Если учитель раздражается, его надо просто вывести из класса

Интервью с популяризатором идей гуманной педагогики Шалвой Амонашвили

Имя Шалвы Александровича часто можно слышать от психологов — им восхищаются и даже называют мудрецом. Этот человек имеет прямое отношение к проекту «самопознание», инициатором которого является первая леди Казахстана Сара Назарбаева. Об этом предмете, о проблемах современного школьного образования и воспитании детей мы побеседовали с этим выдающимся человеком. Сам он в настоящее время живет в Грузии, но периодически выезжает с семинарами за рубеж.

Шалва Александрович, знаем, что Вы бывали в Казахстане, знакомы с Сарой Назарбаевой и, кажется, имеете свое мнение насчет проекта «самопознание»?

Шалва Амонашвили:
Я был экспертом при разработке этого проекта, давал свои советы, и, как потом понял, многие из моих пожеланий были приняты. В конце концов, на общем, очень важном совещании — это было лет десять тому назад — концепция была принята. Я рад, что Казахстан имеет такую прекрасную программу. Вообще, мир нуждается в духовном прозрении, возрождении. А Казахстан дает хороший пример этому. Именно в Казахстане три года назад был проведен Всемирный духовный форум. Проект Сары Алпысовны и программа «самопознание» — это подтверждение стремления Казахстана стать неким центром духовного возрождения планеты.
Проект Сары Алпысовны несет очень много положительных результатов. Во-первых, дети знакомятся с такими понятиями, как доброта, любовь, сострадание, сочувствие, преданность, вера. Они знакомятся с мировой духовной культурой. И не просто знакомятся, они еще и практикуют, упражняются и в делах, и в решении разных познавательных задач, связанных с духовностью. Так что эта программа уникальная. Я рад, что Казахстан дает пример миру для разработки таких программ. Но пока мало вижу других стран, где могло бы произойти такое же прозрение. Видимо, это еще в будущем. Так что я поздравляю учителей Казахстана, систему образования Казахстана, которая сделала такой прорыв.
Я очень уважаю и люблю Сару Алпысовну, часто встречаюсь с ней и всегда восхищаюсь ее преданностью, талантом и той верой, с которой она относится к своим разработкам.

В чем важность предмета «самопознание»? И не кажется ли Вам, что сегодня в школе преподается очень много ненужной информации?

Ш. Амонашвили:
То, что в школе преподается очень много ненужной информации, а не знаний — это точно. Информация это еще не есть знание, но именно информация сегодня занимает значительную часть всей школьной программы, что, конечно, перегружает сознание детей.
Что касается предмета «самопознание», скажу следующее. Если мы хотим воспитывать личность, а не просто человека, то мы должны знать, что личность без самопознания не существует. Без самопознания, без воли, без цели, без смысла жизни — без всего этого мы не можем говорить о личности. Пусть даже человек владеет всеми знаниями мира, но он не сможет стать личностью без этих ценностей.
Самопознание — это курс, расширяющий сознание, чувства, мировоззрение школьников, поэтому родители должны этот предмет приветствовать. Сейчас происходит уникальное явление: приходят новые дети, которых называют индиго, детьми света или звездными детьми. Они имеют более широкие возможности, чем дети, рожденные, скажем, в 60-70-х годах. Это особого рода дети. И, кроме этого, психология не раз доказала, что при развивающем эффекте дети могут осваивать гораздо больше, чем это происходит при обычном обучении. Так что если учителя будут опираться на развивающий эффект, то никаких перегрузок для школьников не будет. Это я испытывал много раз в течение нескольких десятков лет и сейчас продолжаю наблюдать за этими процессами.

Шалва Александрович, недавно мы беседовали с казахстанским культурологом, и, говоря о высоком уровне насилия в обществе, она предположила, что это связано в том числе с тем, что сегодня многие люди не знают, для чего живут. Как Вы считаете, кто должен объяснить человеку такие вещи — родители, учителя в школе, или человек должен сам прийти к понимаю какого-то предназначения, смысла жизни?

