На рубеже огня: пожар и работа пожарных

Тематическое занятие с элементами беседы по пожарной безопасности, для детей 7-10 лет, испытывающих трудности социальной адаптации


Сысолятина Екатерина Витальевна, методист ГБУ «Областной центр социальной помощи семье и детям «Журавушка», г.Н.Новгород


Цель: формирование осознанного отношения к использованию огнеопасных предметов как предпосылка формирования социально-ответственного поведения детей.

Задачи:
— закрепить знания детей о пожароопасных предметах и действиях, которые могут привести к возникновению пожара;
— закрепить знания о действиях, предотвращающих развитие пожара;
— расширить представления о людях, выбравших своей профессией быть пожарным;
— развивать эмоциональный интеллект посредством знакомства с эмоциями, которые может испытывать наблюдающий за пожаром и участвующий в пожаре.

Оборудование: флипчарт, магниты, маркеры, дидактические карточки из набора «Безопасность в доме» (художник Кочетова Е.), видеозапись клипа «МЧС» группы «Роднополисы», текст песни «МЧС» с выделенными цветом словами, карточки со словами из песни «Но ты попробуй шагни в огонь, если дома жена и дочь», «Тех, кому чужая жизнь дороже собственной», карточки со словами фразы «Потенциально Опасная для Жизни Активность Ребёнка и взрослого», лёгкий мяч.

Ход занятия:

— Здравствуйте ребята! Сегодня наша с вами встреча будет о том, что важно для жизни каждого. Предлагаю вам самим угадать эту тему с помощью подсказки: на нашей доске закреплены карточки со словами, если расставить их в нужном порядке и получить единую фразу, то из заглавных букв сложится тема нашего занятия.

Карточки для надписи на доску
 
Педагог указывает детям на доску с прикреплёнными в произвольном порядке карточками «Опасная», «Ребёнка и взрослого», «для Жизни», «Активность», «Потенциально». Дети высказывают предположения относительно правильного построения фразы

 
— Да, вы правы, у нас с вами получается фраза «Потенциально Опасная для Жизни Активность Ребёнка и взрослого». Давайте подумаем, что значит каждое слово из этой фразы (указывает на фразу, выслушивает ответы детей).
«Активность» – это действия, которые совершает человек во время своей обычной жизни.
«Потенциально Опасная» — скрытая ситуация, но в то же время, при определённом стечении обстоятельств, готовая превратиться в опасную.
«Опасная для Жизни» — настолько серьёзная, что может повлечь за собой причинение вреда здоровью и жизни человека, в т.ч. привести к смерти.
«Ребёнка и взрослого» — в активность включены все без исключения — и взрослые, и дети.
А если прочитать в этих словах заглавные буквы, то получится слово? (ответы детей). Совершенно верно, тема нашего занятия сегодня связана с ПОЖАРом.

— Кто может объяснить, что такое «пожар»? (ответы детей).

Верно, пожар — пламя, широко охватившее и уничтожающее что-либо. Пожар — неконтролируемый процесс горения, причиняющий материальный ущерб, опасность жизни и здоровью людей и животных.[3].

— Чем опасен для человека пожар? (Ответы детей).

Верно, человек может лишиться дома, получить ожог, отравиться угарным газом, умереть от удушения дымом или от того, что на него упадёт горящая вещь или часть постройки и т.д. Нужно понимать, что это процесс, не зависящий от желания человека, когда огонь как стихия поглощает все вокруг. При этом огонь постоянно присутствует в жизни людей, помогает в быту и на производстве и служит верным помощником.

— Так как определить, опасен или полезен огонь? (ответы детей)

Совершенно верно, огонь помогает сделать жизнь человека удобнее и комфортнее, если соблюдать определённые правила – это правила пожарной безопасности.
 
Упражнение «Потенциально опасная активность»
— Посмотрите на доску


 
(Указывает на прикреплённые магнитами дидактические карточки из набора «Безопасность в доме» [1]: «Нельзя зажигать огонь без взрослых», «Аэрозольные баллоны и зажигалки нельзя хранить возле источников тепла», «Никогда не тяни за провод, вынимая штепсель из розетки», «Нельзя допускать прикосновение бумаги или ткани к электрическим лампам и ночникам», «Нельзя без разрешения включать электроприборы», «Не допускай, чтобы на электрические приборы попадала вода», «Следи, чтобы сквозняк или вода не потушили пламя газовых горелок»)
 
Кто из вас готов рассказать, чем поведение героя каждой картинки может быть опасно? (Ответы детей по каждой карточке отдельно).
Совершенно верно, вы назвали правильно все причины, почему действия героя могут стать причиной пожара.
 
