Арфы нет, возьмите бубен!

О преподавании предметов музыки, изо и МХК

Вряд ли кто поспорит, что самые большие золушки от педагогики — школьные учителя музыки, изо и МХК: и ставки у них самые маленькие, и уроков в средней школе минимум один в неделю, и тот иные директора стремятся под каким-либо предлогом «оптимизировать».

Предметная область «Искусство» выживает на задворках школьного расписания

В старшей школе искусство чаще всего как необязательный предмет и вовсе изгоняют из школы. И мало кто из чиновников от образования задумывается об опыте директора Губернаторского Светленского лицея Александра Сайбединова, который когда-то, еще в обычной школе маленького поселка, рискнул выделить 20 процентов учебного времени на искусство. В итоге школа стала лицеем, выпускающим и математиков, и физиков, которые успешно поступают в технические вузы. В Канаде между тем даже соотношение к остальным предметам в 25 процентов посчитали национальной угрозой. Не говоря уже о Японии, которая, как известно, ввела в старшей школе 6 уроков искусства в неделю, благодаря чему стала нацией самых креативных инженеров в мире, различающих 240 оттенков цвета и не способных на брак, и вышла в мировые лидеры.

Об этих и многих других фактах и проблемах говорили на съезде представителей Ассоциаций учителей музыки, изобразительного искусства и мировой художественной культуры, прошедшем в 2016 году в Московской государственной академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки.

Не до музыки?

Все участники форума были единодушны: сам факт съезда, того, что власть обратила на них внимание, дала им возможность собраться, обсудить проблемы и предложить пути их решения, обнадеживает. Лучше взаимодействовать друг с другом и властью должно помочь создание Межрегиональной ассоциации учителей искусства, в которую войдут все уже существующие отдельные ассоциации. На съезде были выбраны члены инициативной группы ассоциации. На этом, пожалуй, позитив закончился. Каждая секция разработала свои предложения в резолюцию съезда и концепцию преподавания предметной области «Искусство» в образовательных организациях. Их было немало, потому что, «откровенно говоря, наболело». В кулуарах педагоги высказывались еще откровеннее. Вот что думают о главных проблемах преподавания искусства в школе непосредственные участники процесса.

Владимир Солозопов, учитель музыки, Тамбов:
— Благодаря съезду я вижу, что не только в моем регионе острые проблемы. Ну, про 18 часов ставки мечтать не приходится… Даже работая в школе, где было 3 параллели, я ее не набирал. Но главная проблема даже не в часах, было бы на чем работать, у нас нет ни оборудованных классов, ни инструментов. Поэтому возникает ситуация, когда детям становится неинтересно на уроках, а учителям нечем доказать, на что способен их урок. Я работаю учителем музыки уже 8 лет, сменил 3 школы, но у меня ни разу не было кабинета музыки!
 
Людмила Буканова, учитель музыки школы с углубленным изучением английского языка № 1352, Москва:
— Одна из основных проблем, о которой коллеги тоже говорили, — то, что предмет ведут не специалисты, не музыканты. У нас есть такие учителя, которые не подходят к инструменту, потому что им не владеют. Но это же нонсенс! Надо прежде всего быть музыкантом, самому чувствовать природу музыки. Я окончила Музыкальное училище при Московской консерватории и еще факультет культурологии. Пять лет вела МХК, сейчас уже нет. Если честно, учителю это невыгодно: предмет требует колоссальной подготовки, у меня уже дома некуда было книги по искусству ставить. Целую неделю готовишься к одному уроку, а оплачивают его тебе как обычный урок. Другая проблема — чтобы успешно преподавать МХК, по моему мнению, нужно быть на уровне доцента-искусствоведа. Но все ли учителя обладают такими знаниями?
 
Борис Неменский, народный художник России, директор Центра непрерывного художественного образования Московского института открытого образования:
— Надеюсь, съезд предъявит Министерству образования жесткое требование сообщества учителей: сохранить обязательность предметов художественного цикла. Потому что мы все знаем, что многие директора школ считают их вообще ненужными и стараются ликвидировать как класс.

Мы сами недооцениваем метапредметность и возможности изобразительного искусства. Ни одна религия, ни одна идеология не обходятся без пропаганды средствами нашего искусства: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Сегодня вся наша культура стала визуальной, все виды человеческой деятельности — отдых, труд, общение, даже любовь — визуализированы. Реклама, кино, телевидение, Интернет — все средства коммуникации действуют прежде всего через образное восприятие. А какой еще предмет в школьной программе так развивает визуальное восприятие, как изобразительное искусство? Чиновники должны это услышать.

В резолюции съезда предлагается сохранить непрерывность изучения искусства с 1-го по 11-й класс. Я за, но есть ли нам что сохранять? В программе 10-11-х классов уже нет изо и музыки, а МХК не обязательна. Я за предложение ввести в 10-11-х классах предмет «Мировая художественная культура» как обязательный для всех — и для гуманитарных, и для технических классов. Здесь может быть вариативность, но не очень большая: можно дать детям на выбор блоки изобразительного искусства, дизайна, музыки, театрального искусства и кино.

Но я против введения выбора в 8-9-х классах 4 вариантов предмета: либо музыки, либо изо, либо общего искусства, либо российской художественной культуры. Разве в предметы «Музыка» и «Изо» российская художественная культура уже не входит? И где мы найдем таких гениальных учителей, которые будут совмещать в себе и музыканта, и художника? Никакого синтетического предмета тут не нужно. На мой взгляд, это разжижение предмета, и эту вариативность нужно убирать. Это ступень, которая может привести к необязательности наших предметов. Поэтому в программах четко должны быть прописаны музыка и изо с 1-го по 9-й класс.
 
