Девять лет «майским указам» Президента. Профсоюз «Учитель» подводит итоги

В апреле 2021 года Росстатом были опубликованы данные по средним заработным платам «по экономике» и средним зарплатам педагогических работников за 2020 год. Профсоюз «Учитель» проанализировал выполнение «майских указов» президента накануне их девятилетия. Публикуем выдержки из доклада профсоюза «Учитель», полный текст доклада можно скачать по ссылке.

Итак, в 2020 году в 26% регионов заработные платы учителей (педагогических работников организаций общего образования) оставались в среднем менее 30 тыс руб. Еще в 43,5% регионов — более 30 тыс, но менее 40 тыс руб.

Меньше всего получали в 2020 году учителя Ингушетии — в среднем 23 691 рубль, что соответствует прожиточному минимуму 1 взрослого и 1 ребенка, чуть больше — педагоги Кабардино-Балкарии — 24 096 рубля и Карачаево-Черкессии — 24 339 рубля. В Республике Тыва средняя зарплата была 35 323 рубля, при том, что часть республики относится к территории, приравненной к Крайнему Северу.

Зарплату более 50 тысяч получают только педагоги регионов Крайнего Севера и экономически успешных субъектов федерации: Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга.

Диаграмма 1. Средняя зарплата педагогических работников образовательных организаций общего образования, 2020 год

chart

В 2015 году благодаря замене понятия «средняя заработная плата» на «средний доход от трудовой деятельности» удалось снизить нормативные показатели для выполнения «майских указов». Таким образом, путем изменения методики расчета правительство сильно снизило «планку» для учительских зарплат, существенно упростив региональным властям задачу по их повышению.

Профсоюз «Учитель» сравнил зарплаты учителей со средней по экономике регионов, рассчитываемой по старой методике, и пришел к выводу, что в этом случае указы выполнены только для четырех регионов: Московской, Ленинградской, Белгородской областей и Севастополя.  (См. «сравнение зрпл учителей со средней по экономике по старой методике»)

Если мы пересчитаем уровень зарплат педагогов в 2020 году, используя не новую, а старую статистическую методику, то получим 85,47% от средней по экономике вместо декларируемых 103%.

Для самых бедных регионов эта разница еще больше. Так, учителя Ингушетии получают в среднем 23 691 рубль, что составляет 78,54% от средней по экономике по старой методике, педагоги Кабардино-Балкарии — 24 096 рубля (80,56%), а Карачаево-Черкессии — 24 339 рубля (81,33%).

Кроме того, до сих пор в публичном доступе нет информации о том, каким образом учитывается зарплата административного персонала школ, совмещающего свои обязанности с педагогической работой. Это — вкупе с закрытостью данных статистики — не позволяет оценить, насколько продекларированные достижения отвечают реальному положению дел.

«Майские указы» сформулированы так, что даже полное и честное их выполнение не исключает наличие в стране учителей на пороге бедности. Более того, для их реализации власти пошли на манипуляции со статистикой и подмену понятий.

Указы не предоставили учителям реальных гарантий достойного уровня оплаты их труда: они никак не ограничивают разброс зарплат среди работников одного образовательного учреждения и между школами одного региона. Самым распространенным трудовым конфликтом в школах является конфликт за «нагрузку» — учебные часы, от которых в значительной степени зависит зарплата учителя. Но качество образования невозможно обеспечить, если две трети учителей работает на 1,5 ставки и более.

Трудовые коллективы учителей разобщены конкуренцией за стимулирующие выплаты, которые во многом зависят от расположения директора школы, приобретаемой в обмен на лояльность. Наставничество и успешная интеграция молодых педагогов в школы в таких условиях крайне затруднены.

Для обеспечения гарантий достойной оплаты труда необходимо на уровне федерального законодательства установить минимальный размер оплаты труда учителя за ставку (18 учебных часов) не ниже двух региональных МРОТ, а также привязать компенсационные выплаты и надбавки к размеру этих окладов. Данные выплаты должны быть учтены в федеральном бюджете. За региональными властями нужно оставить право повышать зарплату за счет регионального бюджета. Таким образом будет гарантировано сохранение достигнутого уровня зарплат в экономически успешных регионах.

Полный текст доклада


Источник