На ставку есть нечего, на две – некогда

Орловский учитель о зарплате

В эфире «Прямой линии» с президентом Владимиром Путиным зачитали обращение орловской учительницы, которая пожаловалась на низкую зарплату. Как обстоит ситуация с оплатой труда педагогов в регионе — читайте в материале.

Начали проверки

В самом начале «Прямой линии» с Владимиром Путиным, прошедшей 20 мая, прозвучал вопрос от орловской учительницы, зарплата которой, по её заверению, составляет 10 тысяч рублей. В своём обращении орловчанка заявила, что она — учитель высшей категории, но получает копейки.

«Вы говорите о зарплате в десять тысяч, нужно проверить. Мы довели МРОТ до прожиточного минимума — 11 200 рублей, и поэтому регионы не имеют права платить меньшую сумму», — сказал Владимир Путин.

Не дожидаясь окончания «Прямой линии», проверку по факту обращения учительницы инициировал Следственный комитет по Орловской области. В ведомстве собираются дать объективную правовую оценку действиям должностных лиц. Не осталась в стороне от ситуации и областная прокуратура, которая также организовала проверку по жалобе орловской учительницы на низкую зарплату.

По окончании «Прямой линии» губернатор Орловской области Андрей Клычков сообщил, что дал ряд поручений по её итогам. Особое внимание будет уделяться вопросам социальных выплат и зарплат работников бюджетной сферы.

Учителя сравняли с дворником?

Согласно данным Орёлстата, средняя заработная плата педагогических работников общего образования по региону в первом квартале 2019 года составила почти 29 тысяч рублей, у работников дополнительного образования — 24 тысячи рублей.

А что на деле? О том, сколько получают педагоги дополнительного образования, рассказала учительница Валентина Игнатьева. Она, как и многие орловцы, смотрела «Прямую линию». Конечно, то, что на проблемы людей обратил внимание глава государства, не может не радовать, но есть и то, что смущает.

«Человеку не имеют права платить меньше суммы МРОТ». Это что означает? Учителя сравняли с дворником? Я ничего не имею против дворников, но надо помнить, что это низкоквалифицированный труд. Да и аттестовываться каждые несколько лет не нужно», — возмущается Валентина.

Она в профессии уже более 17 лет. Преподавала в Орловском университете, последние несколько лет работает в детской школе искусств.

«Ставка преподавателя в школе за первую категорию – 10340 рублей, за высшую — около 11000. До МРОТ действительно ежемесячно доплачивают, но только по одной ставке. В результате мы имеем ровно минималку и не более того», — рассказала преподаватель.

Она отметила, что прожить на эту сумму просто невозможно. Поэтому педагоги вынуждены работать на две и более ставки, имея внутреннее совмещение по школе. «Здесь уже получается, как в анекдоте: на ставку есть нечего, а на две – некогда», — отмечает Валентина Игнатьева.

Между тем, по её мнению, чиновников это нисколько не волнует. Они отчитываются о зарплате, исходя из общих цифр, а стало быть, считают зарплату за полторы, две и более ставки. Обычному учителю, чтобы заработать больше 20 тысяч рублей, о которых говорят чиновники, надо работать на три ставки.

«А нужны ли мы вообще?»

Еще один важный момент — стимулирующие выплаты. Они также входят в среднюю заработную плату по закону. «У нас они распределялись в зависимости от активности преподавателя за пределами проводимых уроков. Это конкурсы, выставки, различная методическая работа и многое другое. Ещё в прошлом году они вытягивали наши зарплаты на более-менее приличный уровень. Но и здесь нас ждал сюрприз. Бюджет школы в этом году сократили на 5,6 миллионов рублей и предложили выкручиваться, оптимизируя штат сотрудников примерно на 30 человек. Либо получать «голую» зарплату, при условии, что все остаются на своих местах», — рассказала педагог. Но в случае сокращения некому будет учить.

Поэтому оптимизация невозможна. «Мы все вынуждены сидеть на «голой» ставке, не имея возможности подработать, ведь трудимся с утра и до вечера, а не в одну смену. Молодые учителя, проработав от нескольких месяцев до года, увольняются и пытаются найти работу, не связанную с преподаванием, либо уезжают в Москву. Проработав три года в школе, имея общий преподавательский стаж в 17 лет, я тоже всерьез задумалась об отъезде, хотя и понимаю, что в моём возрасте и с детьми это очень проблематично», — говорит Валентина.

Также она отметила, что учителя орловской школы искусств неоднократно обращались с письмами в различные инстанции, в департамент культуры, мэрию, но ответы были абсолютно формальными — нет денег у города и области, оптимизируйтесь. «Это касается не только школы искусств, но и всех учебных заведений, в той или иной степени. Возникает закономерный вопрос: а нужны ли мы вообще?»

Источник: «АиФ»