Ш. Амонашвили:
Я рад, что культуролог делает такой вывод. Действительно, одной из важнейших причин того, что в мире происходит насилие, а насилие, кстати, происходит и в школе тоже — авторитарный процесс — это давнишняя болезнь школы, является именно бездуховность и жизнь без смысла. Человек имеет свое предназначение — это моя такая вера. Хотя я свою веру черпаю из многих философских и духовных учений. Человек имеет свой путь, свое предназначение, он приходит в этот мир с целью. Но эта цель, путь, или смысл жизни глубоко скрыты в человеке. Ни один психолог не в силах сказать кому-либо, какое в человеке предназначение заключено. Мы можем, скажем, объяснить устремленность человека, склонность, талантливость, но предназначение мы не в силах объяснять человеку.
Как можно помочь человеку открыть в себе такое понимание? Только с помощью постоянного направления детей на внутренний мир. Вот я являюсь носителем гуманной педагогики, само слово гуманность означает смертный, который ищет в себе свое бессмертие. Учитель, который помогает ребенку искать в себе свое бессмертие, искать связь со своим духом, искать нечто высшее в себе — этот учитель и есть тот, который ведет поколение к смыслу жизни, к понимаю предназначения. А наступит время — сегодня, завтра, через десятилетия — человек обязательно встретится со своей миссией. Но если нет таких интенций (стремлений — Прим. Tengrinews.kz) в начале пути, то, может, человек проживет так, что и не задумается над своим смыслом жизни. К сожалению, в мире сейчас очень многие живут без смысла жизни, люди имеют лживый смысл жизни: накапливать деньги, иметь дачу, машину, удачно жениться и так далее — эти смыслы жизни не составляют суть присутствия человека на Земле. Но есть такая категория людей, которые знают, с чем они должны уйти из этого мира или что должны оставить в этом мире. С такими устремлениями человек не пропадет, он и в бизнесе продвинется, и в науке продвинется, и в искусстве — во всех сферах он просто будет победителем.

На Ваш взгляд, какую главную ошибку сегодня совершают родители при воспитании детей?

Ш. Амонашвили:
Главная ошибка в том, что родители требуют от образовательных систем — школ, детских садов и так далее — не становления личности своих детей, а чтобы детей напичкивали знаниями, чтобы они сдали ЕГЭ, чтобы приносили домой хорошие отметки, красиво писали, быстро решали или хорошо знали физику, математику и так далее. Но родители не интересуются нравственным подъемом своих детей, духовным ростом своих детей — этим не интересуются, и это главная ошибка. Родительское сообщество не задает заказ образовательному миру, чтобы воспитывать именно достойных граждан своей страны, воспитывать лучших людей. Родители должны понять, что их дети пришли в этот мир не для того, чтобы осваивать знания в школе, поступить в вуз и так далее, а чтобы утвердить свои жизненные цели, миссии, и это может произойти, прежде всего, с нравственным и духовным становлением молодого человека.

В «Википедии» есть статья про Вас, и там приведена цитата одного из Ваших критиков, который говорит о том, что Ваши идеи гуманной педагогики — это мина замедленного действия. Как Вы относитесь к этому?

Ш. Амонашвили:
Я не знаю, что имеет в виду автор, но мы занимаемся гуманной педагогикой сегодня, когда общество вовсе не гуманное ни в Казахстане, ни в России, ни в Грузии. Сегодня, когда общество озабочено материальными ценностями, и забота о духовности откладывается, мы закладываем основу нравственности молодому поколению, основу духовности и веры. Конечно, если это общество в последующем проявит себя, то это будет мина замедленного действия, но эта мина «взорвется» не для разрушения, а для раскрытия таланта. В этом смысле пусть это будет миной замедленного действия. Но гуманист никогда не разрушал города, страны, гуманист не создает бомбы и взрывчатки, гуманист не бросает их в самолеты. То есть это совершенно иное состояние духа в человеке.

Вы говорите о таких возвышенных вещах — нравственности, гуманизме и прочем. А при этом мы наблюдаем, что в 21 веке происходят войны, конфликты. Как к этому относиться, ведь не сопереживать этому невозможно?

