Как настроить младшеклассников к началу учебного года

До 1 сентября остается несколько дней — отличное время для того, чтобы настроиться на рабочий лад. Особенно это важно для младшеклассников. Как помочь ребенку вспомнить правила русского языка и не утомить его еще до начала учебы? Об этом и не только рассказала методист-эксперт отдела методической поддержки педагогов Группы компаний «Просвещение» Ольга Самсонова.

К началу учебного года и дети, и родители относятся по-разному. Некоторые категорически не хотят, чтобы каникулы заканчивались, другие, напротив, ждут уроков с нетерпением. Кому-то хочется скорее встретиться с друзьями, кому-то — увидеть учителей, а кому-то — узнать новое.

Что важно сделать перед началом учебного года

Есть несколько советов, которые помогут родителям плавно перевести ребенка после каникул в режим занятий.

  1. Заранее войти в режим. За лето дети, а особенно ученики начальных классов, расслабляются, у них сбивается учебный ритм, они ложатся поздно и поздно встают. Обсудите с ребенком учебный график. Напомните, что скоро учебный год, и для того чтобы все успевать и чувствовать себя хорошо, важно хорошо высыпаться. Для этого надо ложиться в определенное время, чтобы к моменту подъема в школу быть полным сил.
  2. Поставить цели на новый учебный год. Посоветуйте ребенку спросить самого себя, чего бы он хотел достичь в ближайшие месяцы учебы. Очень важно, чтобы цель была измерима и достижима. Не стоит строить глобальные или нереализуемые планы. Например, если ученик не слишком хорошо успевал по русскому языку, стать круглым отличником сразу будет сложно — лучше сначала добиться твердых «четверок». Цели лучше всего записать, чтобы они всегда были у ребенка и у вас перед глазами.
  3. Определить проблемные зоны и повторить материал. На пути к цели обдумайте вместе со своим школьником, чего уже удалось достичь, а что еще только предстоит. Оцените, какие предметы и темы вызывают наибольшие сложности, и работайте над ними. Подготовку можно начать уже за несколько дней до учебного года, повторяя материал. Даже если серьезных пробелов в знаниях нет, небольшие упражнения помогут влиться в работу.
  4. Научиться планировать. Навыки планирования и тайм-менеджмента полезны не только детям, но и взрослым. Правильно распределяя энергию, ребенок сможет достичь всех поставленных целей. Например, можно заранее научить школьника рассчитывать, с каких заданий лучше начинать и сколько времени уходит на упражнения.
    В этом поможет такое пособие, как «Дневник младшего школьника. Планируй и успевай!» (автор Ю. Ясень). В нем есть и функции бумажного дневника, и схема-планировщик, используя которую как алгоритм, ребенок научится организовывать работу, планировать время и самостоятельно делать домашние задания. При регулярном заполнении пособия ребенок сам осознает, что ему удалось, а что нет, и по какой причине. Например, выяснится, что с некоторыми заданиями он не уложился в график, потому что смотрел в телефон или играл. Но не спешите делать выводы за ребенка — подождите, пока он осознает это сам.
  5. Обратить внимание на самооценку ученика. Под самооценкой в данном случае понимается умение объективно оценить свои достижения. Ребенку будет проще в учебе и в обычной жизни, если он будет объективно понимать, где он успешен, а где — не очень и что именно следует корректировать. В этом помогут пособия, с помощью которых ученик самостоятельно оценит, насколько легко ему было выполнять задания.

Как повторить материал эффективно

Со временем даже взрослые забывают ту информацию, которой не пользуются постоянно. Что говорить о младших школьниках, которые отдыхали от учебы три месяца? Если все каникулы они не повторяли ничего из программы и не сталкивались с необходимостью применять математику или русский язык в быту, их знания перешли в «скрытый режим», и первые месяцы осени уйдут исключительно на раскачку. Чтобы этого не произошло, спланируйте погружение в учебу до начала школы.

  1. Не ругайте себя и ребенка за отдых летом — даже если в каникулы школьник не хотел повторять материал или повторял несистематично. Летние месяцы нужны для того, чтобы прийти в новый учебный год отдохнувшими.
  2. Не пытайтесь вспомнить все за оставшиеся дни до 1 сентября. Это невыполнимая (и ненужная) задача, которая лишит ребенка предвкушения начала учебы и положительных эмоций, а также вызовет у него стресс и отторжение.
  3. Проведите диагностику и вспомните материал локально. Полезно понять самые слабые места в предмете. После начала учебы вы и ребенок сможете следить за ними особенно внимательно, а до начала — освежить знания.

При трудностях с материалом у ребенка запускается «цепная реакция»:

  • он забыл/не понимает правило,
  • следовательно, не может его применить;
  • следовательно, не может выполнить задание;
  • как результат, пропадает мотивации учиться, потому что решить задачу не получается.

Для диагностики пробелов разработаны специальные пособия. Это не учебники, но отлично помогают повторять и отрабатывать материал:

  • «Русский язык. Предварительный контроль. Текущий контроль. Итоговый контроль» (О. Е. Курлыгина, О. О. Харченко, 1-4 класс);
  • «Русский язык. Тетрадь учебных достижений» (В. П. Канакина, 1-4 класс);
  • «Русский язык. Тесты» (А. А. Бондаренко, 1-4 класс).

В пособиях даются задания на разные темы, что позволяет сразу увидеть пробелы в знаниях. В частности, проверяется знание видов предложений, имен существительных, правил переноса, ударений в словах, деления слов на слоги и другие.

Польза визуализации

Очень вероятно, что младшеклассник не понимает правило потому, что оно слишком сложно написано и не укладывается в голове.

Во время учебного года родители и учителя постоянно сталкиваются с ситуацией, когда ребенок начинает читать конкретное правило, запутывается, не понимает, как правильно его выучить, в итоге зазубривает, а потом не может применить.

Для образовательного процесса неважно, знает ли ученик правило дословно, главное — чтобы он понимал, какой алгоритм в нем заложен и как его следует применять.

Если у вашего ребенка есть сложности с заучиванием и пониманием правил, постарайтесь представить их в виде схемы или таблицы. Так вы упростите для школьника восприятие сложной текстовой информации, особенно если формулировка объемная.

Для визуализации и изучения материала на схемах можно воспользоваться таким пособием, как «Русский язык. Раздаточный материал» (В. П. Канакина, 2-4 класс). В нем есть как правила, в том числе на повторение и общие моменты, так и примеры, в некоторых из них даны лаконичные и понятные алгоритмы действий.


Источник