Что вы видите и слышите?

Как определить способности ученика «на глазок», без тестов

Все мы знаем, что каждый ребенок талантлив. Но вот подходит срок подготовки к выпуску и поступлению в вуз, и выясняется, что все таланты «растеряны». А если покопаться? А как? И еще важный вопрос — что важнее для успеха и развития ребенка: способности или мотивация?

Для начала давайте разберемся, почему ребенок теряет свои способности, и из яркой творческой личности он с годами превращается в депрессивного усталого от жизни зануду?

Как мы знаем, человек имеет двойственную природу — биологическую и социальную. Именно общественная жизнь, социальные требования делают нас «человеками». Если бы не требования социума, мы бы так и оставались на животной стадии развития без речи, ума и даже без прямохождения. Это доказывают немногочисленные «естественные» эксперименты, поставленные жизнью — это случаи детей-«маугли». Ребенок, по каким-то причинам потерявший родителей или потерявшийся в лесу, растет, отбившись от людского окружения и в отрыве от социокультурной среды. В лучшем случае он попадает в стаю зверей, принимается ими, адаптируется, включается в ролевую структуру, участвует в добыче пищи и получает защиту. В худшем — растет в одиночестве. И чем больше возраст потерявшегося ребенка, тем у него больше шансов сохранить основы человеческого облика.

Итак, воспитывая ребенка в русле общественных требований, мы убиваем в нем животные инстинкты и прививаем социально одобряемое поведение («сиди прямо», «не чавкай», «делай уроки», «не кричи», «причешись»). И нам, родителям, хорошо заметно, как этими требованиями мы прерываем его фантазирование, полет свободной мысли, увлекательное занятие, то есть — творческий процесс! Значит, воспитывая ребенка, мы сужаем процессы творчества, оставляя для них меньше времени.

Да, мы водим детей на музыку, в художественную студию, на танцы. Но это тоже, во-первых, находится в социально приемлемых рамках (вставлено в расписание), во-вторых, не совпадает с желаниями ребенка, а навязано родителями или системой (а может, ему хочется заниматься букашками), в-третьих, требует стабильности, а интересы и настроение ребенка изменчивы. Таким образом, думая, что развиваем творчество ребенка, мы «прокладываем асфальт привычек поперек тропинок желаний».

Чем старше ребенок, тем он «воспитаннее», и мы гордимся дисциплинированностью наших детей, умиляемся умению разговаривать со взрослыми и по-взрослому. Парадоксально, но «неуправляемость», «самость» ребенка — это проявления его свободы, возможность проявления творчества.

Наш опыт подтверждает: если взрослый демонстрирует детское поведение, мировоззрение, наивность, то, как правило, он обладает творческим потенциалом. Взрослые проявляются как творческие личности, когда играют. Игра — это территория детства. Для ребенка игра — не блажь, а тренировка взрослых процессов, полигон для отработки и лаборатория для конструирования взрослых навыков.

Еще один вывод: чем сильнее взрослый человек встроился в систему социальных требований, тем он менее творческий. Например, чиновники — кто больше их соответствует требованиям общества? Но много ли среди них творческих личностей? Чиновник — олицетворение человека некреативного, противоположного творчеству.

Давайте разберемся с девяти-, одиннадцатиклассниками. Попробуем определить их таланты. Для этого существуют специальные методики, тесты, оценочные сессии и процедуры, с помощью которых специалисты могут определить качества нервной системы, характера и личности, свидетельствующие о той или иной способности. Как правило, они основаны на принципе «что лучше получается, к тому и способен». Но наш путь иной. Нам нужно присмотреться к молодому человеку в его повседневной жизни, чтобы если не помочь, то не мешать ему определиться в том, что он может делать лучше всего.

Во-первых, вспомним, о чем ребенок мечтал. Мы хорошо знаем, что детские мечты и увлечения практически не оставляют следов в более взрослой жизни. Хотя, конечно, бывают исключения. Так, «новые», более поздние интересы ребенка, как правило, более устойчивы, а главное, они опираются на его способности и мотивацию. Самооценка человека созревает вместе с его личностью, становится все более адекватной, поэтому он в состоянии отказаться от занятий, в которых у него способности не проявляются, и заниматься тем, что ему ближе.

