Что нужно знать учителю об информационных технологиях

Базовый технологический минимум современного учителя

От этого никуда не деться. Информационные технологии пришли в школу, чтобы остаться навсегда. Или, по крайней мере, надолго. Но информационные технологии могут быть интегрированы эффективно, если они внедряются с целью изменить работу учителя и учение учащихся. В ходе своих поездок не раз убеждался, какова огромная разница в ИКТ-компетентностях учителей. Сегодня я хотел бы прописать тот базовый технологический минимум, которым, на мой взгляд, должен обладать каждый современный учитель.

Офисные приложения

Каждый учитель должен владеть этими инструментами повышения производительности.
Учителям приходится обрабатывать большое количество данных разных типов. Инструменты производительности (текстовый редактор, электронные таблицы и приложение для создания презентаций) доступны на всех компьютерах и являются очевидными инструментами для большинства задач обучения. И все же, по данным исследователей, 80 процентов пользователей компьютеров знают только 20 процентов того, что может сделать компьютер.
Большинство учителей считают себя компетентными, используя, к примеру, текстовой редактор WORD. А знаете ли вы, как сделать слияние полей (которое включает в себя умение работать с базами данных)?

Вы знаете:
* как вставить фотографии в текст,
* как использовать маркеры отступа,
* как создавать колонки в тексте,
* как создать книгу?

Это не самые сложные приёмы работы с текстом. Современный текстовый редактор — это мультимедийный инструмент. Его умелое использование может позволить творческим учителям создать множество визуально привлекательных, богатых информацией учебных материалов. Каждый учитель должен научиться правильно его использовать.
Каждый учитель также должен знать, как пользоваться числовыми данными в электронной таблице, использовать формулы для управления этими данными и отображать их в диаграммах и графиках.
Каждый учитель должен быть знаком с программами презентаций, такими как PowerPoint, Impress и другие.

Но знаете ли вы, как с помощью программы презентаций:
* использовать триггеры для создания интерактивных разработок,
* подготовить интерактивный плакат,
* интерактивную ленту,
* учебную интерактивную инфографику и т.п.?

Инструменты программы презентаций нужны не только для создания докладов и отчётов. И не только для создания линейных мультимедийных уроков с целью усиления наглядности. У нас под рукой мощный инструмент для усиления эффективности обучения.
Инструменты рисования в сочетании с другими инструментами бесценны для подготовки раздаточных материалов, рабочих листов, слайдов и т.д. Проверьте их!
Учителя должны иметь достаточный опыт в использовании офисных приложений не только для того, чтобы облегчить свой труд по составлению отчётов, рабочих программ и календарно-тематических планов. Офисные приложения являются мощными инструментами для обучения. Попробуйте!
 
Устранение технических неисправностей

Каждый учитель должен уметь быстро устранять возникающие технические проблемы, которые часто возникают в классе. Например, вы должны знать, что если компьютер начинает вести себя «странно», зависает, самое простое решение часто заключается в том, чтобы просто перезагрузить его. Иногда штепсельные вилки чувствуют себя слишком свободно в розетках или диски не до конца вставлены в приводы. Или у вас не появляется второй экран, хотя проектор вы подключили правильно. Настроить изображение, подаваемое из проектора до нужных размеров. Подкорректировать трапецию.
И таких мелких задач много. Не стоит каждый раз надеяться только на учеников. Не ленитесь. Сколько случаев, когда даже на профессиональных конкурсах я убеждался, что учителя даже не знают, как запустить свою презентацию.
 
Техническая помощь

Каждый учитель должен знать, куда обратиться за технической помощью. Иногда возникают технические проблемы, выходящие за рамки компетенции учителя. В хороших школах с вас снимут эту головную боль. Там имеется отзывчивый и квалифицированный технический персонал, доступный для вас полный рабочий день.
Если у вас нет такой возможности, узнайте, к кому в вашем населённом пункте вы можете обратиться. Установите хорошие рабочие отношения с техническим персоналом и обязательно запишите, как быстро связаться с ними, когда возникает необходимость.
 
WEB-ресурсы

Каждый учитель должен быть знаком с тем, что доступно в интернете в его предметной области. Интернет — это великолепный ресурс для обучения. И он развивается в последние годы невероятными темпами. Найдите время, чтобы изучить то, что доступно и бесплатно. Это может в разы обогатить ваш профессиональный опыт. Если вы только начинаете внедряться в интернет-пространство, уверен, Дидактор является одним из удачных мест для вашего старта.
 
Навыки поиска в интернете

Каждый учитель должен владеть отточенным алгоритмом поиска в Интернете. Поиск в Интернете стал важным навыком для всех пользователей компьютеров. Многие учителя проводят много времени в интернете в поисках мультимедийных ресурсов, а также общего информационного материала. Почти всё, что вы желаете, доступно в Интернете. Если вы только знаете, как его найти. Узнайте, как облегчить работу учителя в Интернете.
 
Интерес и гибкость

Каждый учитель должен быть открыт для новых информационно-образовательных технологий. Это так важно сегодня! Почти каждую неделю становятся доступными новые технологии, которые могут изменить, а иногда и полностью меняют наши представления о цифровых инструментах обучения.
Хорошие учителя сохраняют заядлый интерес к новым технологиям с целью повышения эффективности их преподавания. Не отвергайте с порога новое. Присмотритесь! Вдруг ваше первоначальное отрицательное мнение было ошибочным? Хорошие учителя должны быть постоянно в состоянии поиска, как улучшить свою работу. Один из лучших способов сделать это: присоединиться к какому-либо профессиональному педагогическому сообществу, где учителя собираются вместе в открытом форуме, чтобы поделиться идеями из образовательной практики.