Начинать нужно с себя…

Но это проблемы хоть и острые, но внешние, между тем накопилось и много внутренних. Более того, последние-то и породили одну из главных обид учителей — падение значимости предметной области «Искусство». В отчаянии педагоги предложили даже подумать о введении ОГЭ и ЕГЭ по музыке, изо и МХК в целях повышения статуса предмета, введения его в ряд обязательных. Впрочем, всерьез эту идею не обсуждали в отличие от, скажем, предложения начислять дополнительные баллы за победу и призерство во Всероссийской олимпиаде школьников по искусству, сейчас ее результаты не имеют значения при поступлении в вузы.

Как выяснилось, отдельные эксперты считают, что во многом в пренебрежении к искусству в школе виноваты приверженность учителей к устаревшему формату занятий, их консерватизм и нежелание-неумение выстраивать уроки в соответствии с новыми реалиями жизни. Приходится признать: уроки музыки и рисования в средней школе порой просто скучны и бессодержательны.
 
Федор Окольников, директор школы № 514, Москва:
— Предметы художественного цикла, несомненно, развивают таланты, раскрывают творческий потенциал ребенка. Но если в начальной школе песня, танец, рисование — это то, чего требует возраст, то, мне думается, с 5-го по 7-й класс надо уже приводить ум в порядок. И тут остро стоит вопрос содержания, иначе уроки музыки превращаются в профанацию. Мы с учителями музыки подумали и решили изучать циклические произведения, «Времена года» Чайковского, например, там есть музыкальная часть, есть картинки и есть поэтические эпиграфы. Из этого дети могут сложить систему. А у них должно сложиться системное мышление, без этого ни физику, ни химию изучать невозможно, и они могут это научиться делать на музыкальном материале. Я договорился с учителями, что по результатам такого изучения раз в полгода они будут делать зачетный урок.

По изо мы хотим разделить детей в 7-9-х классах: на уроке будут сидеть пять человек, которые хотят и могут рисовать, для этого у них все есть (недавно вот закупили новые мольберты), остальные дети в библиотеке делают индивидуальный проект. Никто никого не мучает, и при этом дети не валяют дурака, а делают реальную работу, за которую можно поставить заслуженную оценку.

Что касается МХК, то там проектная деятельность еще более продуктивна. С нового учебного года наши учителя будут готовить со школьниками 9-11-х классов мини-проекты, и я смогу одночасовые неэффективные курсы вытащить из учебного плана и отдать либо под профильные предметы (никуда от этого не денешься!), либо под работу над индивидуальным проектом. На мой взгляд, дети больше узнают и почерпнут, готовясь к проекту, чем на уроках обо всем и ни о чем. Сейчас много прекрасных пособий для учителей, например, «Анатомия дизайна», которая показывает, как появились современные символы и эмблемы той же пепси-колы и т.д., из каких пластов искусства, ребенок видит, откуда наше клиповое, визуальное мышление. Можно найти массу интересных старшеклассникам тем, например, «Изображение человека после сексуальной революции». Вот за такие конкретные результаты логично платить учителю стимулирующие выплаты.

Увы, никто не говорит честно, что учителя музыки и изо не могут по-современному организовать урок, зато жалуются — им не хватает часов и т.д. Но на старые формы преподавания больше часов точно не дадут.
Специалисты как раз могут подсказать, какие новые формы, а главное — новый подход к содержанию урока можно с успехом использовать.
 
Игорь Красильников, профессор, ведущий научный сотрудник Института художественного образования и культурологии Российской академии образования:
— С моей точки зрения, главная проблема уроков музыки — недостаточное внимание к продуктивной деятельности ребенка. Дети лишь воспринимают то, что им рассказывают, и слушают, но не задействованы сами. А ведь на уроках музыки можно научить музицировать абсолютно каждого ребенка! Все дело в методике. Это известный путь упрощения инструментария деятельности, во-вторых, коллективное музицирование, в-третьих, использование электронных инструментов, облегчающих обучение музыке. А самое главное — можно упростить музыкальную задачу для ребенка на уроке — музицирование для себя. Это реальная цель. Но чтобы результат не разочаровал ребенка, а получился красивым, нужен внешний источник звучания — в его качестве могут выступать и электронные инструменты, и фонограмма, и живое исполнение профессионального музыканта.

Успешно можно использовать на уроках синтезатор. Это музыкальный фон для выступлений детей, кроме того, на нем школьники могут сами играть, импровизировать, сочинять и записывать музыку. Конечно, учителю придется осваивать новую методику, подыскивать репертуар и т.д. Не все к этому готовы. Но нужно работать с учителями, менять их подход к уроку.

Некоторые учителя и целые школы этот подход уже поменяли. Как, например, в школе № 40 Перми, где организовали потрясающий проект «Дети на оперной сцене», в рамках которого обычные школьники выступают в массовках в Пермском театре оперы и балета. Отношение к ним со стороны театра самое серьезное — ребята должны петь, играть и выглядеть на уровне настоящих артистов. Другой пример — в Салтыковской гимназии в Балашихе личная увлеченность учителя (словесника Ираиды Щербаковой) подтолкнула администрацию школы ввести в школьную программу не только МХК, но и урок народной культуры. Как правило, практика доказывает: если учитель творческий, то и интерес детей к его предмету возрастает, и отношение администрации меняется к лучшему. Но, конечно, на одном энтузиазме далеко не уедешь, и педагогам искусства в школе нужны поддержка и понимание сверху, на что надеются все участники съезда.

Источник: eduface.ru