Важность гуманитарных предметов в школе: мнения экспертов образования

В столице проходит масштабный педагогический форум, который собирает на своей площадке ведущих специалистов сферы образования и ИТ. На форуме уже выступили гендиректор «Яндекса» в России Елена Бунина, замруководителя департамента образования и науки города Москвы Наталия Киселева, ректор Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина Маргарита Русецкая (подробнее о ее выступлении читайте в нашей статье), руководитель по международному сотрудничеству отдела образования за рубежом Министерства образования и профессиональной подготовки Испании Хосе Аурелио Льянеса Вильянуэва и многие другие. Спикеры собираются виртуально, это позволяет расширить географию приглашенных: к трансляциям только за первую неделю подключились свыше 18 тысяч российских педагогов. Сегодня мы подводим итоги гуманитарной недели московского педфорума. 

Мы выбрали максимально нестандартные подходы к работе и, несмотря на то, что наша неделя проходит также в дистанционном формате, мы, вопреки всем опасениям, что технически это непросто, постарались сделать все нетрадиционно. Это и мозговой штурм, и экспертное интервью, и спикер-сеты, и круглые столы. Максимально широкий круг форматов, в которых можно было бы комфортно поговорить о таких серьезных вопросах, как современное преподавание русского языка, литературы и иностранных языков, – рассказал о форуме Андрей Зинин, директор Городского методического центра Москвы.

Расширять языковые границы

На форуме руководитель по международному сотрудничеству отдела образования за рубежом Министерства образования и профессиональной подготовки Испании Хосе Аурелио Льянеса Вильянуэва рассказал о совместных проектах с департаментом образования и науки Москвы, а также о перспективах взаимодействия.

Недавно между ведомствами был подписан меморандум о сотрудничестве. С момента подписания соглашения была запущена совместная программа профессиональной переподготовки «Преподавание испанского языка» с получением квалификации «учитель испанского языка». Сейчас в этой программе принимают участие более 50 педагогов столицы. Первая группа учителей, преподающих иностранный язык и другие предметы в школе, закончит обучение в конце 2021 года. Важно отметить, что программа предполагает обучение испанскому с 0 и до уровня В2. Углубленно изучение языка реализуется испанской стороной, что дает возможность педагогам получить ценный практический опыт. Программа бесплатная, и принять в ней участие может каждый учитель.

Мы можем поистине гордиться активным и глубоким взаимодействием с системой образования Москвы. Мы очень довольны высоким уровнем совместной работы, которого удалось достичь, а также уровнем высокого интереса к испанскому языку со стороны образовательных организаций, детей и семей города Москвы, – прокомментировал руководитель по международному сотрудничеству отдела образования за рубежом Министерства образования и профессиональной подготовки Испании Хосе Аурелио Льянеса Вильянуэва.

Участники программы уже демонстрируют свои успехи: активно публикуют материалы по испанскому языку в МЭШ, участвуют в Клубе молодых учителей испанского языка, а некоторые начали вести занятия в рамках дополнительного образования в своих школах. Программа не имеет аналогов не только в России, но и в мире.

Обе стороны, реализующие программу, довольны промежуточными результатами, а учителя, проходящие обучение, отмечают практическую значимость курса.

Развивать soft skills и эмоциональный интеллект

О главных качествах, определяющих успех человека на современном рынке труда, в том числе и на руководящих должностях, говорила во время своего выступления и Вероника Загиева, консультант в области корпоративного управления. Речь шла и о том, какую огромную роль играют так называемые soft skills для подготовки востребованных специалистов.

За последние 10–15 лет понятие «творческая команда» очень изменилось. Во-первых, значительно увеличилась доля командной работы во всех направлениях рынка труда; во-вторых, творческое начало в большей степени ассоциируется именно с работой целого коллектива, а не с одним человеком, как было раньше, – отметила спикер.

