Должностная обязанность директора школы – быть человеком

Владислава ДРУТЬКО, коуч и тренер, преподаватель Пятой выездной школы педагогов и директоров размышляет о требованиях сегодняшнего дня к руководителю образовательной организации

 

Кризис — хорошо

В образовании требования и к педагогам, и к руководителям ужесточились, добавилось бескомпромиссности. Стало сложно, но это здорово. Когда люди в кризисной ситуации, происходит естественный отбор. Тот, кто готов меняться, в том числе ради любимой профессии, — будет меняться, для него кризис станет точкой роста.

Измениться — сложно, это не один и не два года работы над собой. При этом единственное, что заставляет человека пересмотреть позицию, сделать шаг навстречу этим изменениям — личная мотивация. А откуда она берется? Что ее запускает? Только внешняя среда, новые требования. Или двигаешься вперед, меняешься, развиваешься, или окажешься на обочине.

 Лицом к человеку

Для сегодняшнего руководителя, который стремится соответствовать времени, важно быть в позиции «лицом к человеку». Ни к социальной роли — чиновнику, учителю, родителю, ученику, а – именно к человеку.

Если раньше, в советские времена, лишь приветствовались гуманизм, знание человеческой психологии, умение выстраивать отношения с любыми людьми директоров школ, то теперь этот набор стал обязательными минимумом. При этом он остается в большем дефиците.

В управленческой работе на первом месте человеческие отношения, причем чем выше должность, тем меньше значит знание специфики работы и больше — умение общаться с людьми. А в школе такое умение, понятно, особенно важно. Руководителям образовательных организаций нелегко, тяжелее даже, чем владельцам больших бизнесов. С одной стороны новое поколение детей, мыслительная деятельность которых происходит иначе, чем у предыдущих поколений, и это важно учитывать для грамотной организации образовательного процесса. С другой стороны – стандарты, правила, требования вышестоящих инстанций, которые в силу инертности еще не учитывают особенности современных детей. И директору школы важно учесть нюансы, ответить на вызовы, отладить механизм школы так, чтобы она эффективно решала все задачи.

Меняемся всем коллективом

Я часто работаю с директорами школ, помогаю развиваться, менять себя, методы работы, понимание требований времени. И директора быстро понимают, что трансформировать только себя – это тупиковый путь. Нужна работа всего коллектива школы. Движение в одном направлении, совместная и мыслительная, и творческая, и психологическая работа. В итоге выстраиваем работу так, что проводятся общие тренинги для целого коллектива, какие-то отдельно – только для администрации, какие-то — только для учителей. В этом серьезное отличие директоров школ от, например, бизнесменов, которые часто думают, что поработают над собой, и все сотрудники подтянутся.

Директора школ – командные люди и, как правило, понимают, что изначально надо меняться всем школьным коллективом, иначе толку не будет.

Сила внутри

Учителя, директора школ в группе риска профессионального выгорания. Это общеизвестно. И моя миссия — помочь избежать беды. Коуч – это не психотерапевт, который готов дать консультацию, совет, объяснить, как поступать в той или иной ситуации. Наша задача иная – мы должны научить человека (директора школы или учителя), тому, как жить внутри возникшей проблемы, как самостоятельно находить пути выхода из сложной ситуации, как уметь преодолевать кризисы. Коуч мотивирует людей и помогает структурировать мысли, отсечь мешающие эмоции, дает направление развития. Дальнейшую внутреннюю работу предстоит делать самому человеку. Сила должна быть внутри человека.

Мессенджеры крадут наше счастье

На Пятой выездной школе педагогов и директоров говорилось об эмпатии: зачем она нужна руководителю, учителю, как развить, почему способность к эмпатии важна более, чем многое другое. Обычно свои тренинги начинаю с того, что предлагаю участникам провести самообследование и оценить уровень своей способности к этому качеству по пятибалльной шкале. Напомню, что эмпатия — осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания. Так вот, как правило, 90 процентов людей ставят себе «пятерки».

В процессе тренинга мы разбираемся, что же такое эмпатия, почему человек считает, что обладает этим свойством, но все равно не складываются его отношения с людьми. В результате многие понимают, что называли эмпатией нечто совсем иное. Происходит серьезная переоценка себя, приходит понимание причин проблем в общении с подчиненными, коллегами, учениками.

Новые технологии уже приучили к общению с помощью смс, электронных писем, мессенджеров. Это быстро и удобно. Но! Таким образом у нас не вырабатывается гормон счастья. Человеческая природа так устроена, что необходимо общаться вживую: видеть глаза собеседника, слышать голос, иметь возможность прикоснуться. Тогда повышается уровень серотонина и эндорфина, то есть гормонов счастья.

Давайте общаться и учиться «живьем»!

Источник: pedsovet.org