток магния в организме повышает предрасположенность к инфарктам и переутомлениям.

 

Удивление собственными силами

Четвёртым источником удивления является удивление собственными силами.

Мы сегодня с вами проведём демонстрацию опыта – символический салют в честь тех, кто куёт победу на полях сражений.

Демонстрация опыта «Трёхцветное воздушное мороженое». Для этого понадобится: перекись водорода 30% – 50 мл., моющее средство «Fairy» – 2 ст. ложки, краситель пищевой, иодид калия – 2 гр.

(Дети и гости вместе демонстрируют опыт)

 

Выводы

Удивлять можно на любых предметах, которые содержат немало тайн и открытий. И закончить наш мастер-класс хочется словами: «Химия и биология – это удивление, а через удивление познаётся мир».

 

Рефлексия

В заключение просим вас оценить наш мастер-класс. Если вы узнали что-то новое и решили использовать представленный материал в своей работе, поднимите «солнышко». Если вам было всё знакомо, и вы уже используете этот материал в своей работе, поднимите «облако».