Учебным заведениям необходима ликвидация ресурсного неравенства

Категории: Статьи

Тэги: ,

Чудные (с ударением на втором слоге) дела творятся нынче на ниве образования. Впрочем, поставив ударение и на первом слоге, мы не ошибемся. Почему? Да потому что многое из того, что делается в школах, «ни в сказке сказать, ни пером описать». Происходящее настолько фантастично, что поверить в реальность излагаемых ниже фактов человеку, не связанному с системой образования, трудно.

Мне звонит коллега, директор школы в одном из регионов. (Называть регион и школу не буду, ибо это может выйти боком директору, посмевшему «вынести сор из избы».)

— Евгений Александрович, надо посоветоваться, срочно!

— В чем дело?

— Только что школа проходила проверку Роспотребнадзора. На нашу беду, их занесло в кабинет музыки в момент репетиции школьного хора. В акте проверки представители этой грозной организации указали на то, что во время пения дети слишком широко открывают рот, что недопустимо в условиях пандемии! Теперь мне необходимо писать объяснительную. Что посоветуете?

Совет я дал следующий: объяснение должно быть написано в полном соответствии с названием книги В.В.Маяковского «Простое, как мычание». Классик в свое время дал ответ на подобные поползновения бюрократов.

Я сразу смазал карту будня,
плеснувши краску из стакана;
я показал на блюде студня
косые скулы океана.
На чешуе жестяной рыбы
прочел я зовы новых губ.
А вы ноктюрн сыграть могли бы
на флейте водосточных труб?

К слову сказать, обучение игре на флейте является у нас обязательным начиная с детского сада. Конечно же, не по причине возможного заражения коварным вирусом. Но разговор с коллегой был продолжен.

— Напишите, что отныне сомкнете уста и впредь будете заниматься художественным свистом или модным когда-то на эстраде жанром чревовещания. Тогда никакой вирус не залетит.

— Вам бы все иронизировать, а мне не до смеха.

Да и для меня, коллега, это смех сквозь слезы. Никакого разумного ответа на начальственную блажь нет и быть не может!

Тем не менее по неизбывной привычке пытаюсь найти хоть какое-то рациональное объяснение предписаниям проверяющих. Должен же быть корень зла или хотя бы корешок, наличие которого диктует подобные распоряжения.

Ну да, имеет место коронавирус, борьба с которым не закончена. Безопасность детей, она куда как важнее, чем «святая к музыке любовь».

Но тогда до полной и окончательной победы над пандемией хоровое пение в стране должно быть поставлено вне закона. Откуда такое избирательное отношение к школе? На одной чаше весов большие академические хоры, а на другой — поющие первоклашки. Получается, что корешок зла подавляется с утроенной энергией. Отчего так?

Сразу оговорюсь, я высказываю здесь лишь свое оценочное суждение. Непомерно разросшиеся контролирующие структуры должны как-то оправдывать свое существование, не вызывая кривотолков и насмешек в обществе. Отсюда административный раж на школьной территории.

Да что мы все о высоком, о музицировании, хоровом пении… Настал момент поговорить о хлебе насущном в самом прямом смысле этого слова. Речь пойдет о детском питании. Остается загадкой, почему в перечень национальных проектов, определяющих стратегию развития образования красной строкой, не вошла организация детского питания. Насколько мне известно, сейчас эта ситуация поправляется, идет подсчет необходимых финансовых ресурсов, нужных для решения этой важнейшей задачи. Пока же на широкое раскрытие рта школьникам особенно рассчитывать не приходится.

