Как писать эссе по обществознанию?

Советы школьникам и педагогам

С введением ЕГЭ в систему образования, всё чаще стали появляться вопросы: «Как писать эссе по обществознанию?»; «Что мне в нём писать?» и так далее.

Итак, во-первых, разберёмся, что же такое эссе?

Эссе – это небольшое изложение своего мнения по заданной теме и его обоснование, проще говоря. То есть нужно писать кратко, но, как говорится, чётко. И это не значит, что можно писать всё, что вздумается. Есть определённый план написания, которому педагог обязан научить ребёнка. Он включает в себя три последовательных пункта, каждый из которых нужно начинать с красной строки, иначе говоря – раскрывать как отдельную микротему.

Примерный план написания любого эссе:

1. Проблема и раскрытие темы.
2. Своё мнение и обоснование.
3. Аргументы.
Вот три основных аспекта, т.е. абзаца, или микротемы, по которым оценивают эссе.

1. Проблема и раскрытие темы
Разберёмся в самой сути для начала. На экзамене будет дано какое-либо изречение, мысль или даже текст известного человека с его личным мнением. Писатель или мыслитель всегда поднимает какую-либо проблему, по поводу которой, собственно, и пишет. Таким образом, экзаменуемому нужно определить эту самую проблему и раскрыть её суть. Это первое, о чём нужно писать. Не стоит расписывать всё подробно с расчётом на большое количество слов, эссе подразумевает краткость, но в то же время осмысленность. Пяти-шести предложений вполне хватит для этого «раздела».
За эссе в общем даётся 5 баллов, а конкретно за данный, так сказать, раздел даётся 1 балл. Но не стоит думать, что раз даётся всего 1 балл, необязательно и стараться для этого. Есть такой очень важный нюанс: когда проверяющий просматривает работу, он в первую очередь смотрит именно на начало, т.е. на то, как ученик определил проблему. Если проверяющий видит, что проблема определена неверно, а ребёнок не знает, о чём пишет, работу не проверяют дальше, а сразу же ставят 0 баллов. Это значит, что становится неважно, что ученик пишет в дальнейшем. Может быть, он супер хорошо напишет своё мнение, но если в самом начале проблема выявлена неверно, дальнейшая писанина не имеет смысла в проверке.
Именно поэтому очень важно объяснить ребёнку всю значимость первого пункта и научить правильно понимать изречение или же текст. От того, как будет положено начало в эссе, может зависеть вся работа.

2. Своё мнение и обоснование
За написание этого пункта даётся 2 балла. В нём нужно написать самую стандартную фразу «согласен/не согласен/частично согласен». Это нужно писать именно после раскрытия темы, потому что, чтобы согласиться или не согласиться с чем-то, нужно это что-то раскрыть. И очень важна фраза « Я согласен/не согласен с высказыванием автора» в самом начале пункта, иначе это не будет соответствовать форме написания. И сразу же после этого нужно обосновать это, то есть написать, почему так, а не так. Если ученик просто напишет, согласен он или нет, то, скорее всего, за данный пункт экзаменуемый получит 0 баллов. По этой причине важно научить ребёнка правильно излагать мысли, без так называемой «воды». То есть кратко, понятно и по теме.

3. Аргументы
Это часть самая важная и высоко оцениваемая. В ней ученик приводит свои аргументы, связанные и обосновывающие тематику или же мнение экзаменуемого. Аргументов должно быть 3 или 4, в зависимости от возможностей и знаний ученика. И должны быть они и из теоретической части, и из практической. Это значит, что один или два аргумента из книг, из статей каких-то публицистов и т.д. И ещё один или два аргумента из жизни или рассказов друзей или родителей, т.е. то, что произошло на практике.
Будет достаточно и трёх аргументов, но лучше, конечно, написать четыре для подстраховки. Все эти пункты и являются ответом на вопрос «как писать эссе по обществознанию». И не только по обществознанию, но и любое другое. Т.е. план может подойти к любой теме и предмету.
И, наконец, давайте разберёмся в том, за что могу снизить балл в эссе. Во-первых, сразу ноль будет выставлен, как писалось выше, если не будет проблемы и раскрытия темы. Во-вторых, если мнение будет скудным и необоснованным. И, в-третьих, если какой-либо аргумент не дописан или он не подходит в данном случае.

Подытожим

  1. Когда вы как педагог объясняете, как писать эссе по обществознанию, первым делом нужно дать план. Многие советуют писать сначала на черновике. Но это будет лишней тратой времени. Лучше всего предложить учащимся нанести на черновик план и примерно набросать аргументы и проблему. Своё мнение лучше написать «по ходу», но если будет сложно, можно сделать наброски.
  2. Второе, это дать понять, что нет чего-то такого, на что нужно положить больше сил лишь потому, что оно больше оценивается. Каждый пункт очень важен, и если неправильно написан хоть один, вся работа будет забракована.
  3. И третье, краткость – сестра таланта. Нужно объяснить, что эссе подразумевает краткое изложение мыслей, не надо отвлекаться и уходить далеко от темы. Поменьше воды и всё будет хорошо.

Амирбеков Динислам