Сингапурская математика и математика в России

Категории: Статьи

Тэги: ,

Основные различия

Сингапур – абсолютный мировой лидер по уровню знаний школьниками математики. Как они добиваются таких великолепных результатов? В этой статье мы приведем краткий обзор сингапурских методик.

Сингапурская математика в действии

Представьте, что вы заходите в третий класс как раз к началу урока математики. Учитель объявляет: «Сегодня мы с вами изучим деление столбиком». Затем вы вместе с другими учениками наблюдаете, как учитель шаг за шагом показывает необходимые действия, чтобы произвести деление столбиком.

На следующий день вы приходите в другой третий класс. Учитель дает задание: «У Вани есть несколько рублей, которые он хочет положить в несколько копилок». Он рисует на доске рубли и пять копилок. Затем учитель поясняет: «У Вани 17 рублей монетами, и он хочет поделить их поровну между пятью банками». Ученики в классе пытаются выяснить, получится ли у Вани произвести такое действие. После они высказывают свои идеи о том, что такое деление поровну, и как бы они решили подобную задачу.

В первом классе представлен типичный подход к преподаванию математики, во втором – сингапурская математика.

Философия сингапурской математики

Сингапурская математика включает в себя то же наполнение и те же знания, что и в математиках других стран. Её отличительная черта – в философии, лежащей в основе: сингапурская математика отталкивается от понимания, что без серьезной фундаментальной базы ученик не сможет успешно решить ни одного сложного творческого задания.

На практике это означает не просто изучение темы или получение навыка, а долгое их закрепление на практике. Класс не переходит к следующей теме с мыслью, что это знание или навык можно будет повторить или изучить по-новой позже. Это освобождает время на изучение большего количества тем и практики решения творческих задач.

В основе метода трехступенчатая модель, которая представляет понятие в развитии: от конкретного к абстрактному (через визуализацию) – от жизненной проблемы к уравнению. Дети, таким образом, учатся не только решать уравнения, но и приобретают понимание, почему математика действует именно таким способом.

Кто пользуется сингапурским методом?

 

По данным «Учительской газеты», в России проходили эксперименты по внедрению в школах сингапурской модели: в Удмуртии в 2013 году, в 2015 году в Тюмени и Татарстане. Методика отлично подтянула отстающих учеников – в Татарстане стало в 10 раз меньше выпускников, которые не получили аттестат.

Как отметил автор, внедрение в России такой системы невозможно: она противоречит некоторым положениям СанПиНа (по расположению парт, например), а центром урока становятся сами дети (группы детей), а не доска, как у нас. Тем более, некоторые элементы системы уже есть у нас.

Почему она так известна и эффективна?

Все дело в том, что в сингапурской математике нет резких сложных переходов в программе и скучных заданий. Из основных принципов этой методики можно выделить следующие.

1. Простота и качество. Школьники изучают основные математические понятия до полного усвоения и решают задачи, соответствующие своему возрасту. Преподаватели делают акцент на качество образования, а не на количество пройденного материала. В учебниках по сингапурской математике много красочных иллюстраций, которые помогают ребенку понять условие задания, там же изображены разные подходы к решению, которые открывают перед ребенком возможность попробовать каждый из них и выбрать для себя самый удобный.

В школах России математика выглядит, как квест на время. На одну тему выделяется один урок, на другую — два, но не более. От скомканной теоретической части, которая в учебниках оформлена скучным образом, идет молниеносный переход в практическую область, где уже нужно выходить к доске и решать примеры, которые зачастую прогрессируют по уровню сложности со скоростью света.

2. Повторение изученного материала. Да, это снова к вопросу о качестве. По сингапурской методике повторению изученных тем придается большое значение. Ученики младших классов могут очень долго складывать кубики, чтобы хорошо понять принципы сложения. К тому же, решив большое количество примеров на одну и ту же тему, ребенок учится оперировать выученными понятиями на практике.