Судите сами. По федеральной программе детей в начальной школе кормят бесплатно. На бесплатное питание ребенка в начальной школе в Москве отпускается в среднем 367 рублей в сутки (завтрак и обед), в Нижнем Новгороде — 80 рублей, в Волгоградской области — 72 рубля. Насколько я успел заметить, цены на продукты питания в регионах не сильно отличаются от московских. А с учетом инфляции стоимость продуктов питания неуклонно возрастает, что не может не отразиться на качестве детской кормежки. Неравенство отражается также на оплате обслуживающего школьные столовые персонала. По закону их зарплаты не должны быть ниже МРОТа. Но МРОТ в регионах разный. К примеру, в Москве — 17,5 тыс. рублей, в Нижнем Новгороде — 12,4 тыс., в Волгоградской области — 12,8 тыс. рублей. Соответственно, этот тяжелый труд (для того чтобы каша получилась наваристой, вкусной, ее надо заложить в шесть часов утра) оплачивается по-разному. В среднем месячная зарплата обслуживающего персонала столовых составляет в регионах от 15 до 20 тысяч рублей. Найти желающих трудиться с раннего утра до вечера (кормить надо и группы продленного дня) за такую скромную оплату крайне сложно.

В реальности, столкнувшись с дефицитом кадров, коммерческие структуры, выигравшие тендер на питание детей, платят несколько больше. Достигается это сокращением штатных единиц. Этот «оптимальный» путь возможен при переходе на заморозку — кормление детей замороженными полуфабрикатами, которые остается только разогреть и подать к детскому столу.

Но при таком снабжении контроль за качеством продуктов со стороны управляющих советов школ и администрации становится невозможным. Массовые отравления в детских садах и школах в разных регионах стали достоянием СМИ. Ни одно из расследований громких дел не было доведено до конца. Наказанные и снятые с работы директора школ (а директор отвечает за все!) есть. А глубокий анализ рисков, необходимый для их минимизации, отсутствует. Таким образом, перефразируя известную пословицу, можно сказать, адресуя это детям и администрации: «На чужой каравай рот не разевай!»

Из всего сказанного напрашивается очевидный вывод: необходима ликвидация ресурсного неравенства. Сказанное в равной мере относится к компьютерной базе, широкоформатному скоростному Интернету, финансовым ресурсам. Поэтому естественными выглядят предложения наших законодателей: российские учителя до 35 лет должны получить единый фиксированный федеральный оклад.

С идеей его появления выступила депутат Госдумы Елена Строкова: по мнению парламентария, его размер должен составлять не менее полутора или даже двух МРОТ. Как считает законодатель, данная сумма должна быть стартовой для всех педагогических работников, которые только что или сравнительно недавно пришли в профессию. Для реализации своей идеи депутат предложила изменить уже существующую на сегодняшний день систему оплаты труда школьных учителей. По ее словам, осуществление данной инициативы повысит престиж этой профессии.

Ранее стало известно о том, что глава российского правительства Михаил Мишустин подписал указ, дающий право, в частности учителям, выходить на пенсию досрочно. Также было объявлено, что теперь в их трудовой стаж будут засчитывать время получения профобразования и периоды повышения квалификации.

На первый взгляд, все выглядит логично. Но в жизни все сложнее, чем в официальных бумагах. Оплата учительского труда отличается в регионах. Среди них есть мегаполисы, регионы-доноры и такие, чьи финансы поют романсы. Но даже в состоятельных регионах, граничащих друг с другом, оплата труда педагогов существенно различается. В результате педагоги из более бедных областей устремляются в столичные города, создавая кадровый дефицит в глубинке. Знаю точно: в практику российских учителей постепенно входит вахтовый метод работы в столице. Талантливые, авторитетные педагоги из дальних регионов, кооперируясь, снимают квартиру в столице и трудятся за московскую зарплату, в разы превышающую ту, что платят в их краях.

На память приходит старый советский анекдот периода борьбы с алкоголизмом. Тогда было вброшено предложение в четыре раза поднять цены на спиртное. После этого мальчик с надеждой спрашивает папу: «Папа, теперь ты будешь в четыре раза меньше пить?» И получает ответ: «Нет, сынок, теперь ты будешь в четыре раза меньше есть!»

Я это к тому, что если региональные зарплаты педагогов будут подтянуты к московским, я — за! А если московские будут опущены до средних региональных — тогда против.


Источник