Расписание в форме ленты

Что такое неклассно-урочная организация обучения

Ученики Пушнинской средней школы Беломорского района Карелии учатся необычно. В их расписании есть абсолютно все предметы, но… каждый урок длится 90 минут. В школе нет обычного расписания уроков, а есть… лента.

Уже десять лет образовательная организация, а по сути, обычная сельская школа в одном из северных районов Карелии живет в режиме инновационной площадки, республиканский статус которой школа подтвердила в последних числах 2018 года.

Исполнительный директор Ассоциации сельских школ Карелии Зинаида Ефлова высоко оценивает работу, в которую включился абсолютно весь коллектив школы. Учителя за это время научились видеть ребенка, хвалить, выстраивать индивидуальный маршрут каждого ученика (в этот процесс также включены дети VII и VIII видов обучения). Здесь их не развлекают, а учат и видят впечатляющие результаты.

Татьяна Танцева, в прошлом директор Пушнинской школы, а ныне председатель Ассоциации сельских школ Карелии, рассказала, что сейчас технология отработана, ее особенности (в привычной системе координат — сдвоенные уроки, в Пушном — лента) стали частью жизни школы. Татьяна Ивановна, преподаватель русского языка и литературы, говорит, что технология подходит для обучения и другим предметам: истории, обществознанию, математике, геометрии. Если говорить о стороннем наблюдении за работой детей, то удивляешься, как много они успевают! При этом ребята не сидят на месте, общаются, контактируют с несколькими учителями, обучают друг друга. Пятерки, конечно, получают не все, но и это не вызывает отчаяния или даже недовольства. Может быть, оттого что дети чувствуют потенциал и возможность узнать больше, улучшить свой результат?

В январе Ассоциация сельских школ провела в Пушном обучающий семинар. На нем побывала корреспондент «Учительской газеты» Мария Голубева и обратилась к специалисту в этой области с предложением рассказать о данной технологии обучения.

К вопросу о концептуальных основаниях технологии

Для того чтобы показать, что неклассно-урочная организация обучения является педагогической технологией, обратимся к одному из определений данного понятия.

Педагогическая технология — совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели. Педагогическая технология предполагает соответствующее научное проектирование, при котором эти цели задаются достаточно однозначно и сохраняется возможность объективных поэтапных измерений и итоговой оценки достигнутых результатов.

Кроме того, педагогическая технология включает дидактические процессы, в частности предписания и способы деятельности, условия, в которых эта деятельность должна воплощаться, или организационные формы обучения, а также средства осуществления этой деятельности, в том числе целенаправленную подготовку педагога.

С дидактической точки зрения педагогическая технология — это разработка прикладных методик, описывающих реализацию педагогической системы по ее отдельным элементам.

Заметим, что здесь возникает и далее постоянно используется понятие «система», что подчеркивает системный подход как теоретическую основу разработки и реализации данной технологии, указывает на целостность и упорядоченность совокупности ее элементов, находящихся в отношениях взаимосвязи и взаимообусловленности друг с другом.

К теоретическим, научно-практическим и методическим основаниям технологии неклассно-урочной организации образовательного процесса также относятся:
* методики из опыта учителя сельской школы А.Г. Ривина, реализовавшего коллективный способ обучения детей разного возраста;
* исследовательский опыт одного из учеников А.Г. Ривина — В.К. Дьяченко, который создал теорию и практику КСО (коллективный способ обучения) в условиях классно-урочной системы;
* теория и практика реализации КСО в условиях неклассно-урочной системы обучения в сельских малочисленных школах Красноярского края;
* исследовательский опыт Е.С. Казько, под руководством которой были разработаны модель и элементы технологии неклассно-урочной организации обучения, апробированные в сельской малокомплектной школе (МОУ «Пушнинская средняя общеобразовательная школа Беломорского муниципального района Республики Карелия»).

Методической базой технологии стали различные методики, в частности методика Ривина (МР), методика взаимопередачи тем (МВТ), методика взаимообмена заданиями (МВЗ), взаимотренажа (ВТ), совместного изучения (СИ) и др.
Реализация технологии неклассно-урочной организации обучения требует от педагогов понимания ее особенностей, достаточных теоретических знаний и владения специальными способами обучения, такими как коллективный способ обучения (КСО), тьюторское сопровождение, самостоятельная работа обучающихся.
Общее и различное между традиционной классно-урочной системой организации обучения и неклассно-урочной системой можно определить на основе их сравнения, представленного в таблице 1 (см. ниже).