На уроках математики в России все упирается во временные промежутки. На тему выделяется не такое большое количество времени, чтобы использовать его на повторение материала.

3. Командное обучение. Ученики обучаются в атмосфере социального взаимодействия. Они обсуждают между собой решения примеров и учатся формулировать свои мысли и идеи. Кроме того, такое сотрудничество учит прислушиваться к мнению других и спокойно выходить из спорных ситуаций. Такой подход дает понять, что у многих задач есть несколько решений, каждый из которых может быть интересным и удобным в использовании.

В российских школах такой способ обучения практикуется очень редко. Наоборот, учителя настроены на то, чтобы каждый решал самостоятельно и не подсматривал соседу в тетрадь. Конечно, после выполнения заданий можно обсудить работу и разобрать ошибки, но практика показывает, что дети без явного интереса участвуют в подобных разборах, где нужно поднимать руку, вставать, называть свой ответ учителю и садиться обратно, чтобы послушать, какие решения нашли остальные ребята. Согласитесь, скучно?

4. Не запоминать, а мыслить. Дети, которые обучаются по сингапурской методике, не стараются выучить весь учебник. Они направляют силы на понимание самой структуры решения задач и примеров. Только в этом случае возможен творческий подход, когда ребенок не заключен в искусственные рамки образовательного процесса и понимает, зачем и для чего выполняет то или иное действие.

Как считаете, у такого ребенка когда-нибудь возникнет вопрос по поводу нужности математики в современном мире, если она не выглядит для него сложным и непонятным предметом, и даже, наоборот, — позволяет открывать новые возможности?

Важной задачей начальной школы по системе сингапурской математики считается изучение учениками элементарных основ и переход от конкретных значений к абстрактным понятиям.

Для достижения этого навыка была создана концепция из 3 ступеней:
* «Конкретный этап».
* «Пиктуральный этап».
* «Абстрактный этап».

Сначала ученики проходят «конкретный этап». Он подразумевает изучение математических понятий с помощью конкретных предметов. Например, чтобы прибавить 2 к 3, ребенок берет 2 кубика и прибавляет к ним еще 3 кубика. Чтобы вычесть 2 из 5, он из 5 яблок отнимает 2. Все просто и наглядно.

Далее следует «пиктуральный этап», который заменяет вышеупомянутые кубики и яблоки картинками в учебнике.

Завершает этот подход «абстрактный этап». Он учит детей ориентироваться в области цифр и знаков. Благодаря первым двум подходам, завершающая ступень кажется детям логичной и последовательной, она помогает избегать сложностей и перегрузок.

Применима ли сингапурская математика в школах России?

Многие родители учеников, которые получают образование в российских школах, слышали о сингапурской математике и уже успели оценить ее по достоинству. Учебники и тетради по этой методике можно приобрести жителям любой страны и заниматься по ним дома.

О внедрении сингапурской образовательной системы в школьную программу пока говорить не приходится. Во-первых, школьная программа в России достаточно редко пересматривается, а если туда и вносятся какие-то изменения, то они не значительные. Сингапурская математика — это достаточно радикальное изменение формата обычного урока.

Во-вторых, необходимо подготавливать учителей к работе в этом направлении. А многие учителя, работающие в школе, с трудом адаптируются к подобным изменениям.

В-третьих, родители тоже несколько иначе настроены на процесс обучения в нашей стране. В Сингапуре авторитет учителя неоспорим, и родители заранее готовят ребенка к серьезной мыслительной работе в стенах школы.

Перенести всю строгость и вместе с тем простоту сингапурской методики в Россию было бы сложно, но адаптировать основные идеи под наш менталитет — возможно. Сингапурская математика смогла бы открыть другой подход к царице наук и показать, что даже самые сложные примеры имеют под собой элементарную основу, если понимать что за чем следует и для чего это нужно. А если верить экспертам и нашим маленьким школьникам, именно ответа на эти вопросы так не хватает при изучении точной науки.

Источники: verywellfamily, pifagorka.com