Урок «на одном дыхании»

Категории: Статьи

Тэги: ,,

Или как избавиться от скуки на уроке

В вашей практике бывали уроки, на которых в классе царило уныние? Безусловно, мы всегда мечтаем об уроках «на одном дыхании»… Но как это сделать? Педагогическое сообщество уже давно пришло к выводу, что современный урок тот, где учитель большей частью молчит, а ученик говорит. Безусловно, возражений нет. Однако на деле всё не так просто.
И сегодня нередки случаи, когда учитель говорит на уроке более половины времени урока. И дело не столько в том, что он не хочет большей активности учащихся. Зачастую у него не получается это сделать.
 
Как сократить время говорения учителя?

Сокращение времени требует тщательной подготовки, разумного планирования сценария урока. Учитель должен продумать такую структуру, при которой речь учеников разумно впишется в урок. Ниже можно ознакомиться с вариантами организации говорения учеников.
 
1. Задавайте открытые вопросы
Речь учителя, его формулировка вопросов показывает учащимся, насколько учитель ценит их мнение, их размышления. К сожалению, часто учитель задаёт вопросы, которые просто проверяют знания учащихся. Учитель заранее ждёт известного ему ответа, порой хваля ученика за простые ответы по репродукции знаний.
Другое дело, когда учитель задаёт вопросы, побуждающие учеников к размышлению, к неоднозначным ответам. Задавайте своим ученикам такие вопросы, и вам будет любопытно узнать мнения учащихся, их свежие взгляды на поднятую вами проблему. И вас больше будет радовать не правильный ответ, а сам процесс ученического познания.
Открытые вопросы позволяют учащимся присоединиться к дискуссии, высказаться в поддержку своего одноклассника или, наоборот, не согласиться с ним. Конечно, здесь очень важно, чтобы ученики не видели в учителе некоего «хранителя знаний». В таком случае они будут стараться угодить учителю своими ответами. Важно так задавать вопросы, чтобы ученики могли рисковать, высказывать самые необычные суждения.

2. Избегайте упрощения
Отвечаете ли вы на каждый ученический ответ или ученики отвечают и взаимодействуют друг с другом? Одна из главных проблем, с которой сталкивается учитель, когда организует педагогическое общение в классе, — это стремление оставаться в центре событий или тут же оценивать ответы учеников в режиме реального времени. Ученики привыкли видеть своих учителей в качестве экспертов в классе и будут пытаться угадать, что ждёт учитель в ответ.
Стремление полностью контролировать ситуацию снова приведёт к рутине, может затормозить стремление учеников к размышлениям. Количество участников дискуссии резко сократится. Учитель должен завести за правило, что оценивать, отвечать на реплики, не соглашаться, дополнять своих одноклассников должны сами ученики. Учитель может помочь лишь в одном. Предложить ученикам начинать вступление в дискуссию со слов: «Я хочу дополнить ответ …», «Я согласен, потому что …», «Я могу возразить…». Напишите эти подсказки на ватманском листе или прямо на доске. Впоследствии такое вступление в дискуссию станет для учеников привычкой.
 
3. Не торопитесь! Умейте держать паузу
Очень важно не торопиться к обсуждению после того, как учитель задал вопрос. Необходимо дать ученикам несколько секунд на размышления. Такую же паузу необходимо держать и после ответа ученика. Эта пауза ещё важнее. Потому что зачастую высказывание ученика может поставить в тупик не только его одноклассников, но даже и вас. И, конечно же, ученики должны уметь слышать и слушать своих товарищей. Лишь активное прослушивание позволит аргументировано высказать своё мнение или согласиться с ответом товарища. Поэтому помимо перечисленных начал ученических предложений полезно и такое: «Мой товарищ говорил о…»
 
4. Не забывайте о старом Сократовском способе
Более 2500 лет назад Сократ наглядно показал, что вовлечение учеников в беседу гораздо эффективнее, чем самая содержательная лекция. Сократ как учитель утверждал, что «ничего не знает, не понимает», и организовывал диалоги, где ученики начинали играть роль учителя. В разговоре с Сократом ученики совершали большой интеллектуальный рывок, рассуждая над вопросами своего учителя и приходя к самостоятельным выводам.

Лукас Ричардсон, учитель из США, представляет своё оригинальное представление сократовского метода. Класс делится на две группы и формирует два круга — узкий и широкий. Одна группа проводит дискуссию под руководством одного из учеников по заявленной теме. Я бы предложил руководить дискуссией не самым сильным ученикам. Так ученику в роли учителя легче исполнять роль Фомы-неверующего.

Другая группа наблюдает за обсуждением и отслеживает направление дискуссии. Через определенное время группы меняются ролями. Новая группа, где организовано обсуждение, подводит итоги, высказывает мнение, кто из участников в первой группе более близок к истине, чьё мнение им импонирует. Другая группа должна будет готова к резюме, к возражениям.
Роль учителя — пассивная, он — хранитель времени, ориентирует при необходимости направление дискуссии.
 
5. Собирайте темы микро-дискуссий
Перед началом учебного года накапливайте темы для организации дискуссий. Они должны быть острыми, без однозначных ответов, побуждать к размышлениям и спорам. Даже провоцировать. К примеру:

  • «20 век был веком борьбы идеологий. 21 век стал веком борьбы империй»
  • «Человеческая цивилизация занесена из космоса»
  • «Нужны ли школе перемены» и т.д.

6. Проверяйте себя!
Хорошо бы посмотреть на себя со стороны. Иногда нам кажется, что мы очень хорошо организовали говорение учащихся, дискуссию. А на самом деле, сколько минут на уроке мы говорили? Как задавали вопросы? Как мы подвели итоги дискуссии?
Запишите несколько уроков на видео. Их просмотр поможет вам разобраться в истинном положении дел.

  • Как учитель организовывал дискуссию?
  • Какова активность учеников?
  • Каков процент пассивных созерцателей?

Учиться никогда не поздно. Такие видеозаписи помогут быстрее избавиться от своих недочётов.

Георгий Аствацатуров