Учимся правильно выбирать репетитора

Многие семьи, которые в первый раз решают воспользоваться услугами репетиторов для своих детей, встают у распутья: где искать специалиста — на сайтах, в соцсетях, по знакомым? Какой формат — онлайн или оффлайн — выбрать? Как не потратить время и деньги впустую? Разбираемся, какие вопросы стоит задать себе и ребенку, прежде, чем начинать поиски преподавателя, и что нужно делать, чтобы не разочароваться в своем выборе.

Определитесь с целью

В любом деле четко сформулированная цель — залог успеха. Поэтому, прежде чем начинать поиски репетитора, важно понять, зачем вообще ребенку дополнительные занятия.Как правило, основными причинами становятся плохое понимание предмета, неуспеваемость, подготовка в экзаменам или тестам, планы поступить в ВУЗ.

Чтобы причина превратилась в ясную цель, движемся от абстрактного желания к конкретике. «Хочу лучше знать математику» — цель размытая. «Хочу победить в городской/областной/всероссийской олимпиаде» или «Хочу поступить в математический лицей» — точная. «Хочу нормально сдать ЕГЭ» — абстрактна, «Хочу сдать ЕГЭ на N баллов, чтобы поступить в N-нный ВУЗ» — конкретна.

Иногда родители отдают детей «за компанию» с их друзьями или одноклассниками, так часто происходит на занятиях по иностранному языку. Планы нередко бывают неопределенными — «когда-нибудь заговорить на английском». Но даже в этом случае полезно добавить конкретики: «заговорить на английском, чтобы общаться на отдыхе следующим летом», «чтобы поехать по обмену», «чтобы понимать песни любимой группы». Тогда для ребенка занятия наполнятся смыслом и станут интереснее. Если ребенок понимает, зачем он тратит свои время и силы, он будет мотивирован на учебу.

Ошибочно думать, что цели, поставленные в начале обучения, легко поменять в процессе. Например, если изначально родители хотели, чтобы их сын «закончил школу без троек», и репетитор стал заниматься с учеником именно для такого результата, не стоит ожидать, что он быстро сможет подготовить ребенка в лучшие технические вузы. Безусловно, смена цели в процессе обучения возможна, но далеко не всегда. И это оговаривается со специалистом в начале работы.

Не упускайте время

Следующий шаг после определения целей — сверка сроков.

Необходимость улучшить школьные оценки может возникнуть в любое время. Но репетиторы формируют свой график в начале учебного года, и есть вероятность, что потом у педагога, особенно востребованного, уже будет достаточное количество учеников.

Если это подготовка к ОГЭ/ЕГЭ, то, по наблюдениям руководителя отдела поддержки и сопровождения клиентов Tutor.ru Марии Куцык, занятия, как правило, начинаются за 1-2 учебных года до итоговой аттестации. Время будет сильно зависеть от уровня знаний конкретного ребенка. Бывает так, что у школьника достаточно высокий уровень знаний, и к репетитору обращаются за три месяца до экзамена, чтобы разобрать вопросы оформления тестов и другие нюансы. Кроме того, срок подготовки будут зависеть и от результатов, на которые рассчитывает ученик.

Ищите внимательно

Итак, вы сформулировали цель и сроки. Теперь время определиться, где репетитора искать.

Сарафанное радио

У сарафанного радио есть неоспоримый плюс. Информация идет из «первых рук» — от людей, которых вы знаете лично и которым доверяете. В этом случае можно не бояться «проплаченных» и «накрученных» положительных отзывов: можно подробно расспросить о занятиях, методах работы, «послужном списке» репетитора.

Однако есть и минус. Услышав множество похвал в адрес специалиста, есть риск забыть об истинной цели занятий. Обязательно уточняйте, в чем именно хорош специалист. Если он просто подтягивает знания по предмету и не знаком с форматом ЕГЭ, а ваш ребенок хочет сдать экзамены как можно лучше, то стоит поискать другого преподавателя.

«После всех поисков репетитора, поняли, что контакты лучших репетиторов передаются родителями, у которых детям помогли (читать: поступили). И они редко предлагают свои услуги в соцсетях, так как учеников и так много», — рассказывает участник сообщества «Альтернативное образование в России» Юлия Морозова*.

