У педагогов есть своя Нобелевская премия

5 историй учителей, которые её получили
А в прошлому году в финале участвовала учительница из Москвы!

«Хороший учитель вдохновляет и меняет не только жизнь ребёнка к лучшему, но и людей вокруг. Ваша работа — пример для учителей по всему миру», — говорил принц Уильям, обращаясь к финалистам конкурса Global teacher prize. Это учительская премия мира, которую прозвали «Нобелевкой для педагогов».

В 2014 году её основал арабский миллиардер Санни Варки вместе с благотворительной организацией Varkey Foundation, чтобы поднять престиж профессии учителя. Варки управляет компанией GEMS Education, в которую входит больше сотни школ — от Индии до Европы.

Из учителей со всего мира жюри отбирает тех, кто разработал «инновационные способы преподавания» и влияет не только на своих учеников, но и на общество. В прошлом году в шорт-лист вошли учителя из Великобритании, Пакистана, Кении, США, Японии, Финляндии, Австралии и Индии. А одним из финалистов конкурса стала учительница из России — Наталья Киселёва. Она преподаёт математику в одной из школ Москвы по авторскому методу «математические уроки через активность».

Лауреат премии Global teacher prize получает 1 миллион долларов. По условиям он потом должен продолжить преподавать в той же самой школе – не меньше пяти лет. А пока — истории пяти её победителей.

2015 год — Нэнси Этвелл, штат МЭН, США

Нэнси Этвелл обожала книги и мечтала преподавать детям английский язык и литературу. Она устроилась в школу в западном Нью-Йорке в надежде, что её ученики полюбят любить читать как минимум так же, как она. Но этого не случилось: восьмиклассникам было наплевать на школьную программу, а её «авторские методы» не работали. Тогда Нэнси переехала в маленький городок Эджком, в штате Мэн, где открыла свой образовательный центр Center for Teaching and Learning. Там она пришла к простому выводу: дети сами знают, что они хотят читать, не нужно на них давить, заставлять и проверять их знания бесконечными контрольными. По мнению Этвелл, из-за новых требований учителя превратились в машины, которые натаскивают детей на тесты.

В Center for Teaching and Learning учатся около 80 детей, с 1 по 8 класс. Эта школа не похожа на остальные учебные заведения Америки: тесты здесь запрещены, классы меньше обычных и в каждом есть своя библиотека. Вместо проверочных контрольных дети что-то изобретают и экспериментируют. В школе отмечают все религиозные и светские праздники мира — от китайского Нового года до конца Рамадана. Так, они расширяют свои культурные границы. Ученики читают по 40 книг в год (есть даже список книг, которые всем советуют прочитать семиклассники и восьмиклассники). Школа Этвелл стала примером американской школы нового образца, а сама Нэнси написала девять книг для учителей.

2016 год — Ханан Аль Хруб, Палестина

Ханан Аль Хруб родилась в лагере для палестинских беженцев в Вифлееме. Из-за военных действий у неё не было возможности получить профессию переводчика, о которой она так мечтала. Девушка вышла замуж и родила пятерых детей. Однажды машину её мужа Омара, который вёз дочерей, обстреляли на границе. Израильские солдаты ранили Омара в плечо. К счастью, девочки не пострадали, но пережили сильнейший шок и получили психологическую травму. Ни Ханна, ни Омар не знали, как вернуть их к жизни, а от школы не было никакой в этом помощи.

Чтобы помогать детям оставаться детьми даже во время войны (а они видели насилие на улицах каждый день), Ханан решила стать учителем. Её лозунг в школе — «нет насилию». Она помогала школьникам справиться с внутренней агрессией и пережить психологические травмы, если они уже у них были. Ханан надевала парик клоуна и красный нос, чтобы показать детям, что мир может быть действительно безопасным и добрым. А деньги от премии она планировала потратить на строительство академии для учителей.

2017 год — Мэгги Макдоннелл, Канада

Чаще всего учителя не работают в Арктике дольше шести месяцев. Каждые полгода кто-то из педагогов уезжает из местной школы в деревню инуитов (это коренной народ Северной Америки) Саллюит в Северном Квебеке на полярном круге. Добраться до деревни можно только по воздуху, зимой температура опускается до -25. Местным жителям сложно найти работу, поэтому в деревне много семей пьяниц и наркоманов.

Мэгги Макдоннелл приехала в Саллюит из Новой Шотландии, преподаёт в школе уже семь лет. Когда Мэгги была маленькой, отец объяснил ей, что коренные народы нужно уважать, потому что это они, жители Новой Шотландии, — гости на их земле. Макдоннелл вспоминала слова отца на вручении Global teacher prize, которую она получила за то, что стремилась сделать жизнь деревенских детей гораздо лучше и выходить за рамки школы.