Конечно, нередко дети отказываются и от занятий, к которым у них есть способности, и тогда, нам, чтобы продолжить анализ, нужно обратиться к мотивации, ибо способность без нее мертва. Важно помнить, как бы ни был ваш ребенок талантлив, реализовать талант невозможно против воли ребенка.

Во-вторых, посмотрим, чему посвящено его свободное время и общение? Это сложная задача с учетом того, что ведущая деятельность в этом возрасте — общение. Молодые люди открывают для себя мир общения, отражения собственных ценностей и взглядов в другом, взаимную поддержку, сплоченность и ценность друг для друга. Большую часть времени общения занимают эти темы: отношения, восприятие моего «Я» другими, самосовершенствование, самоактуализация, обсуждение совместного времяпрепровождения, совместные мероприятия и формы взаимодействия (походы в кино, клубы, дни рождения, конфликты, разделение на компании и т. п.). Здесь трудно разглядеть «профессиональные» темы разговоров и обсуждение вопросов профессионального самоопределения, нередко они проявляются только перед выбором профильных экзаменов.

И тем не менее, эти разговоры надо слушать, чтобы понимать, чем занимаются в свободное время друзья, куда и с кем ходят. И тогда, уловив их основные темы, направленность разговоров, можно сделать вывод о векторе интересов ученика. Крайне важны комментарии вашего ребенка об этих обсуждениях, об участии в коллективных мероприятиях, о самих друзьях. Именно они отражают его ценности и интересы. Иногда такие оценки содержат указание на то, что он будет делать и что не будет. Здесь впервые может проявиться «зародыш» новой способности.

В-третьих, в каких сообществах он общаются с большей охотой? Какую группу он выбрал, от общения с кем отказался и почему? Это одноклассники или смешанная группа? Это старшеклассники или вообще внешкольное сообщество (спортивная секция, музыкальная школа)? С кем ему интересно и почему?

Интерес, который проявляет ученик к ровеснику или взрослому, явно указывает на ценность, который олицетворяет этот человек. А если вы нашли в поведении ребенка, в общении с этими людьми что-то новое, доселе неизвестное вам поведение, значит, вы увидели, как проявилась его новая способность. Например, ваш парень сдружился со старшеклассником, который занимается конструированием роботов. Значит, интерес вашего сына в области интересов его товарища.

В-четвертых, понаблюдаем, в какие игры он играет? Большинство детей играет сегодня в компьютерные игры. Среди молодежи распространены также и групповые игры, такие как «Мафия», «Шляпа», «Ассоциации» и пр. И вдруг вы заметили, что он имеет успех в какой-то из них. Успех даже в компьютерной игре может указывать на его способности: скорость реакции, распределение внимания, пытливость, настойчивость. Но самое ценное — это интерес к той сфере реальной жизни, которая моделировалась в игре. Так, игра в «Цивилизацию» порождает интерес к истории, экономике, а в «Танки» — к технике, военному искусству и истории. В групповых играх проявляются способности более высокого уровня: интеллект, кругозор, проницательность, умение задавать вопросы, искусство диалога и пр.

В-пятых, исследуем, какие предметы его окружают? Посмотрите на комнату вашего ребенка, на его рабочий стол, полки с книгами. Как он одевается — в каком стиле? Является ли он символом какого-либо сообщества или проявляет креативность? Показывает ли он вам результаты своей деятельности: поделки, фото, рассказывает ли о просмотренном фильме или прочитанной книге?

Теперь главное — что вы видите и слышите? Как то, что вы видите и слышите, отличает вашего ребенка от других детей? Это и есть его новые способности.

Итак, чего больше в перечисленных пунктах — рассуждений о способностях или о мотивации? Пожалуй, все эти примеры показывают, что способности тесно соседствуют с направленностью интересов и мотивацией ребенка, настолько тесно, что порой неотделимы друг от друга. Более того, мы знаем массу примеров, когда человек, не обладавший способностями в какой-либо сфере, добивается успеха, сильно этого желая. Да, способности могут следовать за мотивацией. А талант может «погибнуть», если у человека нет соответствующего желания.

Запомните главное: желание не дается человеку без способности и сил его осуществить!

Валерий Чемеков