По словам Вероники Загиевой, эмоциональный интеллект, навыки общения можно развить в любом возрасте, но лучше начинать это делать как можно раньше. Именно на формирование этих навыков направлен такой проект Городского методического центра, как Soft skills 2035, в рамках которого профессиональные коучи и наставники проводят мастер-классы, обучающие вебинары, консультации для московских школьников. Также проводится чемпионат по триатлону лидерских навыков Soft skills 2035, где ведущие российские компании и рекрутинговые агентства во время испытаний оценивают тех, кто уже сегодня умеет достигать высоких результатов, мотивирует себя и команду на достижение целей, создает яркие идеи и управляет своими эмоциями.

Быть новатором в образовании

В ходе экспертного интервью ведущие директоры московских школ обсудили вопрос эффективного лидерства в педагогическом коллективе.

По мнению участников, современный руководитель школы должен обладать талантом управленца и при этом живо интересоваться образовательным процессом.

Действительно, нередко профессионалы из других областей становятся настоящими новаторами в педагогической сфере. У них больше активного любопытства. Есть воля к реализации. Они готовы к нестандартным решениям. Само по себе педагогическое образование или даже опыт, на мой взгляд, не могут гарантировать эффективного управления, но все-таки я считаю, что получить базовые знания в области возрастной психологии, физиологии ребенка, знать основные методики преподавания очень важно. И еще необходимо понимать вехи развития педагогической мысли. Так как директор школы в своей ежедневной деятельности решает педагогические задачи, получить такое образование важно. Речь о том, чтобы стремиться сохранить педагогические ценности, жить в них и решать эти задачи правильно, – отметила Татьяна Архипова, директор школы №2123 им. Мигеля Эрнандеса.

Архипова напомнила коллегам, что в Москве для директоров организовано множество курсов и тренингов для повышения квалификации. В их числе и Московский центр развития кадрового потенциала образования (МЦРКПО), который создал площадку для обмена опытом управленцев со всей России. По словам спикера, проект «Взаимообучение городов» позволяет директорам школ и их заместителям обмениваться опытом с региональными коллегами. Кроме того, МЦРКПО ежемесячно организовывает множество бесплатных вебинаров для повышения квалификации.

Учитель немного актер

Ректор театрального училища им. Бориса Щукина Евгений Князев во время интерактивного интервью «Актерское мастерство в профессии учителя» признался, что лично для него слово «учитель» наполнено высоким смыслом.

Слово звучащее, слово произносимое, слово имеет огромную силу, которую мы даже иногда не можем осознать, оценить. С помощью слова можем вдохновиться на подвиги. Словом можно и войну развязать, и сделать человека другим на всю жизнь. Словом должны владеть не только учителя русского языка, которому посвящен наш форум, но и учителя всех предметов. Давайте разговаривать на хорошем русском языке, учиться русскому языку, доносить свои мысли до других, и от этого мы воспитаем совершенно замечательное поколение, которым мы будем гордиться, – сказал Евгений Князев, приветствуя участников форума.

Кто такой учитель? Эксперт убежден, что это в некоторой степени артист, который приходит в класс и должен увлечь учеников, чтобы им стало интересно.

У департамента образования и науки Москвы немало совместных проектов с театральным училищем, которое возглавляет Евгений Князев. Например, с 2013 года Городской методический центр организует и проводит совместно с Театральным институтом им. Б. Щукина городской конкурс чтецов «О великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!», масштабный фестиваль-конкурс «Театральный олимп». Интересной инициативой последнего времени стали курсы повышения квалификации для педагогических работников государственных общеобразовательных организаций департамента образования и науки города Москвы по программе «Мастерство учителя» в объеме 72 академических часов. Курсы с успехом окончили и победители профессиональных конкурсов «Учителя года Москвы» и «Молодые педагоги – московскому образованию».

Программа Московского педагогического форума размещена на сайте «Школа большого города». Записи трансляций доступны на Московском образовательном телеканале в разделе «Первый Московский педагогический форум».

Материал предоставлен департаментом образования и науки города Москвы.


Источник