Данная технология организации образовательного процесса нацелена на реализацию образовательных программ, достижение образовательных результатов, создание условий образования в соответствии с требованиями ФГОС общего образования. Соответственно концептуальными основаниями технологии также являются системно-деятельностный, личностно ориентированный и индивидуальный подходы. На наш взгляд, неклассно-урочная система даже в большей степени согласуется с положениями стандарта и направлена на реализацию названных подходов, чем привычная классно-урочная.
Раскроем некоторые принципиальные положения технологии неклассно-урочной организации обучения.
 
Субъектная позиция обучающегося

В ходе занятия в технологии неклассно-урочной организации обучения каждый ученик проходит свой индивидуальный образовательный маршрут… В условиях обучения разновозрастных групп детей каждому обучающемуся в определенный промежуток времени отводится своя роль. Вариативность ролей в учебно-познавательной деятельности обусловлена замыслом и содержанием учебной деятельности, а также уровнем подготовленности каждого обучающегося. В основе различных ситуаций взаимодействия лежит делегирование педагогом части своих функций обучающимся, что в результате приводит к повышению уровня субъектности последних, так как происходит трансформация цели образования: от обучения учащихся учителем к взаимообучению учащимися друг друга и в перспективе к самообучению.

Взаимообучение осуществляется по определенным технологиям: методика Ривина, методика взаимообмена заданиями, методика взаимопередачи тем и др., в основе которых лежит взаимодействие учащихся в парах сменного состава. Суть такого общения заключается в том, что школьники по очереди обучают друг друга.

Необходимо организовать учебный процесс с учетом таких моментов:
— каждый должен регулярно изучать некоторую тему самостоятельно;
— каждый должен систематически излагать другому некоторую тему;
— каждый должен систематически изучать некоторую тему из рассказа другого;
— каждому должна предоставляться возможность знать все, что знают остальные, и передавать другому свои знания;
— каждый должен быть подключен к организации и управлению работой учебной группы.

При реализации технологии КСО нужно учитывать неразвитость у многих учащихся таких отдельных базовых умений работы с текстом, как выделение существенных признаков содержания текста, передача текста без искажения и аргументация мнения.
 
Учительская кооперация

Регулирование образовательного процесса в технологии неклассно-урочной организации обучения осуществляет учительская кооперация, представляющая собой группу педагогов, выполняющих определенные роли-функции: диспетчер, предметник, ассистент, технолог. Так, диспетчер отвечает за организацию учебных занятий в школе в соответствии с расписанием ленты. На учителе-предметнике лежит ответственность за содержание учебного материала и методику его овладения учащимися. Учитель-ассистент контролирует ход и результаты самостоятельной работы обучающихся, при необходимости оказывает детям консультационную помощь. Учитель-технолог отвечает за правильность реализации технологий взаимообучения учащихся.

В условиях неклассно-урочной системы естественным образом происходит преобразование связи между учителями-предметниками.
Обычно деловые и личностные отношения в педагогическом коллективе строятся на основе личностных симпатий, что по большому счету снижает ответственность всех за каждого ученика. Каждый предметник в одиночку борется за качество обучения и развитие ребенка. Следовательно, потенциал педагогического коллектива не используется в полной мере, а это большая сила.

В ситуации создания учительской кооперации усиливается профессиональная связь (личностные отношения педагогов при этом не упраздняются), следовательно, повышается уровень ответственности за конечный результат — успешное развитие личности каждого обучающегося.

Учительская кооперация — это объединение педагогов, которое совместно планирует, осуществляет, осмысливает и анализирует работу. Распределение функций между учителями носит временный характер, и каждый педагог по очереди выполняет одну из названных четырех функций.

На этапе планирования учитель-предметник составляет индивидуальный образовательный маршрут для каждого обучающегося: какую тему сейчас изучает ученик, что ему предстоит изучать дальше, что вызывает трудности и за счет чего он достигает положительного результата, готовит «ключи» для проверки учителю-технологу, учителю-ассистенту, дежурному учителю.

Непосредственно во время процесса обучения учитель-предметник объясняет новый материал, проверяет уровень знаний и работает с теми учениками, которых к нему отправляет дежурный учитель, в соответствии с предварительным планом, составленным кооперацией. Работа с учителем может проходить индивидуально, в парах, в малых группах, в группе.

