Экспертиза ВПР. Обществознание

Дмитрий Казаков, учитель высшей квалификационной категории, активист профсоюза «учитель, проанализировал задания ВПР по обществознанию для 6 и 8 класса. Демо-варианты работ ВПР по предмету взяты с сайта ФИСОКО.

Дмитрий делает следующие выводы: «ВПР по обществознанию является неадекватным измерительным средством проверки знаний обучающихся. Для его выполнения требуется специальная подготовка, что противоречит п.12 описания к проверочной работе; ВПР ориентирует учителя на «натаскивание», нарушает образовательный процесс. Часто вопросы в проверочной работе не соответствуют содержанию образования.

6 класс

В описании проверочной работы в пункте 5 перечислены кодификаторы проверяемых элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся. В целом описание содержания проверочных работ соответствует содержанию образовательной программы и УМК на основе учебника Котова за 6 класс. Однако содержание конкретных заданий вызывает вопросы.

1. В вопросе 3 обучающийся должен проанализировать круговую диаграмму. Анализ диаграмм не входит в содержание образования в 6 классе. Это совершенно новый тип заданий, который еще не применяется на уроках обществознания на данном уровне обучения. По крайней мере для выполнения данного задания обучающим необходимо дополнительно отработать навык выполнения задания, что противоречит рекомендациям по выполнению ВПР (пункт 12. «Рекомендации по подготовке к работе: специальная подготовка к проверочной работе не требуется»).

2. Отчасти специальной подготовки требует также задание 7, требующее ответить на вопросы по картинке (фотографии). Это задание из серии дополнительных, которые могут и не рассматриваться на уроках, что лишает учителя возможности выбирать методы и приемы, используемые в обучении. ВПР в целом навязывает учителю определенный тип построения учебных занятий с учетом типологии заданий. В демоверсии 2021 года в вопросе 7 обучающиеся должны дать оценку покупки вещи в кредит, что находится за рамками образовательной программы.

3. Задание 8 невозможно выполнить без специальной подготовки. Даже у учащихся старших классов задания на написание мини-сочинения вызывают сложности. В 6 классе обучающиеся впервые знакомятся с предметом «обществознание», что делает усвоение материала более сложным и требует адаптации.

4. Задание 8 демоверсии 2021 года: «Привлекая обществоведческие знания, составьте краткое (из 5–7 предложений) сообщение о нашей стране, используя все приведённые ниже понятия. Российская Федерация, Конституция Российской Федерации, Президент России исполнительная власть, законодательная власть, государственные символы». Данная тема в содержании образования УМК Котова рассматривается в конце учебного года, в 4 четверти, а проверочные работы запланированы в 6 классе с 15 марта по 2 мая. Обучающиеся только приступят к изучению этой темы на момент написать работы.

8 класс

В описании к демоверсии 2021 года проверочной работы по обществознанию в 8 классе под пунктом 5 перечислены «Кодификаторы проверяемых элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся» (далее кодификатор). Из них видно, что ВПР не соответствует содержанию образования по обществознанию в 8 классе по УМК Соболева О.Б., Чайка В.Н. В кодификаторе к проверяемым элементам содержания образования относятся темы по экономике, которые отсутствуют в курсе обществознания по УМК Соболева О.Б., Чайка. Номера вопросов по теме «Экономика» в демодемоверсии 2021 года – 2, 3, 5, 6, 8, 10. Изучение раздела по экономике, раскрывающего представленные вопросы, начинается в 9 или 10 классе.

Итог:

ВПР по обществознанию является неадекватным измерительным инструментом проверки знаний обучающихся. Для его выполнения требуется специальная подготовка, что противоречит п.12 описания к проверочной работе, ориентирует учителя на «натаскивание» к ВПР, нарушает образовательный процесс. Нередко вопросы в проверочной работе не соответствуют содержанию образования.

Казаков Дмитрий Васильевич,

учитель истории высшей квалификационной категории МБОУ СШ с. Таремское, Павловский район, Нижегородская область


Источник