Ш. Амонашвили:
Сопереживание и есть проявление гуманизма. Но я еще раз повторяю, нынешнее общество очень меркантильное, грубое, для этого общества гуманист — это как горячая картошка во рту. С одной стороны, не говорить о гуманизме тоже невозможно, поэтому люди говорят о гуманизме и тут же строят заслон, чтобы этот гуманизм не очень-то проник в школы.
Но есть другая логика. Например, я педагог, а вы привели ко мне своего 6-летнего ребенка, отдаете его мне на воспитание. Я задаю вам вопрос: кого вы хотите, чтобы я вам вернул — знающего красивое письмо, чтение, счет, или же чтобы он был самостоятельно мыслящим, творческим человеком (конечно, творческий человек тоже не может быть без знаний). Дайте мне заказ, чего вы хотите от меня? Наверное, вы скажете, что вы хотите, чтобы он вырос человеком. Но я же не буду вам говорить: зачем вам гуманист, когда такое положение в мире? Ведь мир изменится. Но не сам изменится, а мы сами должны изменить мир через наше сознание.

Получается, что Вы против того, чтобы детей наказывали за какие-то поступки грубостью, в том числе физически?


Ш. Амонашвили:
Я не один в мире такой, который действительно считает, что наказывать детей не надо. В том смысле, как это сейчас происходит. Слово «наказывать» — это вообще хорошее слово, значит — дать указ, дать путь, указывать. А под словом наказывать сейчас имеется в виду лишение чего-либо или даже физическое посягательство на ребенка. Это сейчас называется наказанием. Но если мы знаем природу ребенка, нам эти меры не нужны. Ребенок сам хочет учиться, сам хочет развиваться, хочет взрослеть, хочет обрести свободу. Если учитель опровергает эти ценности и принуждает детей учиться, тогда ребенок начинает бунтовать, его природа начинает бунтовать, а раз он бунтует, то считается, что его нужно наказывать. Мы искусственно взращиваем противостояние детей к образовательному процессу. А надо опираться на истинную природу. Вот сейчас все учителя говорят, что они знают психологию детей, но на самом деле они очень мало знают о детях. Дайте уроки, на которых ребенок развивается, обретает свободу, взрослеет, умнеет и общается с тобой на равных, дайте им такие уроки и тогда увидите, что детей наказывать не надо будет. А если уж наказывать, то это уже будет не наказание, а возмущение духа учителя, потому что он верит в ребенка, а ребенок сейчас эту веру не оправдывает, вот поэтому учитель и возмущается — вот самая крайняя форма наказания ребенка.

В одном интервью Вы как-то говорили о воспитании молчанием. Расскажите вкратце, в чем этот метод заключается?

Ш. Амонашвили:
Обстоятельства должны сложиться таким образом, при которых этот метод будет просто необходим. Скажем, ребенок в семье провинился перед матерью, нагрубил ей. Мама может тут же напасть на ребенка, накричать: «Как ты смеешь, вот папа придет, мы ему скажем!»; также она может лишить его чего-либо. То есть грубость ребенка покрывается педагогической грубостью мамы. А лучше было бы, если бы мама, обиженная на своего ребенка, отошла от него, села где-то в углу и поплакала или грустно посидела, или просто в этот день с ребенком не общалась. «Не хочу с тобой говорить», — вот это будет лучше, потому что ребенок начинает переживать, ему же хочется общения, общение — роскошь для него, а с мамой, отцом общение для него — целый мир. Вот в таких случаях молчание родителей более важно, чем всякие педагогические крики, наказание, угрозы и тому подобное, молчание заставляет ребенка задуматься: «А почему я это сделал?».
Я очень коротко объяснил это, здесь тоже есть своя психология. И для этого нужны определенные условия, ведь молчание в одном случае — это просто ржавчина, а в иных случаях — это золото.

 

Вы говорили про заблуждение некоторых учителей, что им иногда кажется, что только они знают, какие знания и как давать их детям. Мы время от времени видим в Интернете ролики, где учителя раздражаются и применяют насилие к ученикам, бьют их. Наверное, в этот момент учителя себя тоже как-то оправдывают?

Ш. Амонашвили:
Этому никакого оправдания нет. Для учителя самым важным качеством характера является не владение своим предметом — это само собой, проще простого и любить свой предмет. Самое важное качество — это терпение. Учитель, который проявляет раздражительность, нетерпимость — этот учитель есть разрушительная сила в жизни ребенка. Нетерпимость учителя вызывает более обостренную нетерпимость со стороны ребенка, грубость вызывает грубость. В гуманной педагогике есть простая аксиома: радость воспитывается радостью, любовь любовью, терпение терпением, преданность преданностью. Обратного пути нет. Если учитель раздражается, его надо просто вывести из класса.

Беседовал Ренат Ташкинбаев
 
Источник: персональный сайт Рами Блекта