Учитель-ассистент выполняет поручения дежурного учителя и учителя-предметника, а также отслеживает качество самостоятельной работы по методикам коллективных учебных занятий, формирование надпредметных навыков учащихся, общих умений коммуникации. Учитель-ассистент фиксирует в определенной тетради учета, как учащиеся работают на этапе самостоятельной работы.

Учитель-технолог выполняет поручения дежурного учителя и учителя-предметника, например, осуществляет контроль за работой в парах постоянного и сменного состава и в группах, оказывает помощь по содержанию предмета. Также отслеживает качество работы в малых группах по методикам коллективных учебных занятий, работы в парах, формирование надпредметных навыков учащихся, общих умений коммуникации; помогает овладеть умением учить других и учиться самому. На протяжении ленты он фиксирует в тетради технолога, как учащиеся работают на этапе парной работы: соблюдают ли инструкции по методикам (методика Ривина, МВТ, МВЗ), умеют ли договариваться и слушать при работе в паре, группе и как оценивают работу друг друга.

Важную роль в ленте играет дежурный учитель (диспетчер). В соответствии с планом, составленным учительской кооперацией, он формирует разные временные учебные группы и пары, дает конкретные задания ученикам, осуществляет оперативную коррекцию учебного процесса. При необходимости (если запланировано в ленте) занимается с учащимися индивидуально: обсуждает прочитанное, осуществляет проверку заданий и т.д.

Все учителя и учащиеся подотчетны дежурному учителю, после выполнения каждого задания они получают у него следующее. На протяжении ленты дежурный учитель заполняет общую форму рефлексии: отмечает смену деятельности (количество), пройдены ли маршруты, с кем работал на ленте, а также руководит деятельностью учительской кооперации, высказывает свое мнение о работе каждого в учительской кооперации.

Учительская кооперация способствует рефлексии и профессиональному росту педагогов, позволяет своевременно выявить и оперативно исправить методические ошибки. Учительская кооперация — один из важнейших элементов и главное условие реализации технологии неклассно-урочной организации обучения.

Основной работой каждого учителя в кооперации является выполнение функций по созданию и обеспечению условий обучения в новой организационной структуре.
Неклассно-урочная организация обучения требует особого расписания — ленты, — в котором указываются названия учебных предметов, темы занятий, продолжительность учебной работы, формы организации деятельности и ее характер.
 
Структура и оформление ленты

Обычное занятие в технологии «Лента» занимает время двух традиционных уроков (90 минут) и перемену между ними в 10 минут.
Занятие в ленте предполагает три вида деятельности обучающихся:
— самостоятельная работа;
— работа в паре (в группе);
— работа с учителем.

Следовательно, работают учитель-предметник (в кабинете работы с учителем), ассистент (в кабинете самостоятельной работы), технолог (в кабинете парной работы). Кроме того, всю работу во время занятия координирует — направляет, раздает карточки, следит за временем — дежурный учитель, который, как правило, находится в рекреации рядом с кабинетами.

Расписание ленты — это таблица (сетка) индивидуальных маршрутов каждого обучающегося в течение занятия.
В заголовке («шапке») расписания ленты обозначены предметы, учащиеся года обучения, дата проведения, фамилии учителей-предметников. Далее следуют темы по годам обучения.
В графах таблицы обозначены порядок, время и виды деятельности ученика, которые для удобства маркированы разными цветами.
Для каждого обучающегося занятие разбивается на этапы, включающие работу с учителем, парную/групповую и самостоятельную работу.

Согласно расписанию-ленте работа с учителем для учащихся каждого года обучения равна примерно 20‑25 минутам, но, естественно, могут быть и другие варианты. Например, для контрольной работы в виде диктанта времени потребуется гораздо больше, чем для промежуточной проверочной работы.

Первые 25 минут работы с учителем определены ученикам 5‑го года обучения, так как они младшие в ленте и им необходим «запуск в тему» под контролем педагога. Первый этап предполагает запись числа, классной работы, темы урока и цели, что занимает у младших больше времени.

Учащимся 5‑го г. о. сразу после работы с учителем необходимо закрепить новый материал, на этапе самостоятельной работы они выполняют упражнения. Для более полного изучения теоретического материала этим обучающимся предлагается проработать материал самостоятельно для работы в паре (МВТ — методика взаимопередачи тем).
Например, в учебниках русского языка есть разделы «Возьмите на заметку!» и «Понаблюдайте!», которые можно проработать с помощью этой методики, экономя время учителя на уроке.