Упражнение «Какие из перечисленных действий могут привести к пожару» [2]
А чтобы расширить ваши представления о действиях, которые могут послужить причиной пожара, мы сейчас поиграем. Я буду кидать мяч, и называть действие взрослого или ребёнка, а вы, поймав его, отвечайте на мой вопрос: «Может ли послужить причиной пожара …». Если действие, которое я назову, одновременно может и не может быть причиной пожара, то, пожалуйста, уточните, при каком условии возможен каждый вариант.

Может служить причиной пожара Не может При определённом условии может вызвать пожар
поджигание бумаги прыгание через скакалку чтение (если рядом зажженная свеча или книга попадёт на эл.обогреватель)
игра с зажигалкой пение изготовление поделок (например, если используют выжигатель)
поджигание сухой травы и листвы игра в снежки рисование (если вода попадёт в стоящий рядом включённый эл.прибор)
баловство со спичками игра в мяч полив цветов (если вода попадёт в стоящий рядом включённый эл.прибор)
зажигание бенгальских огней возле ёлки лепка из пластилина чистка ковра (если используется неисправный пылесос)
игра с зажигалкой забивание гвоздей игра с котёнком (если рядом есть открытый огонь и в него может попасть предмет, уроненный во время игры)
забыли выключить утюг танцы купание/умывание
поджигание тополиного пуха лепка мытьё посуды/ мытьё рук
игра с увеличительным стеклом под солнечными лучами вышивание выбрасывание с мусором разбитой стеклянной бутылки
неисправный шнур у гирлянды плетение из бисера
перегрев телевизора вырезание вытынанок
рассматривание книг, вблизи, зажженной газовой плиты

 
Упражнение «Пожар как математический пример»
Подводя итог, можно сказать, что есть определённые ситуации, которые мы объединим в группы, их мы назовём «Причины возникновения пожаров». Как в школе на уроках математики вы решаете примеры, так и мы с вами сейчас запишем пример того, что является слагаемыми пожара. Я пишу первое слагаемое, вы диктуете мне второе, и мы записываем пример.

(Ведущий на доске пишет цветными маркерами следующие схемы)

1. Взрывоопасные/легковоспламеняющиеся предметы + (искра/пламя/спичка) = ПОЖАР
2. Игрушка/одежда/книга/одеяло + (нагревательный прибор/ обогреватель) = ПОЖАР
3. Электроприбор + (вода) = короткое замыкание =ПОЖАР
4. Солнечный луч + (оптическая система) = ПОЖАР
5. Горючее вещество + окислитель (кислород/ воздух) + источник зажигания (искра/ спичка) = ПОЖАР)

— Ребята, какие чувства и эмоции у вас вызывает слово пожар? (ответы детей).
— А если вы слышите звуки сирены пожарной машины, что вы чувствуете в этот момент? (ответы детей).

Да, мы все, услышав о пожаре, в зависимости от ситуации, испытываем тревогу, страх, ужас, грусть, печаль, горе, боязнь, испуг, удивление, растерянность, досаду, злость, гнев, жалость и сочувствие к пострадавшим… И это естественные реакции. Но давайте подумаем, ведь не вся наша жизнь окрашена такими эмоциями, хотя ежедневно во всём мире и в нашем городе происходит десятки и сотни пожаров. Почему так происходит? Что позволяет нам испытывать и другие чувства в жизни? Что помогает чувствовать себя защищёнными? (ответы детей).
Вы правильно заметили, соблюдение правил пожарной безопасности и знание того, что рядом с нами ежедневно на службе пожарные.

— Кто же они такие? Легко ли стать пожарным? Каждый ли может стать пожарным? (ответы детей).
— А как вы думаете, а могут ли быть пожарными женщины? (ответы детей).

Могут, но очень редко, чаще женщины работают диспетчерами и именно они принимают звонки людей о начавшемся пожаре, уточняют адрес, сообщают водителю пожарной машины кратчайший путь к месту пожара, наличие трудных для проезда мест на дорогах и место расположения ближайшего гидранта к месту пожара, если потребуется дополнительная вода. Этим они помогают пожарной бригаде сэкономить время и максимально быстро начать тушение пожара.
Вы отметили много качеств человека, которые нужны для того, чтобы стать пожарным, чтобы подтвердить ваши ответы или дополнить их, посмотрите, пожалуйста, на экран.