 Сайты по подбору репетиторов

У этого источника тоже есть свои плюсы и минусы.

Что удобно: на этих ресурсах есть множество специалистов по каждому из предметов, особенно если речь идет о крупных городах. Если через сарафанное радио вы найдете небольшое количество репетиторов, то здесь выбор огромен.

Что неудобно: преподаватели будут вам незнакомы, и при изучении их анкет придется довериться только указанной информации и отзывам, которые оставили ученики и их родители. Кроме того, выбор осложняется разнообразием предложений — глаза буквально будут разбегаться при виде десятков и сотен анкет.

Специализированные ресурсы для поиска репетиторов

Ассоциация репетиторов
В базе более 116 репетиторов по 30 предметам. Есть преподаватели не только по традиционным математике, русскому языку или физике, но и по музыке, редким иностранным языкам, актерскому мастерству и другим направлениям. Можно искать по фильтрам самостоятельно или оставить заявку на бесплатный подбор репетитора.

Repetitor.ru
В базе более 15 тысяч репетиторов. Очные занятия предлагаются в Москве, дистанционные — во всех странах. После заполнения заявки, в которой надо указать контактные данные, выбрать предмет и описать ситуацию, сразу будут доступны анкеты преподавателей, которые наиболее точно соответствуют запросу.

«5-Легко»
В базе более 47 тысяч преподавателей, набор дисциплин крайне большой. Есть как специалисты по общеобразовательным предметам, так и преподаватели высшей школы. Можно искать самостоятельно и отправлять репетиторам персональную заявку, а можно оставить краткую заявку с пожеланиями к стоимости урока, графику и району.

«Ваш репетитор»
В базе более 300 тысяч преподавателей по 80 предметам, и даже есть региональные отделения — помимо России компания работает на Украине, в Белоруссии и в Казахстане. При регистрации все репетиторы проходят собеседование, а также аттестацию по предмету.

Tutor.ru 
Сайт предлагает поиск специалистов в разных городах. Можно оставить заявку на бесплатный подбор или самостоятельно выбрать до 5 репетиторов и пройти у них одно бесплатное занятие. Эксперты ресурса проводят оценку знаний ученика — он пишет контрольную работу с учетом своего класса, эксперт проверяет результаты теста, и на основе этой информации репетитор разрабатывает план обучения.

«Фоксфорд»
Фактически это онлайн-школа для учеников 1−11 классов. В компании есть и онлайн-курсы, и индивидуальные занятия с репетитором. Есть подготовка по школьной программе и итоговым экзаменам — ОГЭ и ЕГЭ. Занятия проводятся дистанционно, в том числе и подготовка к экзаменам.

Социальные сети, форумы и блоги

Этот источник совмещает в себе плюсы и минусы первых двух. С одной стороны, он чем-то схож с сарафанным радио, поскольку порекомендовать репетитора могут ваши знакомые и друзья в интернете, которым вы доверяете. С другой стороны, если вы просите совета в группах в соцсетях, выбор тоже предстоит нелегкий. Вероятнее всего, вариантов будет много и от незнакомых людей, и вам придется отсеивать их так же, как на специальных сайтах.

«Абсолютно не согласна, что у хорошего репетитора все через «сарафанное радио». Я сама репетитор и у меня много учеников, вот сейчас прикинула: только процентов 60 пришли через «сарафанное радио», а остальные 40 — через фейсбук. Это адекватная площадка в том числе и по поиску образовательных услуг», — пишет пользователь Оксана Синькова*.

Сообщества для поиска репетиторов

Группа «Альтернативное образование в России» в Facebook (более 32 тысяч участников).
Специализированных разделов для поиска репетитора нет, однако можно сделать публикацию с просьбой поделиться контактами и отзывами на репетиторов по интересующему предмету.

Группа «Все репетиторы» в VK(более 33 тысяч участников).
Это одна из самых популярных и «живых» групп по подбору репетиторов . На доске регулярно, иногда по несколько раз в час, появляются объявления, в разделе «Обсуждения» можно задать интересующие вопросы.

Группа «Репетиторы России» (почти 9 тысяч участников).
Можно найти репетитора из любого российского города.