В данном примере учащимся 6‑го и 7‑го г. о. последними этапами запланирована проверочная работа, так как темы ими были изучены ранее и требуют промежуточного контроля знаний с проверкой у ассистента (ассистент имеет «ключи»).
У обучающихся 8‑го г. о. работа с учителем занимает 25 мин., поскольку в этом примере предполагаем, что они изучают сложную тему, которая требует большего времени для объяснения (например, «Словосочетание»). Заметим, что обучающиеся приступили к ее освоению в ленте наэтапе самостоятельной работы.
 
Обеспечение самостоятельной работы

Самостоятельная работа в ленте — индивидуальная работа, работа в группах и в парах — предусматривает педагогическое сопровождение со стороны учителя-технолога, учителя-ассистента, дежурного учителя и является результатом подготовки занятия учительской кооперацией, главная фигура которой — учитель-предметник. Именно он продумывает содержание, форму и объем заданий, заготавливает «ключи» (варианты решений и ответы) для других участников кооперации.
 
Школьная тетрадь

В настоящее время существует немало разных вариантов и форм организации самостоятельной работы (по учебникам и рабочим тетрадям, в аудио- и видеоформатах, с использованием интернет- и ИКТ-технологий). Они эффективно могут быть применены в ленте.
Однако основной формой организации самостоятельной работы обучающихся в ленте являются карточки с заданиями, разработанные учителем-предметником.

Дети работают в разном темпе, но лента, имея большие допуски во времени, чем обычный урок, предусматривает и одновременную работу учеников одного года обучения. Для опережающих своих одноклассников предусматривается дополнительное задание. Ученики, обучающиеся в ленте, знают, что они работают с дополнительными заданиями до тех пор, пока последний из их группы (года обучения) не завершит работу над основным заданием.
 
Рефлексия

Наш опыт показал, что в ходе реализации данной технологии организации учебного процесса повышается уровень личной ответственности учащихся за качество освоения материала. Соответственно возникает необходимость расширить и их права, в частности право быть услышанным, право внести коррективы в содержание учебных текстов в карточках и т. п. Поэтому завершающим этапом каждого занятия ленты стала рефлексия, связанная с ходом и результатами учебной деятельности школьников.
В нашем варианте рефлексии учтены три аспекта: информационный, коммуникативный, эмоциональный. Они являются на сегодняшний день наиболее актуальными. Акценты расставлены по этим направлениям, чтобы снять проблему закомплексованности детей в отношении самооценки собственной работы в учебной деятельности.

Предлагается оценить:
— настроение (отличное, безразличное, плохое);
— работу («неудовлетворительно», «удовлетворительно», «хорошо», «отлично»). В случае неудовлетворительной оценки работы обучающемуся предлагается указать причину;
— выполнение домашнего задания (по той же схеме, что и предыдущий критерий).

Можно провести рефлексию работы в группе (для методики Ривина) по следующим показателям:
 
Как общение в ходе работы влияло на выполнение задания?
* Делало ее более эффективной.
* Тормозило выполнение задания.
* Не позволило точно выполнить задание, испортило отношения в группе.
 
На каком уровне осуществлялось общение в группе?
* Обмен информацией.
* Взаимодействие.
* Взаимопонимание.
 
Какие трудности испытывали при выполнении задания?
* Недостаток информации.
* Недостаток средств коммуникации.
* Трудности в общении.
 
Сохранилось ли единство группы в ходе выполнения задания?
* Сохранились единство и партнерские отношения.
* Единство было нарушено.
 
Кто или что сыграло решающую роль в том, что произошло в группе?
* Лидер, выдвинувшийся в ходе работы.
* Нежелание наладить контакт большинства участников.
* Непонимание задачи, поставленной для совместной работы.
* Сама задача была трудной и неинтересной.
* Возможны к использованию и другие известные приемы и формы организации рефлексии.
 
Вывод

Особое значение использование технологии неклассно-урочной организации обучения приобретает в малокомплектной (малочисленной) школе. Это связано, с одной стороны, с тем, что из-за традиционного подхода к обучению в условиях достаточно ярко выраженной дифференциации учащихся снижается уровень требований, а вместе с тем и мотивация школьников к учению, падает качество знаний. С другой стороны, в малочисленных и малокомплектных школах не так много учеников и есть возможность учить каждого в отдельности в соответствии с его индивидуальными особенностями, возможность организации практически постоянной парной и групповой работы в альтернативу фронтальной.

Елена Казько