Экспертиза ВПР. География

Леонид Перлов, учитель географии и почетный работник образования, проанализировал задания по географии для 8 классов к ВПР-2021. «Комплект заданий на одного ученика состоит из 12 страниц. При четырех классах в параллели, средней численностью 28 человек, только для 8 классов потребуется 1344 листа бумаги. Далеко не каждая школа может себе это позволить, даже если не учитывать расходные материалы для копировальной техники и время, необходимое для тиражирования работы», — пишет Леонид.

1. Организация, хронометраж

Работа не учитывает школьных реалий в части организации и планирования образовательного процесса. Сдвоенные уроки географии – весьма нечастое явление в школе; следовательно, работа продолжительностью 90 минут не только вынудит учащихся и учителя работать без перемены, но и, неизбежно, затронет школьное расписание в целом, отразится на других предметах. Учебные часы будут безвозвратно потеряны не только по географии. Учитывая, что работа в 8 классах запланирована на 9 апреля, она совпадет для многих школ с концом триместра. Оценка за ВПР в триместре не учитывается; триместровые рубежные работы, таким образом, учителю все равно придется проводить, а времени для этого у него не будет. Единственный вариант – за счет времени, запланированного на обучающие, а не контрольные уроки.

2. Оборудование

По условиям проведения, использование атласов при работе не допускается, что, по моему мнению, категорически неверно. Уж если и следовало бы что-либо проверять во всероссийском масштабе, так это умение пользоваться картографическими источниками информации. Включенные в работу бланковки эту проблему не решают, тем более, что при копировании и многократной распечатке гарантировать надлежащее полиграфическое качество даже этих материалов не представляется возможным.

Комплект заданий на одного ученика состоит из 12 страниц. При четырех классах в параллели, средней численностью 28 человек, только для 8 классов потребуется 1344 листа бумаги. Далеко не каждая школа может себе это позволить, даже если не учитывать расходные материалы для копировальной техники и время, необходимое для тиражирования работы.

Все вышеупомянутые 1344 листа учитель должен будет проверить, причем в условиях строго лимитированных по времени и, вероятнее всего, без какой-либо дополнительной оплаты, как и за тиражирование, а также комплектование работы. Учитывая опыт осенних ВПР, ему же придется по каждому ученику, классу, параллели составлять многостраничный отчет-анализ, опять-таки, в свое личное время и за собственный счет.

3. Содержание

При подготовке к работе рекомендовано использовать учебник Е.М. Домогацких и Н.И. Алексеевского, далеко не самый популярный в школах и за пределами Москвы известный мало.

Собственно задания построены по «олимпиадному» алгоритму, для рубежного и тематического контроля малопригодному. Кроме того, задания содержат многочисленные неточности и некорректные формулировки, не позволяющие дать однозначный непротиворечивый ответ.

Примеры (анализ демоверсии):

1.1. Определение пограничных стран по контуру с указанием столицы. Для 8 класса задание бессмысленное. Для Географии России, изучаемой в 8 классе, достаточно перечня этих стран.

1.2. Морские границы. Формулировка задания ошибочна. В ответе требуется назвать одну страну (Япония), а в задании таких две – Япония и Грузия.

1.3. Относительная протяженность границ. Формат задания (гистограмма) совершенно не соответствует его содержанию. Имел бы смысл линейный график, гистограмма только перегружает задание.

2.1 Объекты, влияющие на географическое положение России. Перечислены и отмечены на карте-бланковке географические объекты. Но на ГП они никоим образом не влияют. Они просто входят в состав ее территории.

3.1. Некорректное использование терминологии. Алтай – не горы, а горная страна.

4.0. Откуда у р. Вилюй снеговое питание? Снега в Вост. Сибири выпадает немного, и всю зиму река подо льдом, питание подземное. В теплое время года снега нет вообще, питание, опять-таки, подземное и дождевое.

4.1. Требуется определить уклон Вилюя, причем сразу на всем протяжении русла. Бессмысленная величина для реки длиной 2650 км.

5.1. Климатограммы. Требуется указать климатический пояс и тип климата, однако в ответах для Норильска тип климата не указан, только пояс.

5.2. В тексте, описывающем Норильск, говорится, что снега там немного. Полная ерунда. Тоннели в снегу прокапывают.

6.3. Описание путешествия. Среди прочего сказано, что г. Воронеж находится на берегу р. Дон. На самом деле – на берегу р. Воронеж, притока Дона, и Воронежского водохранилища.

 4. Общие выводы.

• Проведение ВПР по географии, да еще и в конце осложненного пандемией учебного года, ни дидактически, ни методически не оправдано.

• Предусмотренная «Инструкцией по выполнению работы» организация ее не учитывает сложившуюся практику организации образовательного процесса и негативно на нее повлияет, причем не только в части конкретного предмета, но и на весь учебный процесс школы.

• Сама работа, если судить по доступным демонстрационным материалам, подготовлена весьма некачественно, и решению поставленной задачи (диагностика состояния преподавания и усвоения материала курса) способствовать не будет.

Л.Е. Перлов, учитель географии Высшей категории, почетный работник общего образования РФ


Источник