Группа «Домашнее обучение — семейное образование» в VK (более 19 тысяч участников).
В обсуждениях есть тема об услугах репетиторов, которая постоянно обновляется.

Выбирайте скрупулезно

Процесс выбора специалиста с помощью любого из трех источников можно облегчить, если помнить несколько важных принципов.

  1. Выбору репетитора предшествует изучение рынка. Это позволит лучше ориентироваться в вопросе и представлять, чего ожидать от преподавателя. Даже если это репетитор, о котором хорошо отзываются ваши знакомые, зайдите на сайты для поиска, изучите набор квалификаций преподавателей с нужным профилем. Также обратите внимание на ценовую политику, сравните стоимость услуг нескольких специалистов. Не стоит думать, что чем дороже стоят уроки у репетитора, тем он лучше. Иногда это совершенно не так.
  2. Регалии не так важны. Взвесьте, действительно ли вашему ребенку нужен известный преподаватель из хорошего вуза, если цель — подготовиться к ЕГЭ по математике на 4, чтобы просто не портить аттестат.
  3. Онлайн не хуже офлайна. Если вы рассчитываете на личные встречи ребенка с преподавателем, но подходящий вариант найти сложно, рассмотрите дистанционное обучение. Сейчас есть множество программ, позволяющих репетитору проводить занятия удаленно не хуже, чем очно. Кроме того, после дистанта в школе дети уже привыкли к этой форме обучения.
  4. Отзывы часто врут. В интернете много заказных оценок, поэтому есть все основания потратить время на внимательное изучение комментариев на странице преподавателя. Насторожитесь, если отзывы о репетиторе исключительно положительные, но при этом в них нет никакой конкретики — в чем именно помог, каких конкретных успехов добился сам ученик, что именно понравилось в занятиях. В то же время несколько негативных отзывов при большинстве положительных не повод отвергать кандидатуру. Бывает, что специалист и ученик не совпали по манере объяснения и усвоения материала, по личным качествам, и тогда в паре негативных отзывов нет ничего страшного.
  5. Многое выясняется лично. Иногда в процессе разговора оказывается, что прекрасный по рекламному описанию и отзывам репетитор лично вам не подходит или вызывает настороженность. Спрашивайте не только о цене, расписании занятий и других «технических моментах». Расскажите о точной цели занятий, поинтересуйтесь, имеет ли преподаватель необходимый опыт, попросите подробнее рассказать о квалификации и методах обучения. Мария Куцык советует сразу договориться и о том, как вы сможете отслеживать промежуточные результаты и получать обратную связь. Узнайте, можно ли получить пробный урок, это позволит заранее оценить методику репетитора и понять, сложится ли у него контакт с ребенком
  6. Отзыв ребенка — самый показательный. После пробного/первого занятия обязательно поинтересуйтесь у ученика, как оно прошло и что он думает о репетиторе.

«Понять, подходит ли репетитор, можно главным образом по двум показателям: сложился ли у репетитора контакт с ребенком и насколько репетитор осознанно идет к достижению цели занятий. Первое можно оценить по тому, насколько ребенку нравится педагог, смог ли он его заинтересовать, учитывает ли его особенности при построении занятий», — рассказывает Мария Куцык.

Не теряйте бдительность

Нередко родители и дети склонны воспринимать занятия с репетитором как «волшебную таблетку», которая решит проблемы с оценками и/или сдачей экзамена. Но разумеется, преподаватель не волшебник, и никакого чуда без работы самого ученика не произойдет. Если вы не интересуетесь прогрессом ребенка, вас могут ожидать неприятные сюрпризы.

«Был неудачный опыт репетитора. Взяла с того же сайта, когда самой стало сложно с ребенком ЗФТШ (Заочная физико-техническая школа. — ред.) разбирать (тройки пошли). Ага, они мило занимались, только потом оказалось, что все, что они разбирали с этим преподом было на 2. Хотя у него значилось, что он работает в ЗФТШ…», — пишет пользователь Ирина Бузанова*.

По словам Марии Куцык, сам процесс занятий контролировать не всегда имеет смысл — часто у самих родителей может не хватать компетенций, чтобы оценить их качество. Но обязательно нужно контролировать промежуточные результаты. Это позволит вовремя отследить, если между учителем и учеником возникнут сложности.


Источник