Знакомство с полевой ромашкой

Целевая прогулка с детьми старшей группы на поле

Лариса Ивановна АРЗАМАСКИНА, воспитатель МКДОУ Детский сад «Теремок», р.п. Языково, Карсунский район, Ульяновская область


 

Цели:

  • закрепить умение детей находить общее и различное в разных видах растений, знакомя с разными видами ромашек (садовая и полевая);
  • формировать ценностное отношение к любому проявлению жизни, пониманию огромной важности растений в жизни людей и насекомых.

Материал: иллюстрации ромашки полевой и садовой, эко-знаки, цветные мелки на каждого ребёнка.

Предварительная работа: знакомство с макетом «Поле», рассматривание иллюстраций с изображением поля распаханного и с цветущими травянистыми растениями.

 

Ход прогулки

(Занятие начинает полевая Мышка-норушка)

Мышка: Добрый день, ребята. Вы меня узнали?

Правильно я мышка, но не простая, а полевая.

Дети: А почему полевая?

Мышка: Да потому, что живу в поле. Ребята, попробуйте угадать, о каком растении я загадаю вам загадку.

Стоят в поле сестрички:
Жёлтый глазок, белые реснички.

Дети: Это ромашка.

Воспитатель: Я тоже хочу вам загадать загадку.

На лугу растёт кудряшка –
Белая рубашка,
Сердечко золотое.
Что это такое?

Дети: Ромашка.

Мышка: Дети, а вы видели хоть раз живую ромашку? Где она росла?

Дети: На даче, на лугу, в поле, на клумбе.

Мышка: Ой-ой, вы меня запутали.

Воспитатель: Мышка, просто ромашки бывают садовыми и полевыми.

(Показывает картинку)

Мышка: Как это понять: садовая ромашка?

Воспитатель: Ребята, давайте объясним. Садовая ромашка растёт…

Дети: В саду, на клумбе.

Воспитатель: За ней ухаживают…

Дети: Люди.

Воспитатель: Как ухаживают за ромашкой?

Дети: Поливают, рыхлят почву, берегут от вредителей.

Воспитатель: И садовая ромашка поэтому растёт крупная, на высоком стебле. Чтобы ромашка выросла такой высокой и красивой, человеку приходится немало потрудиться и долго ухаживать за ней.

Мышка: Я живу в поле, знаю только про пшеницу, потому что я её на зиму запасаю, а про полевую ромашку я ничего не знаю. Расскажите мне про неё.

Воспитатель: Я предлагаю не рассказать, а пойти на поляну и показать мышке это растение, согласны?

Кто уже из далека заметил ромашку? Как вы догадались, что это ромашка, а не ирис, роза, тюльпан?

Дети: По жёлтой серединке и белым ресничкам.

Мышка: Так какая же разница между полевой и садовой ромашкой? Опять вы меня запутали!

Воспитатель: Нет, мышка, мы тебя не путаем. Сейчас всё объясним. Ребята, подсказывайте мне. У садовой ромашки стебель высокий, а у полевой… (показывает рукой на стебель).

Дети: Низенький.

Воспитатель: У садовой ромашки цветок крупный, а у полевой…

Дети: Мелкий.

Воспитатель: У садовой ромашки на стебле один цветок, а у полевой….

Дети: Много.

Воспитатель: У полевой ромашки стебель ветвистый, а у садовой…

Дети: Прямой.

Воспитатель: Листья полевой ромашки похожи на листья укропа: тонкие и мелкие, а у садовой…

Дети: Крупные, резные.

Воспитатель: Ну что, мышка, теперь ты поняла разницу? Они хоть и похожи, но всё-таки разные.

Мышка: Да, теперь я поняла: они родственники, просто живут в разных местах. Есть у меня к вам ещё один вопрос: кто ухаживает за полевыми ромашками?

Воспитатель: Это трудный вопрос. Надо подумать. Ребята, если в саду ромашку поливают люди, то кто же польёт ромашку в поле?

Дети: Дождь.

Мышка: Молодцы, ребята, догадались.

Воспитатель: А рыхлит ли кто-нибудь почву вокруг полевой ромашки? Ведь она растёт в поле?

Дети: Нет, не рыхлит.

Воспитатель: Вот теперь и ты, мышка, и вы, дети, знаете, что за полевыми растениями люди не ухаживают. Полевые растения растут без помощи человека. Им помогает согреться солнце, подрасти и не погибнуть – дождь, а разбрасывает семена ветер. Это умные растения. И очень важно, чтобы люди их берегли, не рвали, не вытаптывали. Послушайте стихотворение:

«Цветок»
Цветок на лугу я сорвал на бегу.
Сорвал, а зачем – объяснить не могу.
В стакане он день простоял – и завял,
А сколько бы он на лугу простоял?
(В. Викторов)

Воспитатель: Правильно ли поступают взрослые и дети, которые рвут растения?

Дети: Нет, не правильно.

Воспитатель: Конечно, неправильно. Ведь чем больше растений, тем чище воздух и легче дышать, тем краше наше планета Земля, тем больше пользы для насекомых и птиц, зверей.

Мышка: Так как же помочь растениям?

Воспитатель: Не рвите, не ломайте, а лишь смотрите на них и радуйтесь их красоте. Поле – это их дом. В этот дом мы будем заходить лишь для того, чтобы поздороваться с полевыми растениями.

А теперь я предлагаю нарисовать мелками на асфальтовой дорожке своё растение – полевую или садовую ромашку, придумать ей ласковое имя.

(Дети рисуют мелками на асфальте)