Мэгги использовала часть выигранных ею денег на тренировки молодых инуитов по хождению на каяках (маленькие лодки) — традиционном занятии этого народа, которое было почти забыто. Ещё она возила своих учеников и коллег на кинофестиваль в Торонто на показ документального фильма «Salluit Run Club» о клубе, который создала сама Мэгги в поддержку инуитов. Этим она спровоцировала дискуссию о положении инуитов, а её ученики лично обсудили проблему с бывшим президентом США Биллом Клинтоном.

2018 год — Андрия Зафираку, Англия

В школе Альпертон в одном из самых бедных районов Лондона учатся дети мигрантов. Условия, в которых они живут, хуже быта советской коммуналки: ванную комнату и кухню делят семь семей. Вот уже 12 лет Андрия Зафираку работает в Альпертоне учителем рисования. Ей пришлось выучить основные фразы на 35 языках, включая хинди, гуджарати и тамильский, чтобы найти подход к каждому ребёнку.

Андрия ходила по домам приезжих семей, сдружилась с ними и поняла, что школа, в которой учатся дети мигрантов, должна отличаться от обычной. Учительница придумала спортивные кружки для девочек из консервативных семей, организовала дополнительные уроки по выходным и бесплатные завтраки, заменила часть теоретических предметов практическими и целиком переработала учебную программу. Например, добавила больше творческих предметов, которые, по её мнению, помогают детям научиться мыслить самостоятельно и получить нужные социальные навыки.

Детям-мигрантам сложнее адаптироваться в европейской среде, если школы учитывают их культурную самобытность. Зафираку с этим утверждением не согласна: она считает, что сначала важно познакомить учеников с культурой их родной страны. «Помогите открыть их идентичность, культуру и историю. Покажите им, кто они такие, и у детей появится гордость за свою страну», — считает Зафираку.

2019 год — Питер Табичи, Кения

В этом году миллион долларов как лучший учитель в мире получил монах-францисканец Питер Табичи, который преподаёт в средней школе в Кении.

Питеру Табичи 36 лет. В смешанной дневной средней школе Керико в Кении, где он работает, на каждого учителя приходится по 60–70 учеников. Многие дети проходят пешком километры, чтобы попасть на занятия. 80% своего ежемесячного дохода Питер отдаёт на помощь бедным ученикам и семьям в деревне Пвани, где эта школа расположена.

Отец Питера тоже был учителем, преподавал в начальных классах. Мать умерла, когда мальчику было 11 лет. Сейчас он говорит, что его убеждения и поведение основаны на том, чему его научил отец. «Быть скромным, жизнерадостным, щедрым и богобоязненным» — так Питер говорит о принципах своей семьи.

В школе он не только преподаёт естественные науки, но и ведёт научный клуб, поддерживает межшкольные конкурсы научных проектов и основанный им же Клуб по воспитанию талантов.

Помимо основной работы, Питер и другие учителя становятся наставниками учеников, чтобы те после школы могли поступить в вуз. За 12 лет, что он преподаёт, Табичи убедился, что очень часто происхождение учеников влияет на их образ мыслей, убеждения, стремления. Он говорит, что в такой ситуации учителя обязаны выходить за рамки простого обучения в классе, превращаясь в наставников детей. Они должны консультировать, помогать двигаться вперёд, рассказывать ученикам об их возможностях, а заодно воспитывать взаимоуважение, стремление обмениваться опытом и сопереживание.

Несмотря на то, что в старшей школе, с 4-го по 8-й класс, на всех есть только один компьютер и один проектор, Табичи старается использовать в преподавании информационно-коммуникационные технологии. Он считает, что это повышает и эффективность урока, и общую результативность обучения.

Когда стало известно, что он попал в шорт-лист премии Global Teacher Prize, Табичи заявил, что выигранный миллион долларов тоже отдаст своей школе и её сообществу: «Я вложу деньги в развитие школьной компьютерной лаборатории и обеспечу хорошее подключение к интернету. Часть денег я хотел бы отдать на поддержку талантливых нуждающихся учеников, продвижение огородничества в общине деревни и выращивание культур, устойчивых к засухе».

«Быть хорошим учителем — это быть креативным, использовать технологии и современные методы. Вы должны делать больше и меньше говорить. Я считаю, что каждый ученик обладает уникальным талантом, который должен воспитывать учитель. Педагоги могут очень сильно влиять на сообщество, именно поэтому я и четверо моих коллег бесплатно помогаем ученикам с плохой успеваемостью. А по выходным я навещаю своих учеников дома, стараюсь вместе с родителями понять, почему у них есть проблемы в школе и как их решить.

Даёт ли это результат? В прошлом году несколько учеников нашей школы стали первыми в соревновании госшкол национального уровня на Кенийской ярмарке науки и техники. Команда математических наук также получила право участвовать в Международной научно-технической ярмарке INTEL-2019 в Аризоне. Сейчас мы готовимся к ней. Проект наших учеников по использованию местных растений для выработки электроэнергии в 2017 году получил награду Королевского химического общества. Эти победы мотивируют детей, дают им силы и вдохновение», — рассказывает Табичи.

Источник: mel.fm