Cохраняя личные границы: опыт американских педагогов в отношениях с родителями

Кажется, нет ничего страшного в том, чтобы с утра разбудить педагога десятком сообщений в классном чате, а вечером – выяснять по телефону, почему это Вася ударил «нашего Петю». Найти баланс между тем, как оставаться в контакте и при этом не решать рабочие вопросы в личное время – задача не из лёгких. О том, как с этим справляются американские учителя, рассказывает Евгения Михайлова, мама ученицы, которая несколько лет посещала государственную начальную школу г. Нью-Йорка (США), а теперь учится в московской школе.

Покинула чат

Когда я сравниваю системы образования в России и США, мне кажется, что к некоторым вещам у американцев более разумный и практичный подход. Например, в российских школах очень распространены классные чаты с учителем в WhatsApp или других мессенджерах. Некоторые педагоги сами предлагают такую форму связи. Это, конечно, удобно: можно поделиться важной информацией что-то оперативно уточнить, «скинуть» домашку. Но, на мой взгляд, это «палка о двух концах»: в конце концов, находятся родители, которые начинают «спамить» чат лишней информацией, писать сообщения посреди ночи или пытаться решить в нём вопросы, которые уместнее обсуждать с педагогом с глазу на глаз. А учитель вынужден всё это круглосуточно читать и как-то реагировать. Он становится заложником родительских интересов, раздражается, и граница между личным и профессиональным стирается.

За всё то время, пока моя дочь училась в американской школе, я ни разу не звонила и не писала смс-сообщения ни одному из классных учителей. И не потому, что у меня не было к ним вопросов.

Дело в том, что в США номер телефона учителя – это конфиденциальная информация, которая охраняется законом.

Педагог не даёт свой номер родителям, да и такого понятия, как классный чат, просто нет. Зато родитель обязан в начале каждого учебного года предоставить школе подробные сведения о ребёнке и указать как минимум три контактных телефона для связи в экстренных случаях.

Если ученик получит травму или плохо себя почувствует на уроке, учитель сообщит об этом секретарю школы или школьной медсестре, которые сами позвонят маме или папе. Получается, что за педагогом остаются вопросы образования и организации учебного процесса, а за школой – контакты с родителями.

Всю дополнительную информацию (о планирующихся экскурсиях, школьных праздниках, родительских собраниях и т.д.) мы получали в виде распечаток, которые учитель клал в папку для домашних заданий и передавал с ребёнком. При этом никогда не было срочных «вводных» — обо всём сообщали заранее, как минимум, за месяц. А ближе к делу учитель постоянно передавал reminders («напоминалки») – тоже в бумажном виде.

Пишите письма!

Несмотря на то, что американский учитель не доступен для общения по телефону, это не означает, что с ним нет никакой обратной связи. Если у вас есть вопрос к педагогу, можно написать ему по электронной почте: свой еmail-адрес он сообщает в начале учебного года в приветственном письме родителям. Дело в том, что в американской начальной школе учителя меняются каждый год, поэтому такое знакомство с учениками и родителями – обязательный этап.

Обычно учитель проверяет email два раза в день – перед началом занятий и днём. Нужно понимать, что он может ответить не сразу, поэтому срочные вопросы лучше решать через секретаря школы. Иногда педагог может сам написать вам, если возникла ситуация, требующая участия родителя.

Моя дочь как-то случайно сломала подставку-планшет в классе — в письме учительница объяснила, что покупала эту вещь за собственные деньги, и вежливо попросила меня приобрести такую же на замену.

На мой взгляд, практика контактов по электронной почте в целом правильная: такой подход делает учителей менее уязвимыми. Во-первых, исключается общение на повышенных тонах даже по самым острым вопросам. А во-вторых, если переговоры с родителями вдруг перерастут в конфликт, педагог всегда может остановить переписку или предъявить письма как доказательство в случае разбирательства у директора.

Открыты по расписанию

Американские учителя подчеркивают, что они открыты для общения с родителями и всегда готовы помочь советом. В первую очередь, это касается вопросов успеваемости ученика: если есть проблемы, то педагог обязательно порекомендует ресурсы, которые помогут вам самостоятельно подтянуть вашего ребёнка.

Однако, о личной встрече нужно обязательно договариваться заранее. В расписании каждого учителя есть определённое время, которое отводится на встречи с родителями вне родительских собраний, – обычно это один час раз в неделю. Если вы собираетесь воспользоваться этой возможностью, надо предупредить педагога о своём визите.

Родительские собрания проходят строго в формате тет-а-тет и занимают целый рабочий день (для учеников этот день – выходной). На обсуждение каждого школьника выделяется 10 минут, а время, в которое каждый родитель готов подойти на собрание, также согласуется заранее.
В целом, в американской школе отношения «учитель-родители» построены так, что присутствие родителей в жизни педагога во внерабочее время сведено к минимуму. Учителей не дёргают по мелочам, и у них есть больше времени на то, чтобы восстановиться и подготовиться к занятиям.


Источник