Просмотр клипа «Шагни в огонь» /«МЧС» группы «Роднополисы» [5]

 
Эта песня написана в 2016 году. Авторы: Константин Ворон, Артём Гагара, Евгений Трухин, исполняет её группа «Роднополисы». За 2 года песня стала неофициальным гимном пожарных.

— Ребята, о чём рассказывают исполнители песни? (ответы детей) Про что для вас этот клип? Что вы там увидели? (ответы детей).

Кадры в клипе делят его условно на 3 истории. Какие это истории, на ваш взгляд? (ответы детей: история мамы и сына, у которых в доме пожар; история пожарного, который смотрит на фото и вспоминает семью, прежде чем войти в горящее здание; история процесса тушения пожара)

— Как вы думаете, какие эмоции испытывает женщина, в доме которой начался пожар? (ответы детей: страх, ужас, тревогу за сына, которого не успела вывести, своё бессилие перед стихией и т.д.)
— Что чувствует мальчик, оказавшийся в огне? (ответы детей: растерянность, страх, ужас, отчаяние). Что он делает? (ответы детей: Он пытается спрятаться в комнате, забивается в угол, дальний от горящей двери).
— Что чувствует пожарный, который в машине смотрит на фотографию семьи? (ответы детей: тревогу, волнение, грусть, нежность и т.д.)
— Что чувствует жена пожарного, которая ждёт его дома? (ответы детей: беспокойство, волнение, тревогу и т.д.)
— Как вы думаете, каждый ли человек может быть пожарным? (ответы детей)
— Каким должен быть пожарный? (ответы детей: сильный, ловкий, выносливый, смелый, бесстрашный, собранный, ответственный, внимательный, аккуратный и т.д.)
— Какими моментами в ролике показано это/ какие эпизоды клипа подтверждают это? (ответы детей: тренировка пожарных на полигоне, учебный подъём по лестнице, проверка огнеупорного костюма и дыхательной маски и т.д.)
— Какие слова в прослушанной песне показались вам самым важными? Поясните, почему? (ответы детей).
 
Упражнение «Главная мысль»

Текст песни Шагни в огонь Роднополисыс выделенными словами

— Посмотрите внимательно на экран. На экране текст песни, которая только что прозвучала в клипе. Что необычного вы видите в самом тексте (некоторые слова написаны другим цветом, отличающимся от основного текста «ты попробуй, шагни в огонь», «жизнь чужая дороже собственной», «герои, неизвестные никому», «ты не один»)
Да, целые фразы выделены особенным цветом. Как вы думаете, почему эти фразы выделены, чем они важны? Подумайте, какой смысл они несут. Что нам хотел сказать автор этими фразами? (ответы детей).

Действительно, эти слова в песне подчёркивают значимость сильного волевого характера всех пожарных, их отвагу («ты попробуй, шагни в огонь»). Слова указывают на преданность профессии, самопожертвование, готовность на всё ради спасения жизни других («жизнь чужая дороже собственной»), о том, что работа пожарных редко отмечается людьми в обыденной жизни. Многие не задумываются о том, что ежедневно пожарные несут службу для спасения жизни тех, кто оказался в пожаре, и не считают эту работу геройством. Они воспринимают её как обычную, но очень важную и ответственную («герои, неизвестные никому»).

Слова о взаимной поддержке и взаимовыручке, ведь во время пожара каждый боец помогает своему товарищу, готов его подстраховать в сложном месте, оказать нужную помощь, спасти его («ты не один»). Отличительная черта людей, выбравших профессию пожарного, – это взаимоподдержка и взаимовыручка. Во время пожара каждый из них готов прийти на помощь бойцу, который рядом и по каким-то причинам не может справиться с ситуацией. У пожарных даже есть специальные условные сигналы, которые позволяют им понимать друг друга без слов, когда они одеты в специальные костюмы и дышат через специальные аппараты и разговор привычным способом затруднён.

Итак, ребята, мы понимаем, что автор хотел передать значимость профессии пожарного и качеств, которыми человек должен обладать, чтобы справляться со стихией каждый день.
 
Упражнение «Мысли автора песни и моё понимание их»
Возьмите, пожалуйста, карточки, разложенные на столе.

