Выживет ли педагог в мире творческого разрушения?

Эссе преподавателя Дона Веттрика о том, что такое креативная деструкция и как она меняет представление об обучении

Дон Ветрик

Старое уходит в небытие — новое захватывает рынки и делает своих создателей миллионерами: так, грубо говоря, работает творческое/креативное/созидательное разрушение. В 60-х на смену громоздким ЭВМ пришли персональные компьютеры, упростив повседневную работу — и забрав себе немало обязанностей работника. В 90-е все принимали сообщения на пейджер, сегодня же упоминание этого гаджета в лучшем случае вызовет ностальгию, в худшем — полнейшее непонимание: о чём вообще идёт речь? А буквально на наших глазах Amazon, предлагающий товары на любой вкус и кошелёк, поглощает офлайн-магазины, отправляя их в нокаут банкротства.

Творческое разрушение проникает во все сферы жизни, и образование не стало исключением, несмотря на то, что многие винят его в консервативности. О том, сможет ли педагог выжить в мире креативной деструкции, рассказывает в своём эссе американский преподаватель Дон Веттрик.

А ваша работа в безопасности? Стивен Дабнер и Стивен Левитт, авторы «Фрикономики», в одном из своих подкастов задались этим вопросом, размышляя о том, как много людей оставили свои рабочие места под натиском усовершенствованных технологий. Философы пытались понять, как и почему многие специальности и даже целые отрасли сегодня исчезают.

Ответ — в процессе под названием «креативное разрушение». Впервые оно было употреблено социологом Вернером Зомбартом. В книге «Война и капитализм» он расшифровал его как «процесс индустриальной мутации, который непрерывно реконструирует экономическую структуру изнутри, разрушая старую структуру и создавая новую».

Подумайте, сколько раз в день вы имеете дело с компьютерами, а не с живыми людьми, оплачивая счета или совершая покупки. Сокращение подступает к нам со всех сторон. И это сподвигло меня задуматься о моей профессии преподавателя.

Два моих профессиональных увлечения — это обучение и инновации. Я одержим поиском решений, которые бросают вызов и расширяют возможности студентов, а не только способствуют потреблению информации ради оценки.

Сегодня образованию доступно большое количество технологических инструментов, которые ранее даже нельзя было вообразить. У нас есть отличные приложения — например, Skype и Google Hangouts для постоянного взаимодействия, сотни образовательных игр для обучения, а также видео и блоги на YouTube для получения и распространения знаний.

Я предлагаю студентам использовать все эти инструменты, чтобы обмениваться интересными темами и предлагать новые идеи. Используя технологии, они учатся самостоятельно или в небольших группах, часто без моего руководства. Потому-то некоторых преподавателей и страшит вопрос: «Не заменят ли нас технологии?».

Ответ зависит от того, как мы трактуем такие понятия, как «образование», «обучение» и «инновации». Мы обречены, если роль учителя заключается в том, чтобы следить за тем, как студенты выучивают материал. Изучение фактов может происходить в любое время и в любом месте, и ученикам больше не обязательно ходить в школу, чтобы их получить. Концепция «перевёрнутого обучения» (модель, при которой теоретический материал осваивается дома, а в классе занимаются практикой; подробнее можно почитать в статье) лишь подтверждает это.

Смысл «переворачивания», на мой взгляд, заключается в том, чтобы двигаться от потребления в сторону производства. Образовательные игры и приложения — это хорошо, но что происходит после того, как наши студенты получают новую информацию, выигрывают игру или просматривают видео? Знание было концом путешествия? Или это лишь начало для чего-то более значимого?
 
Есть ли конструктив в креативной деструкции?
Вокруг технологий и неограниченного доступа к информации строится немало опасений: не отнимут ли они работу у учителя? Однако если знание — лишь начальная точка, преимущества должны быть как у обучаемых, так и у обучающих. Стоит помнить о том, что креативная деструкция меняет наши профессиональные роли, поскольку технологии создают новые отрасли. Инновации эксплуатируют творчество, создавая новые решения. Переосмысливая наши функции, ставя новые вопросы и пересматривая свои цели, мы используем инновации для того, чтобы создавать нечто усовершенствованное — или даже совершенное. Так давайте поразмышляем над следующими вопросами:
* Какова роль учителя в условиях постоянно меняющейся экономики?
* Хотим ли мы готовить детей к жизни, не ограниченной школьными стенами?
* Если да, то как мы можем объяснить «фабричную модель» класса, в то время как сегодня осталась в живых лишь малая часть рабочих специальностей?
* Мы ставим в приоритет запоминание фактов и дат? Или же мы ожидаем, что наши ученики, вооружённые знаниями, будут готовы предлагать решения и справляться с проблемами? Не это ли даёт им возможность, оправившись от провалов неудач, идти дальше и продолжать поиск?
 
Инновации = полномочия
Эти вопросы должны проверить на прочность не только профессиональную актуальность педагога, но и политику в области образования в принципе. Мы больше не можем сохранять статус-кво в обучении. Наша постоянно меняющаяся экономика требует, чтобы мы готовили учеников-новаторов. Не стоит впадать в панику, однако необходимо признать, что разрыв между подготовкой кадров и потребностями современного мира рано или поздно обернётся кризисом. Образование — это пока ещё выпадающее звено, но в будущем оно должно помочь избежать кризиса.

Если школьная система готова открыться переменам, это позволит не только учителю сохранить профессию, но и ученикам — быть востребованными. Потребление знаний ради хорошей оценки отныне бесполезно. Мы должны предоставить учащимся инструменты, с помощью которых они могут экспериментировать, создавать проекты и тестировать их. Мы должны поощрять не само знание, а то, как его используют, чтобы придумывать, обновлять и производить — это и есть будущее.
 
Учителя никогда не устареют
Величайшим неисчерпаемым ресурсом каждой страны являются идеи наших студентов. Вооружая их технологиями, мы даём им ключ к неограниченному потенциалу. В наших силах превратить школу в фабрику идей — если, конечно, у нас будет на это время, средства и, самое главное, готовность испробовать нечто кардинально новое.
Хватит ли чиновникам от образования и политикам смелости сопутствовать этим переменам? Или же мы снова и снова будем ориентироваться на то, что скажет стандартизованный тест? Я верю, что технологии никогда не заменят учителей — зато дадут возможность ученикам менять мир.
 
Быть счастливым, разрушая
Веттрик завершает своё эссе не просто на позитивной, но на вдохновляющей ноте: творческая деструкция даёт нам оружие, которое изменит мир.
И он не одинок: так, например, экономист Ангус Дитон уверен, что креативное разрушение увеличивает уровень благополучия. Совместно с коллегами он провёл исследование, которое привело к поразительным выводам: оказывается, жители городов с большей текучкой кадров и, соответственно, с большей степенью творческого разрушения более счастливы.
Такие люди склонны считать, что в будущем у них будет более высокий уровень благополучия; Дитон объясняет это тем, что они ощущают себя на пороге глобальных изменений, чувствуя себя вовлечёнными в контекст современности, как бы становясь частью великих свершений.

Конечно, потеря работы вряд ли способна поднять настроение, однако, если при этом человек знает, что у него есть социальное пособие и возможность получить новую специальность, открывающую горизонты для лучшей жизни, он будет уверен в завтрашнем дне. Сегодня горизонтальная мобильность ценится молодыми людьми не меньше, чем вертикальная, потому как ассоциируется с опытом и разнообразием.
И пусть прозвучит банально, но технологии не плохи и не хороши: это лишь средство, а как мы будем его использовать, — помогать нуждающимся или уничтожать себе подобных — решать нам.

Анастасия Коврижкина