Что делать, когда на уроке внезапно отказывает техника?

Самые радужные планы любого учителя, желающего использовать цифровые технологии в классе, могут быть нарушены из-за технологического сбоя. Ситуация, часто встречающаяся даже на исходе второго десятилетия XXI века. И дело не только в банальном отключении электричества.

Учителю приходится считаться с целым рядом часто встречающихся технологических сбоев:
* медленная скорость интернет-соединения;
* ноутбуки мобильного класса на тележках не заряжены;
* отсутствуют адаптеры wifi, bluetooth;
* отсутствует необходимое программное обеспечение;
* забыты пароли доступа;
* отсутствуют необходимые кабели;
* заблокированы необходимые сайты;
* проблемы со звуком;
* проектор плохо работает (цветность нарушена и пр.) или вообще перегорела лампа.

Даже самый опытный в цифровых технологиях учитель может столкнуться с непредвиденными осложнениями. У меня они происходили не раз в связи с частыми выездами на обучающие курсы и семинары. Поэтому в моём портфеле, кроме ноутбука, всегда USB-модем, переходники, короткие кабели, электрический удлинитель «Пилот». Независимо от сложившейся ситуации и своего опыта, педагог в случае технологического сбоя может и должен спасти запланированный урок, выйти из затруднений с честью.
В случае технологического сбоя учитель никогда не должен терять самообладания, показывать ученикам свою растерянность. Знаю, что многие держат в запасе сценарий обычного урока без использования цифровых технологий. Между тем, хочу предложить вам и другие варианты выхода из сложной ситуации.
Вместо того, чтобы сдаваться или расстраиваться перед учениками, подумайте, как использовать появившуюся внезапно возможность для того, чтобы научить ребят, как бороться с технологическим сбоем. Конкретная жизненная ситуация, с которой они тоже встречаются.
 
Поведенческая модель: настойчивость и решение проблем

Ученики быстро реагируют на созданную внезапно учителем новую модель урока. Включение учеников в сотрудничество для решения технологических проблем, особенно в 7-11 классах, — это педагогическая ситуация, которая является целью современной педагогики.

Попросить учеников о технической поддержке:
* «У кого-нибудь есть другое предложение о том, как мы можем получить доступ к этому сайту?»
* «Кто знает, как мы можем подключить звук?»
* «Есть ли другое программное обеспечение, которое мы могли бы использовать для отображения этой информации?»
Ученики более мотивированы, когда они являются частью решения проблемы.
 
Учиться решать проблемы — требование 21 века

Федеральные стандарты, как известно, требуют формирования следующих ключевых компетенций ученика, которые пригодятся ему во взрослой жизни:
* самостоятельно принимать важные решения,
* умение спрогнозировать возможные варианты развития ситуаций,
* мобильность, открытость к сотрудничеству,
* ответственность за социальное и экономическое процветание государства.

Современный учитель должен понимать, что избегать использование информационных технологий в классе и в результате работать без технологических сбоев, сложно. Рядом куча коллег, других образовательных учреждений, которые создали развитую информационно-образовательную интерактивную среду и эффективно пользуются, вовлекают в неё учеников.
Учитывая то, что технический прогресс развивается, и количество технологических сбоев может уменьшиться, можно предложить учителям самим создавать такие ситуации. Особенно учителям информатики.
 
Разработка новых стратегий

Ситуации с технологическими сбоями потребует от учителей разработки учебных стратегий:
 
Решение №1
Если доступ к Интернету замедляется, потому что ученики, как правило, одновременно подключаются, учитель предлагает ребятам работать в автономном режиме до тех пор, пока Интернет не станет доступным.
 
Решение № 2
Если доступ к Интернету замедляется, можно использовать свой и ученические смартфоны в качестве точек доступа для ноутбуков.
 
Решение № 3
Когда ноутбуки мобильного класса на тележках не заряжены одновременно, учителя могут объединить учащихся в группы для работы на готовых заряженных устройствах до тех пор, пока остальные ноутбуки не заработают.
 
Решение № 4
Согласованные действия с учителем информатики или системным администратором школы:
* Решение вопросов со вспомогательным оборудованием (кабели, адаптеры, лампа проектора и т. д.)
* Создание баз данных для записи или изменения паролей.
* Решение вопросов с фильтрацией. Открыть доступ к тем сайтам, которые нужны учителю для урока.
* Загрузка необходимого программного обеспечения.
 
Последние мысли

Как видим, учитель может использовать возникшую проблему технологического сбоя в своих целях. Однако для учителей-предметников это только часть айсберга. Обязанности изучения конкретных предметных тем никто не отменял. Следует подумать, как компенсировать потерянное время.
И, конечно, если технологический сбой не решается за несколько минут, разумным выходом является наличие «низкотехнологичного» мела. Если же в классе нет обычной доски (а это, к сожалению, уже встречается в школах), то всегда иметь про запас «низкотехнологичные» карандаши (или фломастеры) и ватманский лист бумаги. А может быть несколько наборов карандашей и фломастеров, несколько листов ватмана для работы учеников в группах, если вы это предусматриваете. И, конечно же, резервный план урока.
И тогда паники не возникнет при неожиданном повороте, связанном с технологическим сбоем.

Георгий Аствацатуров