Карточки для фраз из песни

Дети берут карточки, на которых слова написаны в том же роде, числе, падеже, склонении и т.д., как в тексте песни. «Тех, кому жизнь чужая дороже собственной» и «Но ты попробуй, шагни в огонь, если дома жена и дочь» [4]
 
Прочитайте слова на карточках, которые оказались у вас в руках. Закройте глаза. Постарайтесь вспомнить строки из песни. Подойдите друг к другу и составьте в нужном порядке слова. Разложите слова в нужном порядке на полу перед собой. Постарайтесь сделать это молча.

Дети составляют текст
 
— У всех получилось? (ответы детей) Есть ли те, кто считают, что что-то нужно изменить? (ответы детей, при необходимости меняют слова, чтобы получилось предложение). Прочтите по очереди, что у вас получилось. (дети по очереди читают сложенные фразы).
— Кто из вас готов пояснить смысл этих фраз? Как вы думаете, почему именно эти фразы у вас получились? (ответы детей).

Действительно, это ключевые фразы, через которые авторы песни передают основную смысловую нагрузку. «Тех, кому жизнь чужая дороже собственной»: именно о самопожертвовании, о смелости, о готовности прийти на помощь эта песня. Люди, выбравшие профессию пожарного, ради жизни других людей рискуют собственной жизнью: входят в горящие здания, туда, где разрушаются перекрытия и стены, туда, где большое задымление. Но они твёрдо уверены, что их долг – спасти тех, кто оказался внутри здания, кому огонь отрезал путь к спасению, кому нужна помощь, чтобы покинуть место пожара. Они делают это по велению сердца. Это их обычная ежедневная работа, которую редко замечают люди до того, как случится беда. Это «герои, неизвестные никому»

«Но ты попробуй, шагни в огонь, если дома жена и дочь»: это те слова, которые позволяют нам понять, что пожарные – это такие же люди, как мы с вами, у всех из них есть жёны, дети, родители. И каким бы высоким не был их профессионализм, они тоже переживают, отправляясь на вызов. Они так же, как и ваши родители, переживают за своих сыновей и дочек, понимают, что тушение пожара непредсказуемо, и они могут не вернуться с выезда назад к семье.

Пожарный – это опасная, но очень нужная профессия. Именно пожарные первыми прибывают на место происшествия и встречаются с опасностью лицом к лицу. Автор говорит о таких моментах: «они вновь и вновь шагают в никуда», ведь всегда неизвестно, что ждёт пожарных за завесой дыма: есть ли в помещении люди, как быстро распространяется пожар, есть ли легковоспламеняющиеся предметы и газовые баллоны внутри и т.д. Все решения приходится принимать очень быстро и реагировать на малейшие изменения в ситуации.
Знаете, а ведь этим сильным и смелым людям нужна наша помощь. Как вы думаете, чем мы можем им помочь? (ответы детей)

— Что нужно делать нам, чтобы пожарным было легче работать? (ответы детей)

Верно, соблюдать правила пожарной безопасности, быть более осторожными и аккуратными с огнём, чтобы создавать меньше ситуаций, когда пожарным придётся рисковать жизнью. Помнить, что наше поведение влияет на жизнь отважных пожарных и их семей.
Я уверена, что сегодня на занятии многие из вас по-другому взглянули на профессию пожарного и задумались о жизни этих отважных мужчин, о качествах, которые помогают им в этой сложной и нужной всем профессии, а может быть нашли какие-то качества и в себе.
Я верю то, о чём мы сегодня говорили, поможет вам лучше понять чувства пожарных и заложит один из кирпичиков ответственного отношения к использованию огнеопасных предметов в обычные будние дни.

Список источников, использованных при подготовке конспекта:

  1. Дидактические карточки «Безопасность в доме». Иллюстрации Кочетова Е. ООО «Маленький гений Пресс».
  2. Огнеопасные предметы. URL: http://gigabaza.ru/doc/80024.html
  3. Пожарная безопасность Вашего дома. Брошюра. URL: http://www.spas-extreme.ru/library/Dlja_uchitelej
  4. Текст песни «Шагни в огонь»/ «МЧС». Родноподлисы URL: http://lyricsonline.ru/48962-rodnopolisy-mchs.html
  5. «Шагни в огонь»/ «МЧС». Роднополисы. URL: https://vk.com/videos-31300837?z=video-31300837_456239028%2Fclub31300837%2Fpl_-31300837_-2