Знакомство с полевой ромашкой
Целевая прогулка с детьми старшей группы на поле
Лариса Ивановна АРЗАМАСКИНА, воспитатель МКДОУ Детский сад «Теремок», р.п. Языково, Карсунский район, Ульяновская область
Цели:
- закрепить умение детей находить общее и различное в разных видах растений, знакомя с разными видами ромашек (садовая и полевая);
- формировать ценностное отношение к любому проявлению жизни, пониманию огромной важности растений в жизни людей и насекомых.
Материал: иллюстрации ромашки полевой и садовой, эко-знаки, цветные мелки на каждого ребёнка.
Предварительная работа: знакомство с макетом «Поле», рассматривание иллюстраций с изображением поля распаханного и с цветущими травянистыми растениями.
Ход прогулки
(Занятие начинает полевая Мышка-норушка)
Мышка: Добрый день, ребята. Вы меня узнали?
Правильно я мышка, но не простая, а полевая.
Дети: А почему полевая?
Мышка: Да потому, что живу в поле. Ребята, попробуйте угадать, о каком растении я загадаю вам загадку.
Стоят в поле сестрички:
Жёлтый глазок, белые реснички.
Дети: Это ромашка.
Воспитатель: Я тоже хочу вам загадать загадку.
На лугу растёт кудряшка –
Белая рубашка,
Сердечко золотое.
Что это такое?
Дети: Ромашка.
Мышка: Дети, а вы видели хоть раз живую ромашку? Где она росла?
Дети: На даче, на лугу, в поле, на клумбе.
Мышка: Ой-ой, вы меня запутали.
Воспитатель: Мышка, просто ромашки бывают садовыми и полевыми.
(Показывает картинку)
Мышка: Как это понять: садовая ромашка?
Воспитатель: Ребята, давайте объясним. Садовая ромашка растёт…
Дети: В саду, на клумбе.
Воспитатель: За ней ухаживают…
Дети: Люди.
Воспитатель: Как ухаживают за ромашкой?
Дети: Поливают, рыхлят почву, берегут от вредителей.
Воспитатель: И садовая ромашка поэтому растёт крупная, на высоком стебле. Чтобы ромашка выросла такой высокой и красивой, человеку приходится немало потрудиться и долго ухаживать за ней.
Мышка: Я живу в поле, знаю только про пшеницу, потому что я её на зиму запасаю, а про полевую ромашку я ничего не знаю. Расскажите мне про неё.
Воспитатель: Я предлагаю не рассказать, а пойти на поляну и показать мышке это растение, согласны?
Кто уже из далека заметил ромашку? Как вы догадались, что это ромашка, а не ирис, роза, тюльпан?
Дети: По жёлтой серединке и белым ресничкам.
Мышка: Так какая же разница между полевой и садовой ромашкой? Опять вы меня запутали!
Воспитатель: Нет, мышка, мы тебя не путаем. Сейчас всё объясним. Ребята, подсказывайте мне. У садовой ромашки стебель высокий, а у полевой… (показывает рукой на стебель).
Дети: Низенький.
Воспитатель: У садовой ромашки цветок крупный, а у полевой…
Дети: Мелкий.
Воспитатель: У садовой ромашки на стебле один цветок, а у полевой….
Дети: Много.
Воспитатель: У полевой ромашки стебель ветвистый, а у садовой…
Дети: Прямой.
Воспитатель: Листья полевой ромашки похожи на листья укропа: тонкие и мелкие, а у садовой…
Дети: Крупные, резные.
Воспитатель: Ну что, мышка, теперь ты поняла разницу? Они хоть и похожи, но всё-таки разные.
Мышка: Да, теперь я поняла: они родственники, просто живут в разных местах. Есть у меня к вам ещё один вопрос: кто ухаживает за полевыми ромашками?
Воспитатель: Это трудный вопрос. Надо подумать. Ребята, если в саду ромашку поливают люди, то кто же польёт ромашку в поле?
Дети: Дождь.
Мышка: Молодцы, ребята, догадались.
Воспитатель: А рыхлит ли кто-нибудь почву вокруг полевой ромашки? Ведь она растёт в поле?
Дети: Нет, не рыхлит.
Воспитатель: Вот теперь и ты, мышка, и вы, дети, знаете, что за полевыми растениями люди не ухаживают. Полевые растения растут без помощи человека. Им помогает согреться солнце, подрасти и не погибнуть – дождь, а разбрасывает семена ветер. Это умные растения. И очень важно, чтобы люди их берегли, не рвали, не вытаптывали. Послушайте стихотворение:
«Цветок»
Цветок на лугу я сорвал на бегу.
Сорвал, а зачем – объяснить не могу.
В стакане он день простоял – и завял,
А сколько бы он на лугу простоял?
(В. Викторов)
Воспитатель: Правильно ли поступают взрослые и дети, которые рвут растения?
Дети: Нет, не правильно.
Воспитатель: Конечно, неправильно. Ведь чем больше растений, тем чище воздух и легче дышать, тем краше наше планета Земля, тем больше пользы для насекомых и птиц, зверей.
Мышка: Так как же помочь растениям?
Воспитатель: Не рвите, не ломайте, а лишь смотрите на них и радуйтесь их красоте. Поле – это их дом. В этот дом мы будем заходить лишь для того, чтобы поздороваться с полевыми растениями.
А теперь я предлагаю нарисовать мелками на асфальтовой дорожке своё растение – полевую или садовую ромашку, придумать ей ласковое имя.
(Дети рисуют мелками на асфальте)